Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
- сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
- определить направления развития малого бизнеса;
- сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ……………………………………………………………………….....22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………....29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………………44
Источники: Научно-исследовательский институт проблем предпринимательства (далее – НИСИПП), Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области
Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства представлена по трем ключевым показателям: количеству МП (таблица 3); средней численности МП (таблица 4), обороту МП (таблица 5).
Таблица 3
Количество МП и их распределение по видам экономической
деятельности 2005-2007 г.г.
Отрасль по ОКВЭД |
2005 |
2006 |
2007 | |||
Число МП |
Доля % |
Число МП |
Доля % |
Число МП |
Доля % | |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования |
9 655 |
46,61 |
10 131 |
45,41 |
11 319 |
44,97 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3 619 |
17,47 |
4 077 |
18,28 |
4 585 |
18,22 |
Строительство |
2 727 |
13,17 |
2 790 |
12,51 |
3 188 |
12,67 |
Обрабатывающие производства |
2 506 |
12,10 |
2 772 |
12,43 |
2 863 |
11,38 |
Транспорт и связь |
791 |
3,82 |
909 |
4,07 |
996 |
3,96 |
Гостиницы и рестораны |
252 |
1,22 |
285 |
1,28 |
644 |
2,56 |
Сельское хозяйство, охота и личное хозяйство |
327 |
1,58 |
356 |
1,60 |
458 |
1,82 |
Прочие |
837 |
4,04 |
988 |
4,43 |
1 116 |
4,43 |
Итого |
20 714 |
100 |
22 308 |
100 |
25 169 |
100 |
Данные приведены на конец каждого года.
Источник: территориальный орган Федеральной службы по государственной статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)
Таблица 4
Численность
работников, занятых на МП и их распределение
по видам экономической
Отрасль по ОКВЭД |
2005 |
2006 |
2007 | |||
Число занятых |
Доля % |
Число занятых |
Доля % |
Число занятых |
Доля % | |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования |
111 977 |
35,03 |
119 696 |
36,51 |
116 380 |
34,50 |
Строительство |
78 482 |
24,55 |
77 097 |
23,52 |
82 233 |
24,38 |
Обрабатывающие производства |
63 838 |
19,97 |
60 818 |
18,55 |
59 425 |
17,62 |
Операции с недвижимым имуществом |
32 145 |
10,06 |
38 604 |
11,78 |
41 361 |
12,26 |
Гостиницы и рестораны |
3 157 |
0,99 |
3 358 |
1,02 |
9 740 |
2,89 |
Транспорт и связь |
9 112 |
2,85 |
7 472 |
2,28 |
8 321 |
2,47 |
Сельское хозяйство |
6 482 |
2,03 |
7 776 |
2,37 |
6 799 |
2,02 |
Прочие |
14 455 |
4,52 |
12 998 |
3,96 |
13 070 |
3,87 |
Итого |
319 648 |
100 |
327 819 |
100 |
337 329 |
100 |
Данные приведены на конец каждого года.
Источник: территориальный орган Федеральной службы по государственной статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)
Таблица 5
Годовой оборот МП и его распределение по видам экономической
деятельности. 2005-2007 г.г.
Отрасль по ОКВЭД |
2005 |
2006 |
2007 | |||
Млн. руб. |
Доля % |
Млн. руб. |
Доля % |
Млн. руб. |
Доля % | |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования |
314 262 |
84,62 |
278 692 |
77,19 |
288 937 |
73,90 |
Обрабатывающие производства |
23 001 |
6,19 |
33 086 |
9,16 |
46 289 |
11,84 |
Строительство |
16 776 |
4,52 |
25 230 |
6,99 |
30 301 |
7,75 |
Операции с недвижимым имуществом |
10 468 |
2,82 |
17 462 |
4,84 |
14 659 |
3,75 |
Транспорт и связь |
2 163 |
0,58 |
2 693 |
0,75 |
3 137 |
0,80 |
Гостиницы и рестораны |
1 345 |
0,36 |
896 |
0,25 |
2 577 |
0,66 |
Сельское хозяйство |
1 999 |
0,54 |
1 106 |
0,31 |
1 269 |
0,32 |
Прочие |
1 346 |
0,36 |
1 865 |
0,52 |
3 811 |
0,97 |
Итого |
371 360 |
100 |
361 030 |
100 |
390 980 |
100 |
Данные приведены на конец каждого года.
