Рынок чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

rynok_chaya_1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

В качестве метода сбора  информации был выбран опрос, как  один из важнейших методов выявления  и фиксирования фактов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса.

Целью проводимой работы было выяснение предпочтений потребителей чайной продукции, определение самой  популярной торговой марки и выбор  наиболее популярных СМИ.

Исходя из этого задачи опроса были определены следующим образом:

  • Определение наиболее предпочитаемого чая (по происхождению, по виду, по весу в упаковке );
  • Факторы, оказывающие влияние на выбор марки чая;
  • Основное место покупки чая;
  • Определение наиболее популярных печатных изданий и ТВ - каналов.

Опрос проводился в г. Барнауле на продовольственном рынке, в компании "Мечта" и в других компаниях города. В опросе приняли  участие 24 человека, которые были опрошены способом случайного отбора, что повышает надежность данного метода.

При завершении опроса и  последующей обработке анкет  все результаты были систематизированы  и представлены следующим образом:

Так, анализируя данные можно  сделать конкретные выводы.

  1. Основная масса населения (37%) приобретает чай в расфасовке по 100 грамм регулярно 1 раз в неделю, чуть меньше (26% и 22%) приобретают 1 и 2 раза в месяц соответственно. Причем, шестая часть опрашиваемых (15%) вообще не приобретает чай в расфасовке по 100 грамм. Эти респонденты отметили, что приобретают чай в упаковках по 200 грамм и более, поэтому покупка чая у них носит нерегулярный характер. (рис. 1).

                                                   


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Частота приобретения чая

  1. В отношении происхождения чая прослеживается следующая ситуация: 69,3% респондентов предпочитают индийский чай, цейлонский чай - 30,4%, на долю же китайского чая приходится всего 0,3%.
  2. Наиболее предпочитаемый чай - гранулированный (63,6%), доля листового чая - 31,4%, пакетированного чая - 5%.
  3. Основным местом приобретения чая среди опрашиваемых является рынок - 46,5%, затем идет супермаркет - 30,7%. Наименее популярным считается магазин, его доля в общем объеме реализации чая - 22,7%. Эта ситуация может быть объяснена следующими причинами. В связи с резким расслоением общества слои населения с низким доходом предпочитают приобретать чай на рынках, где очень часто ассортимент предлагаемой чайной продукции больше, чем в супермаркетах или магазинах, и цены относительно ниже , чем у последних. Люди с высоким и средним доходом покупают чай в супермаркетах, на долю магазинов приходится лишь покупка чая респондентами в случае необходимости, когда нет возможности ехать на рынок или идти в супермаркет, а магазин находится рядом у дома, что в значительной степени облегчает покупку.
  4. Наиболее популярной маркой чая среди респондентов является "Принцесса нури". На его долю приходится 25,3%. Затем следует продукция ООО "Беседа": ТМ "Майский чай" - 15,3%; ТМ "Беседа" - 11,8. На долю чая "Липтон", также как и "Беседа", приходится 11,8%. Чуть меньше 11,5% - доля чая с ТМ "Майский чай". Остальная часть приходится на другие марки чая. Однако, если учесть общий ассортимент продаваемой продукции ООО "Мечта", то доля потребления этой продукции составит 29,8%, т.е. почти одну треть. Таким образом можно допустить, что доля ООО "Мечта" на рынке чайной продукции приблизительно составляет 30%.
  5. При анализе факторов, оказывающих влияние на выбор марки чая, отмечена следующая ситуация. Как не странно, среди перечисленных факторов такой фактор, как цена, не оказался решающим при покупке чая. На его долю пришлось всего 18,6%. Основополагающим фактором же явилось качество продукции. Оно оказывает влияние на выбор марки чая у 59,2% респондентов. Затем с большим отрывом следуют: желание попробовать "новинку" - 8,6%, мнение окружающих - 6,6%. Такие факторы, как реклама, мнение продавца и упаковка практически особого влияния на выбор марки чая не оказывают.
  6. Самыми распространенными рекламными газетами респонденты назвали "Купи продай" - 36,6%, "Из рук в руки" - 27,6%, "Сегодня в продаже" - 11,5%, доля других рекламных газет - 24,3%.
  7. Наиболее смотрибельными ТВ - каналами являются: ОРТ - 35% опрашиваемых, РТР - 25,9%. СТС - 25,3%, остальные 13,8% - доля местных ТВ - каналов, включая "Барнаул ТВ".

