Рынок чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

rynok_chaya_1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, на рынке представлены различные виды, сорта чая. Так, чай  различается по весу (от до), по цене (от до), по способу упаковки: есть чай  и пакетированный, и в железных банках, и деревянных коробках, но это  скорее средства рекламы, или презентации  торговой марки. По качеству же чаи в принципе схожи: если не брать в расчет подделки, то обычно чай получается наваристый, запашистый и с характерным чайным вкусом. Что касается потребления товара, то оно сводится к следующим показателям:

Таблица 2. Характеристика результатов потребления.

Наименование параметра

 

Модели товара

 

Lipton,

гранулир.

Pickwick,

с клубникой

“Майский чай” “Бухта Коломбо”

Уровень обеспеченности товаром (в процентах от 100%)

91

80

98

Уровень удовлетворенности  покупкой

89

87

92

Уровень соответствия ожиданиям потребителя

99

97

100

Желание повторить покупку

95

84

98

Желание купить чай другой марки

52

61

33

Интерес к другой разновидности  чая этой марки (степень доверия  марке)

100

93

96

Предложения по усовершенствованию

-

Добавить травяных чаев

Добавить внешнюю целлофановую упаковку


 

1.3. Оценка качества, характеристика дефектов

Было бы замечательно использовать цветовую классификацию, издавна придуманную грузчиками: белая полоса на коробке — чай  низкого качества, желтая — среднего, красная — среднего хорошего... Но, увы, чай слишком разнообразен, чтобы укладываться в такие простые рамки. Вкусовой оттенок заваренного чая определяется размером чаинок и их внешним видом. То есть чай прежде всего различается по характеру механической обработки листа.

Он бывает рассыпной (пристрастия  европейцев), прессованный (предпочитают монголы), экстрагированный.

На сегодняшний день чай возделывается в промышленных масштабах в 30 странах. Но, подобно  вину, чай приобретает высокие  вкусовые качества только при произрастании в определенных почвенно-климатических условиях.

Лучшие чаи собирают с небольших по размеру районов. К ним относятся Дарджилинг (Индия, Западная Бенгалия) и высокогорные плантации южной части Шри-Ланки.

Из северно-китайского чая, культивируемого в Дарджилинге, получают высококачественное, исключительное по аромату (запах муската) сырье. Те же самые растения в других районах Индии не дают чай с подобным богатым изысканным букетом. На сортовом разнообразии чая и основано купажирование (смешивание сортов). Смешивается подчас до 25 сортов.

С четвертого века к китайским  многочисленным названиям чая (тсе, чунг, кха и т.д.) присоединилась частица "ча", что означает "молодой  листок". Далее эти китайские  слова сократились до "чай", обозначающие сегодня и сухой чай, и чайный напиток. В самом названии заложено представление, что полноценный чай получается только из нежных листочков. Собранные одновременно первых три листа вместе с почкой называются "чайный флеш". В зависимости от того, какой лист преобладает в сырье, на упаковках импортируемого чая встречаются: Т, F, O, P и т.д2.

T — tip (англ.) — "кончик". Чай высшего качества, получается  из нераспустившихся почек.

F — flowery (англ.) — цветочный  чай. Он содержит и почку,  и два верхних листа.

О — orangе (от голландского — "королевский") — так обозначают чай из вторых листьев на побеге. На нашем рынке представлен одним из видов Ahmad Tea, полное название которого "Чай цейлонский "Оранж Пеко". Упаковка этого чая маркирована оранжевой полосой.

P — pekol (англ.). Этот чай состоит из листьев более грубых (третьего и четвертого). Именно он наиболее распространен на рынках России.

Именно в первых развивающихся  листьях происходит интенсивный  процесс дыхания и обмена веществ, отмечается высокий процент биологически активных веществ. Например, содержание танина, определяющее качество будущего чая, в молодых листьях в среднем составляет 25—30%. Меньше всего танина содержится в стебле. Содержание кофеина колеблется от 4% в первом листе до 1,7% — в пятом. Остальные группы веществ, составляющие букет чая, тоже концентрируются в верхних листьях, сбор которых и формирует высокое качество чая.

Что означает "Императорский" и "Майский" чай?

