Рынок чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

rynok_chaya_1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5

1.1. Потребительские свойства рынка  чайной продукции…………………5

1.2. Классификация ассортимента  рынка чайной продукции и характеристика  ассортимента………………………………………………………6

1.3. Оценка качества, характеристика  дефектов…………………………..10

1.4. Сертификация рынка чайной  продукции………………………….…..15

1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16

2. Анализ ассортимента рынка  чайной продукции на примере  ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21

2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21

2.2. Анализ ассортимента рынка  чайной продукции на конкретном  предприятии ………………………………………………………………………..22

3. Маркетинговые исследования показателей  качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27

3.1. Показатели качества и проверка  качества конкретной партии 

товара………………………………………………………………………....27

3.2. Расчет конкурентоспособности  конкретной марки

(группы товаров)…………………………………………………………....32

3.3. Маркетинговые исследования  спроса рынка чайной продукции  (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемой литературы………………………………….……...36

Приложения……………………………………………………………….....37

 

Введение

Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций  маркетинга. Это – основа маркетинговой  стратегии. Целью исследования рынка  является получение информации о  состоянии, конъюнктуре и динамике рынка. Сбор информации позволяет, после ее анализа и обработки получить достаточно ценные сведения об особенностях потребностей отдельных групп потребителей, деятельности конкурентов, уровне цен, политике местных властей по регулированию рынков.

В настоящее время исследование рынка, как составная часть маркетинговой деятельности, стало полноправной профессией и является серьезным бизнесом.

Исследование рынков осуществляется в трех основных направлениях: выявление  потенциальных покупателей; определение  количества покупателей, совершившие покупку; оценка перспектив розничной торговли.

Процедура исследований рынков предполагает последовательное осуществление трех основных этапов:

  • Предварительное исследование и отбор рынков
  • Детальное исследование отобранных рынков
  • Определение целевого рынка

Основной задачей первого этапа  является получение по возможности  наиболее достоверной информации о  емкости рынка, т.е. возможностях рынка  по реализации какой-либо продукции  в определенный период времени. Результатом  предварительного этапа исследования рынков является получение информации о тех рынках, где имеются наибольшие потенциальные шансы для фирмы сбыта её продукции или услуг. Второй этап исследования рынков должен существенно сузить спектр потенциальных рынков. Итогом работы на втором этапе должен быть вывод о потенциальном для фирмы рынке. Третий и заключительный этап проводимых исследований – выбор целевого рынка. Целевой рынок – это некая совокупность потенциальных потребителей. Особенностью их является то, что они обладают достаточно схожими потребностями в намерении приобрести ту или иную продукцию.

Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теорию  ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;

- проанализировать ассортимент  продукции компании ООО «Мечта»,  изучить его полноту и широту;

- провести эксперимент  по некоторым видам чая и  кофе, сделать определенные выводы.

Объектом для исследования является компания ООО «Мечта», которая является дистрибьютором крупных производителей чая российского рынка в городе Барнауле различных видов и групп товаров, в том числе и чайной и кофейной продукции.

В ходе выполнения работы использовались методические указания, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, а также материалы Интернет-ресурсов.

 

1. 1. Изучение рынка чайной  продукции

1.1. Потребительские  свойства рынка чайной продукции

 

Чай - один из самых древних  напитков, употребляемых человеком. Родиной чая являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

В России чай стали  употреблять с 1638 года. В XVIII веке популярность чая в России возросла, ввоз увеличился и стали изыскивать возможность  его возделывания в стране. В 1864 г. впервые демонстрировались образцы  “Кавказского чая”. В России чай выращивают в Краснодарском крае1.

