Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
- сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
- определить направления развития малого бизнеса;
- сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ……………………………………………………………………….....22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………....29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………………44
Во-вторых, расширение и динамизм рыночной среды. Развитие глобальных рынков, транспортных и информационных систем приводит к появлению глобальной конкуренции и новой международной схеме разделения труда.
В-третьих, усиление конкуренции между предприятиями, что позволяет малому предпринимательству в полной мере проявить свои достоинства, в первую очередь способность быстро приспосабливаться к специфической клиентуре и традиционным стандартам качества.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малого предпринимательства большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
В основном процесс создания малых предприятий шёл стихийно. На малые предприятия, особенно в первоначальный период их быстрого роста, возлагались большие надежды. Предполагалось, что это приведет к широкому развитию конкуренции, повышению экспортного потенциала, быстрому насыщению рынка товарами и услугами. Но всего этого не произошло. Вклад таких предприятий в оздоровление экономики оказался малозаметным. Это, безусловно, влияние общего спада производства и разрыва хозяйственных связей. Но главное заключается в том, что не получив должной государственной поддержки, малые предприятия направили свое внимание не в сферу производства продукции, а в сферу обращения, услуг и посредничества.
Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Малый бизнес стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и повышать эффективность производства. В то же время поддержка малого бизнеса — это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом. В принятом в США федеральном законе о малом бизнесе прямо провозглашается жизненно важная роль малого бизнеса: «Безопасность (страны) и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса». Результатом такой политики по отношению к малому бизнесу в США является ежегодный прирост новых предприятий в сфере частного бизнеса.[11]
В силу многих объективных причин (криминализации бизнеса и общества, несовершенной государственной политики в отношении малого предпринимательства и ряда других) становление и развитие малого бизнеса в России протекает очень сложно, его динамика неравномерна (таблица 1).
По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий зафиксирован в трех федеральных округах, среди них: Дальневосточный федеральный округ, Уральский федеральный округ и Приволжский федеральный округ.[11]
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2011 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных малых предприятий на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. | ||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.01.2010– 01.01.2011 |
в % от среднего | |
Российская Федерация |
154,8 |
-5,7 |
100,0 |
Динамика некоторых показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации за последние три года приведена на рис. 1,2.
Рис. 1. Количество малых предприятий, тыс. ед.
Рис. 2. Оборот малых предприятий, млрд руб.
По итогам 2010 г. по сравнению с 2009 г. в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий. По показателю количество малых предприятий зафиксирована отрицательная динамика.
На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 процентных пунктов. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 г. превысил показатель 2009 г. на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%).
Малый
бизнес тесно связан с развитием
самостоятельной занятости (предприятия
без использования наемных
На совещании по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, проводимом 1 марта 2011 г., президент РФ отметил, что очень важным направлением явилось создание постоянных рабочих мест в сфере малого бизнеса. За 2009–2010 гг. открыли собственное дело 327 тыс. безработных граждан, которые создали еще дополнительно 68 тыс. рабочих мест для трудоустройства других безработных, то есть почти 400 тысяч человек нашли себе работу.
Если же в России подкорректировать данные органов статистики с учетом «мертвых душ» и «ложных малых фирм», получится удручающий показатель. По данным ТПП-Информ реально работающих и действительно малых предприятий в нашей стране всего 2–2,5 млн, в то время как на территории маленькой Японии умещается 8 млн малых фирм, а в США зарегистрировано более 20 млн. Как следствие, Россия значительно отстает от стран ЕС по вкладу малого и среднего бизнеса в экономику: в сфере малого и среднего бизнеса создается только 15% ВВП. Для сравнения, в ЕС этот показатель доходит до 60%. Доля занятых в малом бизнесе в России чуть больше 16%, тогда как в европейски странах — около 70%.[11]
Малый
бизнес с каждым годом в России
становится всё популярнее. Одни предприниматели
стараются изготавливать
Так за последнее время сфера производства
в нашей стране перестала уступать Западу.
Теперь отечественное производство может
предоставить как скрепки для степлера,
так и складское оборудование от конструкторского
отдела First Logistik. Одной из причин таких
улучшений специалисты называют федеральные
и региональные программы помощи предпринимателям.
