Рынок чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рынка чая города Барнаула, реализуемой компанией ООО «Мечта». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теорию ассортимента и качества чая и кофе, а также факторы, влияющие на сохранность продукции;
- проанализировать ассортимент продукции компании ООО «Мечта», изучить его полноту и широту;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Изучение рынка чайной продукции………………………………………5
1.1. Потребительские свойства рынка чайной продукции…………………5
1.2. Классификация ассортимента рынка чайной продукции и характеристика ассортимента………………………………………………………6
1.3. Оценка качества, характеристика дефектов…………………………..10
1.4. Сертификация рынка чайной продукции………………………….…..15
1.5. Упаковка, маркировка, хранение……………………………………....16
2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на примере ООО «Мечта»……………………………………………………………………………..21
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..21
2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии ………………………………………………………………………..22
3. Маркетинговые исследования показателей качества, спроса и конкурентоспособности рынка чайной продукции………………………………27
3.1. Показатели качества и проверка качества конкретной партии
товара………………………………………………………………………....27
3.2. Расчет конкурентоспособности конкретной марки
(группы товаров)…………………………………………………………....32
3.3. Маркетинговые исследования спроса рынка чайной продукции (на основе потребительских предпочтений)………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….……...36
Приложения……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

rynok_chaya_1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Степень гигроскопичности чая обусловливается отношением неокисленных фенольных соединений (катехинов) к продуктам их окисления (теафлавинам и теарубигинам). Чем  Польше это отношение, тем чай стабильнее при хранении, и наоборот. Следовательно, зеленый чай с высоким содержанием катехинов менее гигроскопичен, чем черный. При хранении чая уменьшается содержание в нем ТКС, карбонильных соединений и хлорофилла. Изменениям подвергаются теафлавины и теарубигины, увеличивается содержание некоторых аминокислот, пектиновых веществ. Претерпевают изменения и эфирные масла, а с уменьшением содержания эфиров увеличивается кислотное число. Скорость протекания названных изменений в значительной степени зависит от влажности чая, герметичности его упаковки, температуры и относительной влажности окружающего воздуха. Экстрактивность чая ежемесячно падает на 0,10— 0,15%.

В процессе хранения в  чае могут протекать микробиологические процессы, когда влажность чая  больше 8%. Как показали микробиологические исследования, в увлажненном чае быстро развиваются сапрофитные бактерии, чай плесневеет и приобретает неприятный затхлый вкус и аромат. При хранении чая с высокой влажностью (более 70%) не исключается возможность частичной активизации окислительных ферментов, и прежде всего фенолоксидазы, что может вызвать слабые ферментативные окислительные превращения катехинов.

Большое значение для  сохранности качества чая имеют  упаковка, условия транспортирования  и хранения. Высококачественный продукт в плохой упаковке и при небрежном хранении легко может испортиться. Сохранность первоначального качества чая связана с сохранением его первоначальной влажности. Поэтому при транспортировании и хранении чай не должен увлажняться. Определенное влияние на скорость поглощения влаги оказывает величина чаинок. Как правило, мелкий чай быстрее поглощает влагу, чем крупный, но с течением времени содержание влаги в нем постепенно выравнивается. Большое значение для сохранности качества чая имеют условия хранения, прежде всего относительная влажность воздуха в складском помещении. Большое внимание уделяется подбору упаковочных материалов и способу упаковки, которые максимально обеспечивают сохранность качества чая.

Процессы "старения" черного чая при хранении значительно меньше изучены, чем процессы производства. В то нее время установлено, что при относительной влажности воздуха 96% сухой чай после 12—14 сут. хранения плесневеет и портится. Хранение чая при относительной влажности воздуха 60—65% способствует сохранности его качества. Если чай во время хранения увлажняется на 40% и выше по сравнению с первоначальной влажностью, то за 6 мес. его качество снижается на 25—26%, а за 9 мес. — на 45%. Качество чая с влажностью 7,5% и ниже снижается при хранении в течение 18 мес.

Перед отправкой проверяют  состояние всех ящиков и определяют влажность чая. С целью предотвращения порчи и плесневения чай влажностью выше 7% необходимо пересушить при температуре 70—75°С. В противном случае такой  чай не подлежит упаковке и отгрузке. При транспортировании чай должен быть укрыт от атмосферных осадков.

В складских помещениях чаеразвесочных фабрик, торгующих и  других организаций, где хранится готовый  чай, необходимо создавать и поддерживать относительную влажность воздуха 65—70%.