Чайное растение - вечнозеленое дерево. Для выработки чая в  основном используют листья растения. Собирают молодые неогрубевшие побеги с двумя-тремя верхними нежными  и сочными листочками и нераспустившейся почкой. Старые грубые побеги дают чай низкого качества. Собранный зеленый чайный лист имеет сложный состав, который при переработке на чайных фабриках претерпевает значительные изменения и превращения. Благодаря разным способам технологической переработки из одинакового исходного сырья получают чай различных типов: черный - при наибольших окислительных превращениях, зеленый - при наименьших, красный и желтый - при окислительных превращениях средних степеней.

Важнейшим компонентом  чая является комплекс фенольных соединений (чайный танин), состоящий из катехинов и галловых эфиров. Наиболее богат ими зеленый байховый чай, содержащий не менее 90% катехинов от их количества в сырье; в черном байховом чае их содержание составляет 20-40%.

Фенольные соединения и продукты их конденсации придают чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно-вяжущий вкус и красивый цвет. Черный танин обладает высокой Р-витаминной активностью, способствует лучшему восприятию организмом витамина С, усиливает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Катехины предупреждают кровоизлияния, т. к. укрепляют стенки кровеносных сосудов, обладают антиокислительными свойствами и противолучевым действием.

Наиболее стабильны  в процессе переработки алкалоиды  чая: кофеин, теобромин, теофиллин, аденин, ксантин, гипоксантин, гуанин и др. В чае в наибольшем количестве содержится кофеин - от 2 до 4 % сухой массы. При переработке значительная часть кофеина образует с танином танат кофеина, обладающий приятным вкусом без горечи, воздействующий на организм человека мягче, чем чистый препарат кофеина. Это соединение вызывает помутнение чайного напитка при охлаждении, что является признаком высокого качества чая. При нагревании помутнение исчезает.

Благодаря разнообразию содержащихся веществ напиток из чая благотворно действует на организм человека и повышает жизненный тонус, играет определенную лечебную роль.

 

1.2. Классификация  ассортимента рынка чайной продукции  и характеристика ассортимента.

Согласно международной  классификации чай бывает следующих разновидностей:

Черный байховый чай (получил  свое название из-за похожих на белые  реснички тоненьких серебряных волосков на нижней части чайного листа, по-китайски - “бао-хоа”). Этот чай получают при  последовательном выполнении основных стадий обработки: завяливания, ферментации, скручивания и сушки листа. По характеру механической обработки черный чай бывает рассыпной, прессованный и экстрагированный. Экстрагированные (или быстрорастворимые) чаи выпускаются либо в виде жидкого экстракта, либо в виде порошка. Более распространен черный рассыпной байховый чай. Он, в свою очередь, бывает крупнолистовой, листовой, резаный, мелкий (высевка и крошка). Крупнолистовой чай во всем мире считается лучшим по вкусовым и лечебным свойствам. Его особенность в том, что, проходя через специальные машины для скручивания, чайный лист остается целым и сохраняет все свои ценные свойства. У настоящего крупнолистового чая разваренный лист имеет ровный коричнево-красный с медным отливом цвет, а настой отличает изысканный букет вкуса и аромата. Благодаря тому, что лист остается неповрежденным, а только скручивается в упругую спиральку. Он не теряет лечебных свойств. Настоящие ценители этого напитка предпочитают элитные сорта чистого цейлонского крупнолистового чая.

Пакетированный чай. Ему отдают предпочтение 70% населения планеты. В пакетах должен быть мелкий чайный лист, а не пыль или чайная крошка. Специфика такого чая в том, что у мелкого листа, насыпанного в пакетик, больше площадь соприкосновения с водой. Он быстрее разваривается и сразу отдает экстрактивные вещества. Особое значение имеет бумага пакетика: она должна быть в меру пористой, небеленой и не давать привкуса.

Гранулированный чай - это  скрученные в машинах чаинки. На коробках обычно есть аббревиатура С.Т.С. Производство такого чая механизировано, что лишает его значительной части ароматических и полезных веществ. Зато настой получается очень крепкий. Обычно его пьют с молоком или лимоном.

