Роль местных органов власти в развитии бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
- сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
- определить направления развития малого бизнеса;
- сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ……………………………………………………………………….....22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………....29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………………44

Файлы: 1 файл

Роль местных органов власти в развитии бизнеса(Маркетинг).docx

— 153.96 Кб (Скачать файл)

Мероприятие проводит Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.[14]

Программы поддержки

  • Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы.
  • Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.
  • ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы".
  • Областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2009 - 2011 годы".
  • ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 - 2014 годы".
  • Областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах».
  • ВЦП "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 гг."
  • Областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012-2014 годах".
  • Программа развития промышленности Нижегородской области на 2009-2013 годы.
  • Областная целевая программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2009-2011 годах".[14]

Инфраструктура  поддержки малого бизнеса

Все субъекты институциональной  структуры поддержки

Орган исполнительной власти субъекта РФ (6 субъектов)

Координационный совет (1 субъект)

   

Центр/Агентство по развитию предпринимательства (21 субъект)

Фонд содействия кредитованию (2 субъекта)

   

Бизнес-инкубатор (1 субъект)

Учебно-деловой центр (1 субъект)

   

Агентство по поддержке экспорта товаров (1 субъект)

Лизинговая компания (1 субъект)

   

Торгово-промышленная палата (1 субъект)

Финансово-кредитная организация (4 субъекта)

   

Общественная организация/объединение (3 субъекта)

Прочий субъект инфраструктуры (4 субъекта)

       

Орган исполнительной власти субъекта РФ (6 субъектов)

   

Министерство образования Нижегородской области

Министерство промышленности и инноваций  Нижегородской области

Правительство Нижегородской области

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Министерство финансов Нижегородской области[14]

 

"В  целом за 3 года на реализацию  муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства предоставлено 33,6 млн. рублей, в том числе, из областного бюджета - 8,2 млн. рублей и 25,4 млн. рублей - из федерального. В 2011 году поддержку получили 20 муниципальных районов - по 1 млн. рублей. Данные средства были направлены, в том числе на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства", - отметил Д.Лабуза.[16] 

2.3. Концепция  развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г

В целях оптимизации системы государственной  поддержки и обеспечения условий развития малого и среднего предпринимательства Правительство Нижегородской области разработало и приняло в 2008 году Концепцию  развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020 года.[6]

Основным  инструментом государственной политики по развитию МСП в регионе за рассматриваемый  период являлись и являются комплексные  целевые программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2004-2005 и 2006-2010 годы. Но пока результаты их реализации не во всем соответствуют закладываемым параметрам.

Обобщая статистические данные, в том числе  отражающие состояние инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также результаты социологических исследований состояния МСП в Нижегородской области, можно сделать следующие основные выводы относительно мер, предпринятых законодательной и исполнительной властью для развития малого предпринимательства в регионе:

  1. В Нижегородской области начала формироваться база системной государственной поддержки МСП в регионе, способствующая динамичному количественному росту субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. На территории региона представлены элементы инфраструктуры развития МСП разного уровня – финансовые, имущественные, информационные и другие формы и методы поддержки малого предпринимательства, что является предпосылкой для успешных структурных изменений в данной сфере.
  3. Основным методом поддержки стал программно-целевой подход, однако он нацелен преимущественно на рост количественных показателей.

Вместе  с тем, имеется ряд существенных недостатков, препятствующих качественному росту МСП:

  • в управлении малым и средним предпринимательством преобладает администрирование;
  • отсутствует принцип селективности. Существующая система поддержки малого и среднего предпринимательства имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста»;
  • существуют пробелы в поддержке и развитии предпринимательства. Отсутствует целостная благоприятная среда как для выращивания потенциальных предпринимателей на дотационных территориях; так и создания управленческих команд для развития инновационных бизнесов на развитых территориях. Имеются разрывы в цепи непрерывной поддержки субъектов МСП разных категорий и различного уровня развития, в том числе предприятий, ориентированных на инновации;
  • отсутствует единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП.

С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности региона, повышение капитализации и совокупной отдачи региональных ресурсов, рост валового регионального продукта. Но главное – МСП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует  повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона.

