Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;
Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37
В качестве метода сбора информации был выбран опрос, как один из важнейших методов выявления и фиксирования фактов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса.
Целью проводимой работы было выяснение предпочтений потребителей чайной продукции, определение самой популярной торговой марки и выбор наиболее популярных СМИ.
Исходя из этого задачи опроса были определены следующим образом:
Опрос проводился в г. Барнауле на продовольственном рынке, в компании "Мечта" и в других компаниях города. В опросе приняли участие 24 человека, которые были опрошены способом случайного отбора, что повышает надежность данного метода.
При завершении опроса и последующей обработке анкет все результаты были систематизированы и представлены следующим образом:
Так, анализируя данные можно сделать конкретные выводы.
Рис. 1 Частота приобретения чая
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии товара.
При проведении экспертизы качества чая могут возникать следующие цели исследования:
1. Установление вида чая.
2. Установление места произрастания чая.
3. Установление сорта чая.
4. Установление показателей качества.
5. Установление фальсификации.
6. Установление срока хранения.
7. Контроль технологических процессов.
При проведении экспертизы качества с целью установления вида чая эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели.
Определение байхового чая. Качественный байховый (листовой) чай имеет следующие отличия от других:
1. Чаинки имеют округлую форму, легко отделяются друг от друга. При высыпании на ровную поверхность формируют горку с углом наклона 45° и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохую скрученность листа, либо на повышенную влажность.
2.При заваривании чаинки раскручиваются и увеличивают общую поверхность листа.
3. Турецкий байховый
не скрученный имеет
4. Не содержит огрубевшие побеги.
5. Упакован в картонную тару.
Качественный прессованный чай имеет следующие отличия6:
1. Спрессованные в
брикет черный байховый чай
или плитку (кирпич) не скрученные
листья зеленого чая
2. Зеленый плиточный чай имеет огрубевшие (одревесневшие) побеги вместе с листьями.
3. Таблетированный чай
при высыпании на ровную
Гранулированный чай характеризуется следующими признаками:
1. Все чаинки имеют правильную округлую форму, легко отделяются друг от друга. При высыпании на ровную поверхность формируют горку с углом наклона 45° и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохое гранулирование листа, либо на повышенную влажность гранул.
2. При заваривании чаинки распадаются на большее количество.
3. Полностью отсутствуют побеги чайного растения.
4. Упакован в картонную
тару. Ароматизированный чай
1. Имеет четко выраженный
аромат, отличающийся от чайного,
за счет терпеноидных и сесквит
2. Наряду с чаинками присутствуют листья (или их части) либо плоды (или их части) других растений.
Экстрагированный чай имеет следующие отличия:
1. Жидкость или порошок,
не содержащие части чайного
растения, имеют характерный чайный
или с добавлением натуральных
или искусственных
2. Упакованы в герметичную тару из стекла или алюминия.
После того как эксперт установил вид чая, следующей целью, которую он может решить при экспертизе байхового чая, является установление места произрастания, т. е. из какой страны получен данный образец. Наиболее деше-г.ыми на мировом рынке являются грузинские виды чая и поэтому проблема стоит в отличии этого вида чая от других.
Установить место
По листу (при микроскопировании):
1. Китайская разновидность
чайного растения произрастает
в Китае, Кении и Грузии. Эта
разновидность отличается
2. Индийская разновидность,
произрастающая в Индии и на
Шри-Ланке, имеет
3. Японская разновидность, произрастающая в Японии, имеет 136 устьиц на 1 мм2, трех-, двухслойную палисадную ткань и средний размер листа 3—4 см.
По количественному составу катехинов, определяемых с помощью тонкослойной хроматографии:
1. Для цейлонского чая характерно высокое содержание (—) эпикатехина, более чем вдвое превышающее его содержание в листьях грузинского чая.
2. В индийском чайном
растении отсутствуют (±)-
По количественному составу сахаров, определяемых с помощью газожидкостной хроматографии:
1. Для индийского чая, по сравнению с грузинским, характерно повышенное содержание ди- и трисахаридов.
Проведение экспертизы качества с целью установления сорта чая возможно осуществить по следующим критериям:
1. По содержанию экстрактивных веществ, определяемых рефрактометрическим методом.
2. По наличию "золотого" типса.
3. По присутствию огрубевших частей побегов.
4. По содержанию
кофеина, определяемого
Возможна также экспертиза с целью установления качества чая по показателям, имеющимся в стандартах, но с применением более точных либо более простых (экспрессных) методов, а также по медико-биологическим требованиям. Подобная экспертиза качества проводится при определении конкурентоспособности того или иного вида чая.
Установление показателей
качества чая по стандартным показателям
решает цель выявления соответствия
качества того или иного образца
требованиям действующих
Поэтому эксперт может использовать при установлении показателей качества по стандартным показателям методики, дающие более высокую достоверность, чем приведенные в стандартах. Например, по действующему стандарту регламентируется массовая доля воды. Однако применяемый косвенный метод определения влаги, заключающийся в высушивании навески чая при 120° С, определяет не только содержание влаги, но и содержание других низколетучих соединений, имеющих точку кипения до 150— 210°С. Поэтому прямое определение влаги с помощью прибора Дина-Старка позволяет устанавливать непосредственно более точное содержание воды в том или ином образце чая.
Наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации чая. При этом могут быть следующие виды фальсификации:
Качественная фальсификация
чая (введение добавок, не предусмотренных
рецептурой; пересортица) — наиболее
широко применяемая при его
Разновидностью качественной
фальсификации чая следует
Также широко распространена качественная фальсификация путем реализации низкокачественной продукции под видом высококачественной. Например, гранулированный чай выдают за байховый (листовой). Очень часто производят замену высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями (грузинским, азербайджанским, краснодарским и т. п.).
Количественная фальсификация чая (недовес, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен или объем стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объем за счет более толстых стенок и т. д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.
Информационная фальсификация чая — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о чае довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
♦ наименование товара;
♦ страна происхождения товара;
♦ фирма-изготовитель товара;
♦ количество товара.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
♦ каким способом изготовлены печатные документы;
♦ имеются ли подчистки, исправления в документе;
♦ является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.
Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения чая.
При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида чая можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов (см. дефекты чая).
3.2. Расчет конкурентоспособности
конкретной марки (группы