Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;
Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37
Если говорить о уровне конкурентоспособности, то она включает помимо общей концепции большое число маркетинговых приемов. Если говорить о чае, то можно употребить следующие:
Установление стандартных
цен - участник канала сбыта определяет
цены на товар и стремится сохранить
их неизменными в течение
Установление единых цен. В рамках единых цен фирма устанавливает одинаковую цену для всех потребителей. Но цена может меняться, например, в зависимости от приобретенного количества товара (при покупки большой упаковки цена относительно меньше).
Если говорить о цене товара, полученного в результате позиционирования, то наиболее логично будет определить ее параметрическим методом, причем товаром-аналогом следует выбрать “Майский чай”, т.к. по потребительским качествам он наиболее близок этому товару.
Таблица 4. Оценка товаров по параметрам
Параметры (в баллах из 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ср. балл |
“Майский чай” |
Новый товар |
Уровень качества Привлекательность рекламы Привлекательность упаковки Удобство упаковки Насыщенность рынка |
5 3
1 4 2 |
5 1
4 3 2 |
5 3
4 2 1 |
5 2
4 3 1 |
4 2
5 3 1 |
5 4
3 1 2 |
4 3
5 2 1 |
5 2
4 1 3 |
4,75 2,50
4,25 2,38 1,75 |
5 3
4 4 5 |
5 4
3 5 2 |
Итого баллов |
21 |
19 |
Итак, при цене упаковки “Майского чая” 13 рублей, цена одного балла равна отношению цены к бальным параметрам оценки, т.е. 0,62. Тогда цена нового товара равна:
Р=19*0,62=11,4
Такая цена приемлема для выхода на рынок, т.к. она немного ниже среднерыночных цен на чай, но значительного роста спроса не предвидится, т.к. чай - это тот товар, который покупают в ближайшем магазине из имеющихся в наличии, поэтому ценовое преимущество при продвижении товара не имеет большой роли. Поэтому нужно сопоставить эту цену с издержками производства и продвижения товара, и корректировать ее исходя из этих данных.
3.3. Маркетинговые
исследования спроса рынка
В 1987 г. на одного жителя Барнаула приходилось 125 г чая, в 2005 г. этот показатель снизился до 80 г, а в 2007 г. — до 60 г. Основное негативное влияние на рынок чая в начале 90-х гг. оказали отмена системы государственных закупок сырья и отсутствие оборотных средств у чаеразвесочных фабрик, что привело к их простоям и неполной загрузке производственных мощностей.
В 2007 г. произошел резкий спад потребления чая в Барнауле. Это было связано, с одной стороны, с неурожаем чая в ведущих странах — экспортерах этой продукции, что вызвало повышение цен чая на мировом рынке и привело к недогрузке мощностей отечественных чаеразвесочных фабрик, с другой — с повышением экспортных пошлин на ввоз фасованного чая в Россию, что взвинтило цены на этот товар внутри страны.
С 1 июня 2007 г. были введены новые таможенные пошлины на импорт фасованного чая, что должно было стимулировать увеличение производства фасованного чая в России. Ставка импортной пошлины на черный и зеленый чай в упаковках весом не менее 3 кг возросла с 10 до 20%, при этом ставка на ввоз балкового чая (т. е. не фасованного) осталась прежней (5%). По экспертным оценкам, фасованный чай составляет 80% отечественного чайного рынка, и, таким образом, введение новых пошлин имело и еще одну цель — наполнение государственного бюджета.
Несмотря на рост цен, продажи чая в период с сентября по декабрь 2008 г. возросли, что было в основном связано с оттоком покупательской активности от других видов напитков (кофе, соки). При этом наблюдалась резкая поляризация спроса — снизились объемы продаж крупнолистовых и листовых сортов чая (дорогих элитных сортов) и вырос спрос на гранулированный чай (более дешевый и менее качественный, чем листовой). Гранулированный чай осенью 2008 г. занимал до 80—90% всех объемов продаж чая.
С лета 2008 г. объем импорта чая из Шри-Ланки сократился на 2 млн кг чая в месяц, Алтайский край переключился на закупки более дешевого чая из Индии.
С января 2009 г. ситуация стабилизировалась: с начала года наметилась тенденция к росту спроса на дорогие чаи, на крупнолистовые и листовые сорта чая, а также на пакетированный чай. Во всем мире пакетированный чай составляет до 90% рынка чая, но в Барнауле он не пользовался особым успехом. Начиная с 2006 г. прослеживается тенденция роста потребления чайных пакетиков. По данным агентства "Амер Нильсен", на 2009 г. доля потребления рассыпного чая в России составляла 91%, пакетированного — 9%. На сегодня доля листового чая в Барнауле составляет 73%, гранулированного — 27%. В Барнауле в 2009 г. на долю черного чая приходилось 94%, в то время как на долю зеленого чая — 2% и ароматизированного — 4%.
В 90-е гг. отечественный потребитель столкнулся со значительным ухудшением качества известных ему сортов чая и появлением на рынке огромного количества новых марок чая. По оценкам специалистов ассоциации, объем ввоза чая полулегальным путем составляет порядка 30— 50 тыс. т, и это далеко не всегда чай высшего качества. За последние три года число импортеров чая в Россию выросло с 0,2 до 0,7 тыс., и большинство новых фирм-импортеров поставляют чай нелегально.
Заключение
Невозможно охватить весь спектр показателей, характеризующих данный вид продукции, так как не хватает данных, чтобы исследование было наиболее подробным.
Первое, на что можно было бы обратить внимание – это улучшение качества продукции и ассортимента.
Проблема улучшения качества и ассортимента чая может быть успешно решена только при условии высокой профессиональной подготовки специалистов этой области, задача которых состоит в том, чтобы на основе глубоких знаний свойств пищевых продуктов оказать воздействие на промышленность, стимулировать выпуск продукции высокого качества, безопасной в потреблении, обновление и улучшение ассортимента, а также внедрение наиболее рациональных способов и режимов хранения, прогрессивные методы торговли, обеспечивающие сохранение продукта.
Список используемой литературы
1.Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, 1989.— 424 с.
2.Драмшева С.Т. Теоретические
основы товароведения
3.Колесник А.А., Елизарова Л.Г.
Теоретические основы
4.Коробкина З.В.
5.Николаева М.А.
6.Микулович Л.С., Локтев А.В., Фурс И.Н., Надин Б.Е., Шарковский Е.К., Дубовик Е.В. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 614 с.
7.Каким путем чай
попадал в Россию: http://www.chaigorod.com/tea/
8. Как разобраться в тонкостях
чайного разнообразия: http://pressa.irk.ru/sm/2004/
9.Дефекты чая: http://www.
10.Как разобраться
в тонкостях чайного
11.Условия и сроки
хранения чая: http://www.znaytovar.ru/new21.
12.В.В. Похлёбкин. Чай,
его история, свойства и
Приложение
Россияне отдают предпочтение следующим сортам чая: индийскому (18,07%), цейлонскому (16,87%), английскому (9,64%), с ароматом бергамота (7,83%).
Дерево оценки потребительских свойств чая.
1
Каким путем чай попадал в Россию: http://www.chaigorod.com/tea/
2
Как разобраться в тонкостях чайного разнообразия:
http://pressa.irk.ru/sm/2004/
3
Дефекты чая: http://www.znaytovar.ru/new18.
4
Как разобраться в тонкостях чайного разнообразия:
http://pressa.irk.ru/sm/2004/
5
Условия и сроки хранения чая: http://www.znaytovar.ru/new21.
6
В. В. Похлёбкин. Чай, его история, свойства
и употребление: http://vkus.narod.ru/chai/