Даже особые условия  произрастания не позволяют в  Индии собирать чайный лист круглый год. После относительно прохладной зимы в марте-апреле появляются первые еще не раскрывшиеся и не окрашенные в зеленый цвет листочки. Первым весной собирается "Императорский" — чай, достойный императора, нежнейший, высокого качества, "на вес золота". Массовый же сбор начинается с наступлением теплых майских дней.

"Майский" — самый  главный чай, его называют лин-син  ("цветок сердца"). Он сочетает  зелень чая первого сбора со  зрелостью последующего.

Мы привыкли оценивать  качество чая кончиком языка (в специальной литературе — сенсорно, или органолептически). Такому до боли знакомому продукту, как чай, каждый может дать потребительскую оценку (крепость настоя, букет). Но дать оценку, насколько данный чай соответствует конкретной марке, могут профессионально подготовленные люди — титестеры (дегустаторы). При всей внешней легкости этой профессии она предъявляет высокие требования: дегустатор должен обладать развитым обонянием и вкусом, подкрепленным соответствующими знаниями. Его мнение учитывается при установлении ежегодных цен на чай, а опыт позволяет грамотно составить чайный купаж.

Название торгового  сорта зарубежных фирм включает название самой фирмы (например, компания Dilmah), иногда — с добавлением типа чая (черный, зеленый и т.д.) и степени  качества (высокий, хороший средний, средний и т.д.). В нашей стране принято торговым сортам присваивать название по месту произрастания (например, индийский), с добавлением сортности (букет, высший, первый и т.д.).

Перед тем как чай  заварить, внимательно рассмотрим его на ладони. Чай должен быть однородный, без сломанных чаинок, мелочи и волокон. Цвет чаинок не просто черный, а имеет красивый отлив от красноватого до синеватого. Если встречаются чаинки серого или коричневого цвета, то такой чай изготовлен с нарушением технологии и может быть причиной разочарования. Бросается в глаза, что сухой крупнолистовой чай хорошо скручен. И чем туже, тем лучше качество чая. Кроме того, хороший чай мягко поддается под пальцами и не крошится. И конечно, чай полностью раскрывается при заваривании.

Верным признаком отличного  качества является цвет разваренного листа (светло-коричневый с медным оттенком). Мутный настой, зеленоватый оттенок  ободка между образующимся настоем  чая и стенками сосуда говорят  о "не первой молодости" приобретенного чая.

Профессиональные дегустаторы  при оценке чая обращают внимание на букет (вкус и аромат). Аромат чая  образуется сразу после заваривания  и, как правило, содержится в пене. Появление желто-коричневой пены в  конце заварки — признак хорошего качества чая. Cтарый чай утрачивает способность к пенообразованию. И следует всегда помнить, что чай сохраняет свои удивительные свойства только в течение двух лет. После чего чай выдыхается, и просто невозможно серьезно говорить о каком-либо качестве.

Большая часть дефектов чая формируется в процессе производства, в том числе3:

♦  засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) возникает в результате сбора с кустов грубого чайного листа, в том числе при машинной уборке и недостаточной очистке при сортировке;

♦ мешанный чай получается в результате неправильной сушки (высокая  температура и медленное продвижение  чая в сушильном аппарате);

♦ кислый вкус и запах  возникают из-за нарушения процесса и длительности ферментации, сушки;

♦  жаристый чай формируется в результате неправильной сушки (высокая температура и медленное продвижение чая в сушильном аппарате);

♦  серый цвет типса — это результат чрезмерного трения при сухой сортировке чая и продолжительном скручивании листа;

♦ мутный настой появляется вследствие переферментации чая;

♦  "водянистый", "пустой" вкус настоя может быть из-за чрезмерно слабого скручивания или слишком длительной ферментации чайного листа;

♦  безжизненный настой (чай с недостаточно вяжущим вкусом) появляется в результате повышенной влажности листа и "запаривания" чая при сушке;

♦ зелень чая (присутствие  аромата "зелени" и горьковатого вкуса) возникает в результате недостаточной  ферментации;

♦ черный цвет типса бывает характерным для чая майского и июньского сборов и при излишней сушке листа;

♦  темный цвет разваренного листа проявляется вследствие излишней ферментации и чрезмерного завяливания;

♦  пестрый цвет разваренного листа формируется при переработке и сортировке неоднородного материала;

♦ затхлый, плесневелый  и другие посторонние запахи возникают из-за нарушения технологии хранения чайного листа и повышенной влажности (более 9%) чая при хранении. Такой чай к употреблению непригоден.