Чай торговых сортов фасуют в мягкую и полужесткую упаковку массой по 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 и 250 г, в  пакетики для разовой заварки  массой нетто 2; 2,5 и 3 г для однократной  заварки на один стакан, а также  в жесткую упаковку вместимостью от 0,05 до 1,5 кг — металлические, стеклянные, деревянные и другие художественно оформленные чайницы и коробки, отвечающие требованиям нормативно-технической документации.

Для предприятий общественного  питания допускается выпускать  чай в пакетах из полиэтиленовой пленки, изготовленной из базовых марок полиэтилена, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, или целлофана, склеенного с полиэтиленовой пленкой, массой нетто 1 и 3 кг; для розничной торговли массой нетто 200, 300 и 500 г по согласованию с заказчиком.

Мягкая упаковка должна состоять из внутренней части: подпергамента  или специальной бумаги и внешней  каптированной алюминиевой фольги или бумаги с поливини-лиденхлоридным покрытием с последующим оклеиванием  пачки этикеткой из соответствующей  бумаги.

Полужесткая упаковка должна состоять из внутренней части —  кашированной алюминиевой фольги или  подпергамента или бумаги с поливинилиденхлоридным покрытием и внешней коробки  из специальной бумаги или картона "хром-эрзац" массой 230—240 г на 1 м2.

Упаковка чая для разовой заварки массой нетто 2; 2,5 и 3 г должна состоять из внутреннего пакетика из пористой неразмокающей бумаги массой 12—13 г/м2 или внутреннего и внешнего защитного пакетика из этикеточной бумаги. Пакетики для чая для разовой заварки комплектуют и укладывают в пачки из целлофана или коробки из картона "хромрзац" массой 230—240 г/м2.

Отклонение от массы  нетто каждой упаковочной единицы  чая в процентах не должно превышать:

♦ минус 5 при фасовании  до 3 г;

♦  минус 1 при фасовании  от 25 г до 3 кг.

Пачки, коробки и чайницы  с чаем должны упаковываться в  фанерные ящики, в ящики из гофрированного картона или ящики из-под импортного чайного сырья и тару-оборудование. В качестве дополнительной упаковки допускается использовать мешки-вкладыши из полиэтилен-терефталатной пленки.

На этикетке каждой единицы  упаковки указывают: товарный знак и  наименование предприятия-изготовителя, его адрес; наименование продукта и  место произрастания чайного  листа, сорт, массу (нетто) и номер  ГОСТа.

В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" на упаковке также должна содержаться следующая информация:

♦  состав продукта;

♦  способ приготовления;

♦ дата изготовления или  упаковывания;

♦ срок годности или срок хранения;

♦ условия хранения;

♦ вакуумная упаковка (при наличии);

♦  информация о сертификации.

Пачки, коробки или  чайницы с чаем укладывают в чистые, сухие, не имеющие постороннего запаха фанерные или картонные ящики, выстланные изнутри бумагой. Продукцию укрывают бумагой, поверх которой кладут ярлык, на котором указаны дата упаковки и фамилия упаковщика. Ящики закрывают крышкой и забивают.

Гарантийный срок хранения фасованного отечественного чая  и купажированного с импортным  — 12 мес. со дня упаковки и фасованного  импортного чая — 18 мес. При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтилен-терефталатной пленки срок хранения увеличивается до двух лет. Срок хранения нефасованного черного и зеленого чая — 8 мес.

 

 

2. Анализ ассортимента  рынка чайной продукции на  примере ООО «Мечта»

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

ООО «Мечта» была основана в 2005 году. На сегодняшний день «Мечта»  занимает лидирующее положение среди  компаний, специализирующихся на продаже  чайно-кофейной продукции.

Общество имеет развитую сеть оптовых продаж, представительства во всех областных и промышленно-развитых центрах страны.

Компания «Мечта» имеет  эксклюзивную дистрибуцию на территории Алтайского края многих всемирно известных  брендов чайно-кофейного ассортимента.

Высшим должностным  лицом является директор. Он несет персональную ответственность за результаты деятельности, определяет стратегические направления развития, осуществляет общее оперативное управление.

Заместитель директора  по коммерческим вопросам осуществляет функции по закупке сырья и  материалов, хранению и перемещению сырья, материалов, организует изучение рынков и реализацию продукции потребителю.

Главный инженер –  представитель руководства по функционированию системы менеджмента качества в  соответствии с международными стандартами  серии СТБ ИСО-9001-2003.

Бухгалтерия осуществляет контроль и учет движения финансовых средств по счетам предприятия, основных средств, представляет финансовые отчеты в государственные органы.