Источник: территориальный орган Федеральной службы по государственной статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)
Представленные данные демонстрируют неравномерность отраслевого развития малого предпринимательства в Нижегородской области. Среди МП превалируют торговля с ремонтом автотранспортных средств и предметов личного пользования. Отметим ощутимый рост в сегменте гостиницы и рестораны. К положительным моментам можно отнести рост оборота в материальных сегментах экономики – обрабатывающем производстве и строительстве.[6]
Значительные диспропорции в развитии МП наблюдаются и в территориальном аспекте. На долю Нижнего Новгорода приходится около 40 % от количества МП, а совокупная доля первых пяти по численности МП субъектов региона составляет 55%. В 26 районах области насчитывается меньше 50 МП в каждом, причем это преимущественно районы юга области.
Близкая
ситуация с территориальным
В сентябре 2012 года проводилось исследование посредством анкетирования представителей МСБ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Исследование проводилось на тему «Готовность предприятий малого и среднего бизнеса Нижегородской области к функционированию в условиях членства России в ВТО».[19]
В ходе исследования было опрошено 114 руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства (в дальнейшем – СМСП) в городских и сельских населенных пунктах Нижегородской области (около 15 % от общего числа членов ТПП НО). Таким образом, все результаты и выводы настоящего отчета опираются на субъективные свидетельства реальных представителей предпринимательского сообщества.
Фактически сложилась следующая структура СМСП, принявших участие в исследовании. На долю малых предприятий (с учетом микропредприятий) приходится более 70% от всех участников опроса (диаграмма №1).[19]
Диаграмма №1
Диаграмма № 2
В исследовании участвовали субъекты малого и среднего предпринимательства практически всех отраслей регионального хозяйства Нижегородской области. Сложившаяся в ходе анкетирования отраслевая структура выборки представлена в диаграмме № 2. Преобладание предприятий торговли над другими отраслями объясняется региональной структурой малого бизнеса Нижегородской области в целом.[19]
По
итогам первого полугодия 2012 года в
Нижегородской области
2.2. Формы
и виды поддержки малого
Надо учитывать, что Федеральная программа государственной поддержки определила лишь общие направления инвестиционной, организационной, технологической, кадровой и социальной политики государства по отношению к малому предпринимательству. Необходимо помнить, что малое предпринимательство по территориальной принадлежности, по своей сути - дело региональное, местное. Поэтому реализовать все направления государственной политики по поддержке малого предпринимательства предстоит именно на региональном и муниципальном уровнях.
Ведущая
роль в инфраструктуре малого предпринимательства
принадлежит органам исполнительной и
законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам
поддержки и развития малого предпринимательства.
Эти структуры лучше знают проблемы, с
которыми сталкиваются при осуществлении
деятельности предприниматели, они могут
все мероприятия по поддержке проводить
более адресно с учетом приоритетных направлений
работы субъектов малого предпринимательства.
Инфраструктура малого предпринимательства
включает также лизинговые фирмы и компании,
производственно-
Отсутствие
на территориях реально
Только политика органов местного самоуправления, использующая экономические рычаги развития предпринимательства в приоритетных сферах территориального хозяйства, позволит сформировать эффективную структуру хозяйственного комплекса города (района).
Формы и виды поддержки.[14]
|
Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Взаимодействие с учебными заведениями по профессиональной подготовке, повышению квалификации предпринимателей и специалистов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Оказание государственной поддержки в виде возмещения затрат по оплате образовательных услуг.
Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Обеспечение информационной и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства по их участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях, конференциях, круглых столах и т.п.
Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Информация о работе Роль местных органов власти в развитии бизнеса