Роль местных органов власти в развитии бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
- сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
- определить направления развития малого бизнеса;
- сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ……………………………………………………………………….....22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………....29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………………44

Файлы: 1 файл

Роль местных органов власти в развитии бизнеса(Маркетинг).docx

— 153.96 Кб (Скачать файл)

Источники: Научно-исследовательский  институт проблем предпринимательства (далее – НИСИПП), Министерство поддержки  и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Отраслевая  структура субъектов малого предпринимательства  представлена по трем ключевым показателям: количеству МП (таблица 3); средней численности МП (таблица 4), обороту МП (таблица 5).

Таблица 3

Количество  МП и их распределение по видам  экономической

деятельности 2005-2007 г.г.

Отрасль по ОКВЭД

2005

2006

2007

Число МП

Доля %

Число МП

Доля %

Число МП

Доля %

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования

9 655

46,61

10 131

45,41

11 319

44,97

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3 619

17,47

4 077

18,28

4 585

18,22

Строительство

2 727

13,17

2 790

12,51

3 188

12,67

Обрабатывающие производства

2 506

12,10

2 772

12,43

2 863

11,38

Транспорт и связь

791

3,82

909

4,07

996

3,96

Гостиницы и рестораны

252

1,22

285

1,28

644

2,56

Сельское хозяйство, охота и личное хозяйство

327

1,58

356

1,60

458

1,82

Прочие 

837

4,04

988

4,43

1 116

4,43

Итого

20 714

100

22 308

100

25 169

100


Данные приведены  на конец каждого года.

Источник: территориальный  орган Федеральной службы по государственной  статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)

Таблица 4

Численность работников, занятых на МП и их распределение  по видам экономической деятельности. 2005-2007 г.г.

Отрасль по ОКВЭД

2005

2006

2007

Число

занятых

Доля %

Число

занятых

Доля %

Число

занятых

Доля %

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования

111 977

35,03

119 696

36,51

116 380

34,50

Строительство

78 482

24,55

77 097

23,52

82 233

24,38

Обрабатывающие производства

63 838

19,97

60 818

18,55

59 425

17,62

Операции с недвижимым имуществом

32 145

10,06

38 604

11,78

41 361

12,26

Гостиницы и рестораны

3 157

0,99

3 358

1,02

9 740

2,89

Транспорт и связь

9 112

2,85

7 472

2,28

8 321

2,47

Сельское хозяйство

6 482

2,03

7 776

2,37

6 799

2,02

Прочие

14 455

4,52

12 998

3,96

13 070

3,87

Итого

319 648

100

327 819

100

337 329

100


Данные приведены  на конец каждого года.

Источник: территориальный  орган Федеральной службы по государственной  статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)

Таблица 5

Годовой оборот МП и его распределение  по видам экономической

деятельности. 2005-2007 г.г.

Отрасль по ОКВЭД

2005

2006

2007

Млн. руб.

Доля %

Млн. руб.

Доля %

Млн. руб.

Доля %

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования

314 262

84,62

278 692

77,19

288 937

73,90

Обрабатывающие производства

23 001

6,19

33 086

9,16

46 289

11,84

Строительство

16 776

4,52

25 230

6,99

30 301

7,75

Операции с недвижимым имуществом

10 468

2,82

17 462

4,84

14 659

3,75

Транспорт и связь

2 163

0,58

2 693

0,75

3 137

0,80

Гостиницы и рестораны

1 345

0,36

896

0,25

2 577

0,66

Сельское хозяйство

1 999

0,54

1 106

0,31

1 269

0,32

Прочие

1 346

0,36

1 865

0,52

3 811

0,97

Итого

371 360

100

361 030

100

390 980

100


Данные приведены  на конец каждого года.

Источник: территориальный  орган Федеральной службы по государственной  статистике по Нижегородской области (далее – Нижегородстат)

 

Представленные  данные демонстрируют неравномерность  отраслевого развития малого предпринимательства  в Нижегородской области. Среди  МП превалируют торговля с ремонтом автотранспортных средств и предметов  личного пользования. Отметим ощутимый рост в сегменте гостиницы и рестораны. К положительным моментам можно отнести рост оборота в материальных сегментах экономики – обрабатывающем производстве и строительстве.[6]

Значительные  диспропорции в развитии МП наблюдаются  и в территориальном аспекте. На долю Нижнего Новгорода приходится около 40 % от количества МП, а совокупная доля первых пяти по численности МП субъектов региона составляет 55%. В 26 районах области насчитывается меньше 50 МП в каждом, причем это преимущественно районы юга области.