Цели развития МСП в Нижегородской области

В соответствии с представленной концепцией, целью развития МСП является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих:

  • не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;
  • повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;
  • увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;
  • увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;
  • повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;
  • создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием, определенным в пункте 7 «Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области» Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;
  • формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;
  • повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП – рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;
  • увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;
  • повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;
  • конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;
  • увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;
  • стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.[6]

Этапы реализации Концепции.

Для успешной реализации Концепции целесообразно  осуществлять преобразования в три этапа:

Таблица 6

Этапы реализации Концепции

Номер этапа

Наименование

Временные границы этапа (годы).

Содержание этапа

1

Изменение стиля управления

2008-2010

Переход от администрирования к системе управления развитием МСП в области

2

Этап структурных изменений

2011-2015

Действует система активной поддержки инновационной инвестиционной деятельности, качественные изменения в отраслевой, технологической структуре МСП

3

Этап устойчивого качественного  роста МСП и роста его доли в валовом региональном продукте

2016-2020

МСП – экономический локомотив, основа социально-экономического развития региона.

МСП Нижегородской области выходит на международный уровень.


 

Система государственной поддержи МСП в Нижегородской области

  • Финансовые меры поддержки
  • Меры, направленные на содействие развитию инвестиций в МСП
  • Имущественные меры поддержки
  • Информационные меры поддержки
  • Меры поддержки в системе государственного, муниципального заказов
  • Меры поддержки в области подготовки и переподготовки кадров
  • Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования МСП
  • Организационно-консультационные меры поддержки
  • Меры поддержки муниципальных программ развития МСП
  • Меры развития инфраструктуры поддержки МСП.

Прогноз ожидаемого эффекта от реализации Концепции

В процессе реализации Концепции быстро возрастает роль МСП как основы социально-экономического развития региона. Направление вектора  обеспечения экономического роста  изменяется от крупных предприятий  к малому и среднему бизнесу с  высокой инновационной составляющей, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка. К 2020 году доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте достигает 50%, Здоровая конкуренция делает малый и средний бизнес еще более мобильным, он активно занимает новые ниши в экономике. Продукция нижегородского МСП конкурентоспособна как внутри России, так и на мировых рынках.

На  смену количественному росту  МСП приходит качественный – растет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повышается объем инвестиций в основной капитал МСП, улучшается их кадровый потенциал. Темпы роста оборота МСП опережают среднюю динамику роста валового регионального продукта.

Происходят  существенные изменения в отраслевой структуре МСП. Благодаря заказам  крупных предприятий растет доля МСП, встроенного в систему субконтрактации в обрабатывающих отраслях. Формируются территориально-отраслевые кластеры, которые становятся катализаторами роста малых предприятий в средние, а средних – в крупные.

Сглаживаются  диспропорции между муниципальными образованиями по уровню развития МСП, степень концентрации малого и среднего бизнеса на территориях региона.

Прогноз основных качественных показателей развития МСП в Нижегородской области до 2020 года представлен в таблице 7.[6]

Таблица 7

 Прогнозные значения основных качественных показателей развития МСП Нижегородской области до 2020 года

Показатели

1 этап

2008-2010

2 этап

2011-2015

3 этап

2016-2020

Доля МСП в валовом региональном продукте на конец этапа, %

22

32

выше 50

Среднегодовая динамика количества субъектов МСП,%

15

12

5

Доля занятых в сфере МСП в общей численности занятых в экономике области на конец этапа, %

40

50

55

Доля проактивных (инновационно-ориентированных) МСП в количестве малых и средних предприятий на конец этапа, %

10

15

25

Доля обрабатывающих МСП в количестве малых и средних предприятий на конец этапа, %

22

25

30

Среднегодовой индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

118

125

130

Среднегодовой индекс производства малых  и средних предприятий, %

108

108

113

Уровень оплаты труда в сфере МСП  к уровню оплаты труда в среднем  по Нижегородской области, %

70

85

100

Уровень оплаты труда в проактивных инновационо-ориентированных МСП к уровню оплаты труда в среднем по области, %

100

135

170

Среднегодовой темп роста налоговых  поступлений от деятельности малых и средних предприятий в областной бюджет Нижегородской области, %

107

108

110


 
 

Заключение  

Согласно  законодательству РФ государство предусматривает  множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Предусматривается оказание финансовой, имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Роль местных органов власти в развитии бизнеса