Кроме того, отмечается желание граждан зарабатывать больше и жить лучше. Такими темпами страна в скором времени выйдет из кризиса и научится в дальнейшем преодолевать подобные неприятности.[15]
Глава 2 Роль местных органов власти в развитии бизнеса
Нижегородской области
2.1. Структура предприятий малого бизнеса
В Нижегородской области, одной из первых в России вступившей на путь рыночных преобразований в экономике, малое предпринимательство становится весомым фактором социально-экономического развития области и основным источником создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры.
Реализация областных программ приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, демонополизации, поддержки предпринимательства позволила создать основу для развития предпринимательского сектора экономики.
Развитие малого предпринимательства в Нижегородской области приобретает все большее экономическое и социальное значение, формируя средний класс - основу устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы. На сегодня - это самый динамично развивающийся сектор экономики. Растет общее число малых предприятий и занятых в этой сфере.
По оценке Нижегородского областного комитета государственной статистики, в 2003 г. в Нижегородской области действовало более 100 тысяч субъектов малого предпринимательства, том числе 18475 малых предприятий со статусом юридического лица и около 85 тысяч индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.
Отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более благоприятной для развития бизнеса: 50,2% всех малых предприятий - юридических лиц относятся к торговле и общественному питанию.
В 2003 г. среднесписочная численность на малых предприятиях - юридических лицах составила 210 тысяч человек. Численность работающих (с учетом вторичной занятости и предпринимателей без образования юридического лица) в сфере малого предпринимательства оценивается в 470 тыс. человек, что составляет примерно 25% населения, занятого в экономике области. В строительстве занято 20,5% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в промышленности – 24,3%, в сфере торговли и общественного питания – 33,1%, причем величина показателя, характеризующего роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения несколько занижена поскольку широко распространены вторичная и неформальная занятость, нет учета занятых по найму у индивидуальных предпринимателей.
За 2003 год общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого бизнеса в основной капитал составил 1030,4 млн. рублей. [18]
По состоянию на 1 января 2007 года по данным Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в регионе действовали 25 169 юридических лиц, относящихся к юридическим лицам, относящихся к малым предприятиям, около 350 средних предприятий и 74218 малых или средних предпринимателей. Таким образом, на территории Нижегородской области имеется около 100 тысяч хозяйствующих субъектов, которые в соответствии с законом Российской Федерации № 209-ФЗ относятся к малому и среднему бизнесу.[6]
Число занятых в нижегородском малом и среднем предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, а также индивидуальных предпринимателей приближается к 600 тысячам человек, что составляет около 34 % от общего числа занятых в экономике области. Этот показатель приближается к уровню развитых стран, где малый и средний бизнес обеспечивают 40-80% трудовой занятости.
За
последние пять лет вклад малых
предприятий в объем ВРП
Дальнейший анализ развития МСП Нижегородской области производится в разрезе малого предпринимательства, так как в этом сегменте накоплен наибольший объем статистической информации, позволяющей делать сопоставления как внутри Нижегородской области, так и на межрегиональном уровне. С учетом того, что на малых предприятиях (далее – МП) сосредоточена основная доля занятых в сфере МСП такой подход представляется корректным.
Нижегородская область является одним из ведущих субъектов страны по уровню развития МП. В таблице 2 отражена динамика численности МП в Нижегородской области и в среднем по Российской Федерации с 2003 по 2007 годы. [6]
Таблица 2
Динамика численности малых предприятий за 2003-2007 г.г.
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Число малых предприятий на конец года, тыс | |||||
Российская Федерация |
893,0 |
953,1 |
979, 3 |
1 032,8 |
1 137,4 |
Нижегородская область |
18,4 |
19,4 |
20,7 |
22,3 |
25,2 |
Темпы роста числа малых предприятий к предыдущему году | |||||
Российская Федерация |
106,7% |
102,7% |
105,5% |
110% | |
Нижегородская область |
105,4% |
106,7% |
107,7% |
113,0% |
Информация о работе Роль местных органов власти в развитии бизнеса