 

 

 

 

 

3. Маркетинговые  исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции

3.1. Показатели  качества и проверка качества  конкретной партии товара.

При проведении экспертизы качества чая могут возникать  следующие цели исследования:

1. Установление вида  чая.

2.  Установление места произрастания чая.

3.  Установление сорта  чая.

4.  Установление показателей  качества.

5.  Установление фальсификации.

6. Установление срока  хранения.

7.  Контроль технологических  процессов.

При проведении экспертизы качества с целью установления вида чая эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели.

Определение байхового  чая. Качественный байховый (листовой) чай имеет следующие отличия от других:

1. Чаинки имеют округлую  форму, легко отделяются друг  от друга. При высыпании на  ровную поверхность формируют  горку с углом наклона 45°  и меньше. Увеличение угла горки  показывает либо на плохую  скрученность листа, либо на  повышенную влажность.

2.При заваривании чаинки  раскручиваются и увеличивают  общую поверхность листа.

3. Турецкий байховый  не скрученный имеет нарезанные  пластинки листа. Поэтому при  заваривании по обычному способу  дает малоэкстрактивный настой.

4. Не содержит огрубевшие побеги.

5. Упакован в картонную  тару.

Качественный прессованный чай имеет следующие отличия6:

1. Спрессованные в  брикет черный байховый чай  или плитку (кирпич) не скрученные  листья зеленого чая определенной  массы, не рассыпающиеся на  поверхности.

2. Зеленый плиточный  чай имеет огрубевшие (одревесневшие)  побеги вместе с листьями.

3. Таблетированный чай  при высыпании на ровную поверхность  создает горку.

Гранулированный чай  характеризуется следующими признаками:

1. Все чаинки имеют  правильную округлую форму, легко отделяются друг от друга. При высыпании на ровную поверхность формируют горку с углом наклона 45° и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохое гранулирование листа, либо на повышенную влажность гранул.

2. При заваривании  чаинки распадаются на большее количество.

3. Полностью отсутствуют  побеги чайного растения.

4. Упакован в картонную  тару. Ароматизированный чай определяется  по следующим критериям:

1. Имеет четко выраженный  аромат, отличающийся от чайного,  за счет терпеноидных и сесквитерпеноидных соединений натурального сырья, либо простых и сложных эфиров при искусственной ароматизации.

2. Наряду с чаинками  присутствуют листья (или их части)  либо плоды (или их части)  других растений.

Экстрагированный чай  имеет следующие отличия:

1. Жидкость или порошок,  не содержащие части чайного  растения, имеют характерный чайный  или с добавлением натуральных  или искусственных ароматизаторов  аромат.

2. Упакованы в герметичную  тару из стекла или алюминия.

После того как эксперт  установил вид чая, следующей целью, которую он может решить при экспертизе байхового чая, является установление места произрастания, т. е. из какой страны получен данный образец. Наиболее деше-г.ыми на мировом рынке являются грузинские виды чая и поэтому проблема стоит в отличии этого вида чая от других.

Установить место произрастания  чая можно по следующим показателям.

По листу (при микроскопировании):

1. Китайская разновидность  чайного растения произрастает  в Китае, Кении и Грузии. Эта  разновидность отличается наличием  на нижней стороне листа 222 устьиц на I мм2, двуслойной палисадной ткани и средним размером листа б—8 см.

2. Индийская разновидность,  произрастающая в Индии и на  Шри-Ланке, имеет соответственно 83 устьица, однослойную палисадную  ткань и средний размер листа 20— 25 см.