Зеленый чай получил  свое название от оливкового цвета  чаинок и светло-зеленого настоя. Его изготавливают по особой технологии. Собранный свежий лист обдают горячим паром. В ускоренном темпе проходит просушивание и скручивание. По своим целебным свойствам этот напиток не имеет себе равных. Он полезен для сердечно-сосудистой системы, содержит бактерицидные и тонизирующие вещества, витамины, способствует процессу пищеварения.

Красный и зеленый  чаи - это промежуточные между  черным и зеленым. Для желтого  чая используют более молодые  побеги, преимущественно почки. Для  него характерен очень приятный, едва терпкий вкус и крепкий настой.

Фруктовый и травяной чаи нельзя считать настоящим  чаем, поскольку чайного листа  в них нет. Они содержат тонизирующие или успокаивающие сборы трав. Фруктовые чаи - заваренные сухие  кусочки фруктов. Хороши тем, что не содержат кофеина и их можно пить на ночь.

Бергамотовый и другие ароматизированные чаи - при их изготовлении используются чайный лист и ароматизаторы, которые бывают натуральные или  синтетические. Синтетические - это  эссенции, формула которых в точности повторяет формулу натуральных веществ.

Дефектами чая считаются:

засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) - вследствие сбора с кустов грубого чайного листа и недостаточной  очистке при сортировке;

кислый привкус и  запах - из-за нарушения процесса и длительности ферментации, сушке;

затхлый, плесневелый  и другие посторонние запахи - из-за нарушения технологии, повышенной влажности  чая при хранении. Такой чай  к употреблению не пригоден;

мешаный чай - неоднороден  из-за плохой сортировки или плохого подбора по однородности при купаже;

“водянистый”, “пустой” вкус настоя - из-за чрезмерно слабого  скручивания или слишком длительной ферментации.

Как показывают данные статистики, 82% всего импорта в Россию составляет черный чай. Наибольшим спросом пользуется чай, выращенный в Индии или на Шри Ланке. Однако в мире структура спроса несколько иная: в США и Западной Европе 59% населения пьют черные ароматизированные чаи, чуть меньше - фруктовые, остальные - травяные. Несмотря на обилие представленных в продаже пакетированных чаев, в 90 случаях из 100 российский потребитель приобретает рассыпной. Социологическое исследование, проведенное Чайной ассоциацией России, показало, что при покупке чая потребители обращают внимание:

на страну-производитель (21% опрошенных),

 марку чая (16%),

 вид(сорт) (15%),

 упаковку (13%).

Россияне отдают предпочтение следующим сортам чая: индийскому (18,07%), цейлонскому (16,87%), английскому (9,64%), с  ароматом бергамота (7,83%), зеленому (2,41%) (приложение 1)

Таблица 1. Оценка товара по параметрам.

Параметры

Модели

Lipton,

гранулир.

Pickwick,

с клубникой

“Майский чай” “Бухта Коломбо”

I. Оценка объективных  параметров

     

1. Уровень качества

Высокий

Высокий

Высокий

2. Вес нетто (кол-во  пакетиков)

     

3. Диапазон рыночной цены

     

4. Страна-изготовитель

     

5.Страна-экспортер

   

Россия

6. Типовые разновидности  (см. Рис. 1 приложение 1)

Гранулиров.

Пакетированный

Крупнолистовой

II. Оценка рыночных  параметров товара

Привлекательность упаковки

Привлекательна

Привлекательна

Привлекательна, наличие  междунар.наград

2. Привлекательность  для региональных дилеров

Привлекателен

Не в достаточной  степени

Привлекателен

3. Наличие на рынке  в достаточном количестве чая  данной марки

Рынок насыщен

Рынок насыщен частично

Рынок насыщен

Активность рекламной  деятельности

Довольно регуляр

Периодически

Периодически

Качества товара, препятствовавшие покупке и потреблению.

Гранулиров. - на любителя

Сравнительно высокая  цена

Отсутств. внеш. целлофановой упаковки; наличие подделок

Информация о работе Рынок чая