Каким бы высоким качеством  ни обладал чай, выработанный промышленностью, в процессе доставки к покупателю он может полностью утратить свои ценные свойства при несоблюдении условий хранения. Резкое ухудшение качества может произойти и позже — при неумелом хранении его потребителем. Это объясняется высокой гигроскопичностью чая и способностью активно поглощать посторонние запахи (передавая их настою), а главное — терять собственный аромат.

При влажности байховых чаев выше 8% утрачивается их ароматичность, чай "стареет". С возрастанием влажности до 12—13% чай плесневеет. Неприятный запах плесени легко воспринимается всей партией чая. Менее всего свойства сорбции и десорбции выражены у прессованных чаев, а среди байховых — у зеленого чая. В пределах одного типа наименее гигроскопичны более высокие сорта листового чая, что обусловлено целостностью листа и хорошей его скрученностью.

Сохраняемость исходных свойств чая в первую очередь  определяется степенью герметичности, чистотой упаковки и отсутствием  в ней постороннего запаха, а также  соответствием условий хранения свойствам чая как коллоидно-капиллярнопористого тела.

 

1.4. Сертификация  рынка чайной продукции

До России чай доходит  в готовой мелкой расфасовке или  в нефасованном виде, но в любом  случае он не поступает сразу на торговый прилавок. Чаи проверяют  на соответствие ГОСТу. Здесь проявляются  в полном блеске опыт химиков-исследователей и конкретность физико-химических методов. В соответствии с ГОСТ1938-90 (зеленый байховый), ГОСТ1937-90, ГОСТ1938-90 (черный байховый) чай делится на сорта: букет, высший, первый, второй, третий4.

В основе этой классификации заложено разное содержание водорастворимых экстрактивных веществ от 35% (букет) до 28% (третий сорт зеленый байховый). Эту небольшую разницу в содержании экстрактивных веществ мы различаем каждый день при заваривании чая.

В практике иркутской  лаборатории максимально было найдено водорастворимых экстрактивных порядка 39,3%. Это Pure Ceylon Tea — чай из лучшей цейлонской плантации Маттакелли, клубный стандарт "Мистер Тим". Каждая упаковка такого чая имеет свой уникальный номер.

Для многих иркутян любимым  чаем был и остается черный крупнолистовой байховый чай. При покупке чая прежде всего обращают внимание на внешний вид. Для лучшей сохранности чай должен быть упакован герметично, хотя бы с использованием специальной металлической пленки (фольги). Эта небольшая на первый взгляд мелочь часто подчеркивается при оформлении чая (например, "Принцесса Канди", цейлонский черный, фирмы ООО "Орими Трэйд").

Высокосортные китайские  чаи экспортируются только в металлических  банках. Здесь сказывается трепетное  многовековое отношение китайцев к этому продукту.

Хороший чай не безликий. Настоящие индийский и цейлонский чаи отмечены государственными знаками  этих стран. Лучшие цейлонские фирмы (например, Dilmah) пишут на упаковке Packed in Sri Lanke, но никак не made in... Солидные фирмы-производители, такие как индийская A.Toch, не забывают помещать свое имя на чайной этикетке. И в любом случае, если нет даты на упаковке, лучше отказаться от покупки.

 

1.5. Упаковка, маркировка, хранение.

Хранить чай следует  в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 60—65% (но не выше 70%), не допуская соседства со скоропортящимися и резко пахнущими товарами. В складах ящики с чаем устанавливают на подтоварники в штабеля высотой в 4—5 ящиков на расстоянии 5—10 см от пола и 50 см от стен и между штабелями5.

Изменение качества при  хранении. Во время хранения сухого чая происходят химические изменения  его состава, хотя чрезвычайно медленно. Они усиливаются при увлажнении чая и приводят к разложению эфирных масел, изменению ТКС и экстрактивных веществ и снижению качества чая.

Информация о работе Рынок чая