 

 

 

 

 

 

Ассортимент проданной  компанией продукции в 2009 году представлен  в следующей таблице:

Таблица 3 Ассортимент  продукции, проданный компанией  в 2009 году

№ п/п

Ассортимент

Объем производства, тыс. руб 

Удельный вес в общем  объеме продаж, %

1

ENGLISH ELITE TEA

16358

11,52

2

PREMIUM ENGLISH TEA

16799

11,83

3

VICTORIAN BLEND

17112

12,05

4

EARL GREY

16482

11,61

5

IRISH BREAKFAST

12615

8,88

6

IRISH CREAM

12562

8,85

7

SUPREME ENGLISH TEA

11359

8,00

8

ENGLISH BREAKFAST

12510

8,81

9

FINEST CEYLON TEA

12667

8,92

10

FIVE O`CLOCK

1889

1,33

11

FRUIT TEAS

11669

8,22

 

ИТОГО

142022

100


 

2.2. Анализ ассортимента рынка чайной продукции на конкретном предприятии (широта, полнота, новизна, устойчивость)

 

На сегодняшний день по данным таможенной статистики объем  импортируемого чая в Россию составляет около 16,5 тысяч тонн в год на общую  сумму $19,1 млн. Основную долю в предложении занимает индийский чай - 56%, на втором месте цейлонский чай - 23,5%. Третье место занимает чай из Бангладеш - 9,5%. Оставшиеся 11% ввоза - это поставки из Индонезии, Азербайджана, Турции, Китая и Грузии.

В настоящее время  уровень среднедушевого потребления чая в России составляет 1,4 кг / год, что значительно превышает уровень потребления в крупных соседних странах.

Привлекательность Российского  потребительского рынка привела  на него известных импортеров из Индии, Цейлона и Европы. По официальным данным - 60% чая ввозится в фасованном виде. Однако с этими импортными торговыми марками, пользующимися заслуженной известностью успешно конкурируют национальные производители.  Около 43% рынка занимают торговые марки Санкт-Петербургской компании "Орими Трейд" - "Принцесса Канди", " Принцесса Нури", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява", 15% рынка занимает торговая марка "Ассам чай" от J.V.Gokal.

Около 20% рынка принадлежат  операторам с приблизительно одинаковой степенью активности:

  • ТМ "Махараджа" - Нью Ти Компани (Индия)
  • ТМ "Липтон", "Брук Бонд", "Дастархан" - "Юнилевер"
  • ТМ "Бета", "Чемпион", "Байдже", "Лидер" - "Бета"
  • ТМ "Сергек" - Рассик Вудворт (Индия)
  • ТМ "JAY" - Мадху Джаянти (Индия)

Оставшиеся 22% занимают "Гранд", "Майский чай", Индийский чай со слоном ( "Тот самый"), и недавно вышедшие на рынок "Дилма", "Ахмад", а также множество других торговых марок: "Ника", "Супер Лэйбл", "Акбар", "Наргис", "Беллона", "Супер Рошни" и др.

Следствием экономического кризиса стало сокращение чайного  рынка и переход значительной части потребителей к более дешевым сортам чая. Однако население страны на этом фоне демонстрирует устойчивую приверженность к относительно дорогому качественному чаю.

Другим следствием неплатежеспособности населения является сложившаяся система розничных продаж чая. Львиная доля чая продается через оптово - розничные и розничные рынки, лотки и киоски. Несопоставимо меньшая доля через магазины. При этом часто рынки предлагают более широкий, чем магазины, ассортимент чая - до 200 - 300 наименований. Сейчас состав операторов чайного рынка в Барнауле в основном сложился, перемены могут происходить только в степени влияния той или иной торговой марки. Тем не менее, все большее число крупных операторов рынка развивает собственное фасовочное производство - кроме удешевления конечного продукта это дает возможность более мобильно реагировать на меняющиеся запросы потребителей.

Вообще будущее Барнаульского  чайного рынка связано с повышением уровня жизни населения. Вероятны тенденции  усиления рыночной силы марочных чаев, рост популярности торговых марок российских производителей, расширение сегментов пакетированного и ароматизированного чаев, повышение спроса на "здоровые" напитки - зеленый чай, травяные и лечебные чаи.

В настоящее время  основными источниками получения информации о спросе населения в нашей стране являются: статистическая отчетность; данные статистики бюджетов семей; данные оперативного и бухгалтерского учета; материалы специальных наблюдений, обследований опросов.

Итак, для анализа спроса на чайную продукцию в Барнауле необходимо рассмотреть статистическую отчетность, которая позволяет выяснить тенденции развития рынка чая.

Информация о работе Рынок чая