Близкая ситуация с территориальным распределением индивидуальных предпринимателей без  образования юридического лица –  в Нижнем Новгороде их доля составляет 30%, а в первых пяти по численности МП – 58%. В аутсайдерах по численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица основном южные районы области.

В сентябре 2012 года проводилось исследование посредством анкетирования представителей МСБ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Исследование проводилось на тему «Готовность предприятий малого и среднего бизнеса Нижегородской области к функционированию в условиях членства России в ВТО».[19]

В ходе исследования было опрошено 114 руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства (в дальнейшем – СМСП) в городских и сельских населенных пунктах Нижегородской области (около 15 % от общего числа членов ТПП НО). Таким образом, все результаты и выводы настоящего отчета опираются на субъективные свидетельства  реальных представителей предпринимательского сообщества.

Фактически  сложилась следующая структура  СМСП, принявших участие в исследовании. На долю малых предприятий (с учетом микропредприятий) приходится  более 70% от всех участников опроса (диаграмма №1).[19]

Диаграмма  №1

Диаграмма № 2

В исследовании участвовали субъекты малого и среднего предпринимательства практически всех отраслей регионального хозяйства Нижегородской области.  Сложившаяся в ходе анкетирования отраслевая структура выборки представлена в диаграмме № 2. Преобладание предприятий торговли над другими отраслями объясняется региональной структурой малого бизнеса Нижегородской области в целом.[19]

По  итогам первого полугодия 2012 года в  Нижегородской области насчитывается более 120 000 субъектов малого предпринимательства (рост к аналогичному периоду прошлого года - 1,6%), а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет 589 300 человек (рост - более 5 %). «Это 36,3% от всего трудоспособного населения региона. Оборот предприятий малого и среднего бизнеса составил 300,4 млрд рублей, поступления в бюджет - около 3 млрд», - сообщил Денис Лабуза, министр поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.[16]

2.2. Формы  и виды поддержки малого бизнеса  органами власти

Надо  учитывать, что Федеральная программа  государственной поддержки определила лишь общие направления инвестиционной, организационной, технологической, кадровой и социальной политики государства по отношению к малому предпринимательству. Необходимо помнить, что малое предпринимательство по территориальной принадлежности, по своей сути - дело региональное, местное. Поэтому реализовать все направления государственной политики по поддержке малого предпринимательства предстоит именно на региональном и муниципальном уровнях.

Ведущая роль в инфраструктуре малого предпринимательства  принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого предпринимательства. Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.

Отсутствие  на территориях реально действующих  льгот и стимулов, в условиях существующего  налогообложения, разрушение единого  экономического пространства и межрегиональных экономических связей способствует однобокой специализации малых предприятий преимущественно на торгово-посреднической деятельности вместо решения производственных проблем.

Только  политика органов местного самоуправления, использующая экономические рычаги развития предпринимательства в  приоритетных сферах территориального хозяйства, позволит сформировать эффективную структуру хозяйственного комплекса города (района).

Формы и  виды поддержки.[14]

  1. Финансовая поддержка:
  • Предоставление государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Предоставление субсидий.

  • Оказание государственной поддержки в виде возмещения затрат на уплату первого взноса по договору лизинга оборудования. 
    Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
  • Оказание государственной поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела. 
    Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
  • Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

  1. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
  • Учебно-методологическая, научно-методологическая помощь субъектам МСП.

Взаимодействие  с учебными заведениями по профессиональной подготовке, повышению квалификации предпринимателей и специалистов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

  • Иной вид поддержки.

Оказание  государственной поддержки в  виде возмещения затрат по оплате образовательных услуг.

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

   

  1. Информационная поддержка:

Обеспечение информационной и организационной поддержки  субъектов малого предпринимательства по их участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях, конференциях, круглых столах и т.п.

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

     

  1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства:
  • Реестр инновационных малых и средних предприятий Нижегородской области.

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

  • Предоставление субсидий на компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки. 
    Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
  • Оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям - субъектам малого и среднего предпринимательства Нижегородской области в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением.

Информация о работе Роль местных органов власти в развитии бизнеса