3. Японская разновидность,  произрастающая в Японии, имеет  136 устьиц на 1 мм2, трех-, двухслойную  палисадную ткань и средний  размер листа 3—4 см.

По количественному  составу катехинов, определяемых с  помощью тонкослойной хроматографии:

1. Для цейлонского чая характерно высокое содержание (—) эпикатехина, более чем вдвое превышающее его содержание в листьях грузинского чая.

2. В индийском чайном  растении отсутствуют (±)-катехин  и (±) галлокатехин.

По количественному  составу сахаров, определяемых с помощью газожидкостной хроматографии:

1. Для индийского чая,  по сравнению с грузинским, характерно  повышенное содержание ди- и трисахаридов.

Проведение экспертизы качества с целью установления сорта  чая возможно осуществить по следующим  критериям:

1. По содержанию экстрактивных веществ, определяемых рефрактометрическим методом.

2. По наличию "золотого" типса.

3. По присутствию огрубевших  частей побегов.

4.  По содержанию  кофеина, определяемого спектро-фотометрически.

Возможна также экспертиза с целью установления качества чая по показателям, имеющимся в стандартах, но с применением более точных либо более простых (экспрессных) методов, а также по медико-биологическим требованиям. Подобная экспертиза качества проводится при определении конкурентоспособности того или иного вида чая.

Установление показателей  качества чая по стандартным показателям  решает цель выявления соответствия качества того или иного образца  требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении  простейших задач; поскольку в настоящее время провести комплексное исследование чая по многим показателям невозможно, то, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий, в действующие стандарты на чай и вводят наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения.

Поэтому эксперт может  использовать при установлении показателей  качества по стандартным показателям  методики, дающие более высокую достоверность, чем приведенные в стандартах. Например, по действующему стандарту  регламентируется массовая доля воды. Однако применяемый косвенный метод определения влаги, заключающийся в высушивании навески чая при 120° С, определяет не только содержание влаги, но и содержание других низколетучих соединений, имеющих точку кипения до 150— 210°С. Поэтому прямое определение влаги с помощью прибора Дина-Старка позволяет устанавливать непосредственно более точное содержание воды в том или ином образце чая.

Наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации  чая. При этом могут быть следующие  виды фальсификации:

Качественная фальсификация  чая (введение добавок, не предусмотренных  рецептурой; пересортица) — наиболее широко применяемая при его производстве. В качественный чай вводят более  низкосортное сырье, полученное не из первых 3 листочков, а более старые грубые листья. При незначительной степени фальсификации установить ее практически невозможно. При грубой фальсификации, когда низкосортное сырье вводится в количествах более 50%, ее можно выявить по методикам, указанным для установления сорта чая.

Разновидностью качественной фальсификации чая следует считать  также частичную или полную замену натурального продукта пищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая  под видом натурального продукта. Ее легко отличить по низкому содержанию экстрактивных веществ.

Также широко распространена качественная фальсификация путем  реализации низкокачественной продукции  под видом высококачественной. Например, гранулированный чай выдают за байховый (листовой). Очень часто производят замену высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями (грузинским, азербайджанским, краснодарским и т. п.).

Количественная фальсификация  чая (недовес, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен или объем стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объем за счет более толстых стенок и т. д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.

Информационная фальсификация чая — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации  осуществляется путем искажения  информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При  фальсификации информации о чае довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

♦  наименование товара;

♦  страна происхождения  товара;

♦  фирма-изготовитель товара;

♦  количество товара.

К информационной фальсификации  относится также подделка сертификата  качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

♦  каким способом изготовлены печатные документы;

♦  имеются ли подчистки, исправления в документе;

♦ является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.

Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения чая.

При проведении экспертизы с целью контроля технологических  процессов производства того или  иного вида чая можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов (см. дефекты чая).

 

3.2. Расчет конкурентоспособности  конкретной марки (группы товаров)

Информация о работе Рынок чая