Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:56, курсовая работа
Цель данной работы – анализ маркетинговой деятельности компании на рынке г.Красноярска.
Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения поставленной цели:
- рассмотреть теоретические основы формирования рыночной среды компаний;
- определить ключевые моменты конкурентных преимуществ компаний;
- дать характеристику объекта исследования;
- провести анализ внутренней и внешней среды компании;
- определить положение компании на локальном рынке;
- определить слабые места в маркетинговой деятельности компании и дать рекомендации по их устранению.
Введение 3
1. Маркетинговая деятельность компаний в условиях рынка 6
1.1. Маркетинг в рыночных отношениях 6
1.2. Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество организации: понятие и сущность категорий 10
2. Положение на рынке ООО РА «МЭР» 20
2.1. Характеристика предприятия 20
2.2. Анализ рынка и конкурентной среды в отрасли 24
2.3 Оценка конкурентоспособности журнала «Свадьбавед» 26
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Категория конкурентоспособности занимает одно из главных мест в ряду основных экономических характеристик.
Под конкурентоспособностью
в самом общем виде понимается
способность различных
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях9.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встаёт новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счёт упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
1) привлекательной, когда
в данном сегменте субъект
качественнее удовлетворяет
2) умеренной, когда действия
субъекта конкуренции
3) ожесточённой для объекта
конкуренции, когда субъект
4) ожесточённой для субъекта
конкуренции, когда объект (конкурент)
поглощает, уничтожает либо
Конкурентоспособность товара (услуги) – способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены11.
Конкурентоспособность
предприятия – способность
Таким образом, конкурентоспособность
предприятия – это его
Конкурентоспособность фирмы
– понятие относительное: одна и
та же фирма в рамках, например, региональной
отраслевой группы может быть признана
конкурентоспособной, а в рамках
отраслей мирового рынка или его
сегмента – нет. Оценка степени конкурентоспособности,
т.е. выявление характера
Таким образом, конкурентное
преимущество одной фирмы над
другой может быть оценено в том
случае, когда обе фирмы удовлетворяют
идентичные потребности покупателей,
относящиеся к родственным
Факторы конкурентоспособности могут быть внешними и внутренними, и разрешаются:
Различают рынки: конкурентные и неконкурентные. На конкурентном рынке экономическую (рыночную) конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров и услуг и т.д., а следовательно, и само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется только соотношением спроса и предложения. Чем больше рынок отвечает этим двум требованиям, тем более конкурентным он является, и наоборот16.
На таком рынке конкуренция
представляет собой регулирующую его
силу. Она обеспечивает гибкость экономики
в целом, помогает не только сохранять
её эффективность, но и повышать её.
Конкуренция вынуждает
Свыше 200 лет назад Адам Смит установил, что свободные конкурентные рынки, на которых каждый действует в своих собственных интересах, могли бы содействовать реализации высших интересов общества; в этом заключается принцип действия «невидимой руки». Большинство экономистов согласны сегодня с тем, что конкурентные рынки приводят к эффективному распределению ресурсов, однако имеются некоторые разногласия по поводу того, приводит ли конкуренция к лучшему (более справедливому) распределению доходов и продукции. Так же своё фундаментальное исследование внёс Д. Рикардо, единственный экономист, которого К.Маркс рассматривал в качестве своего учителя, который так же внёс свою лепту в исследование конкуренции.
Дж.Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже «эксплуатацию» наёмного труда. Главная идея её книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий. Дж.Робинсон, Э. Чемберлин, К.Маркс, Д. Рикардо и А.Смит создали теорию совершенной конкуренции17.
Рынок монополистической конкуренции возникает в том случае, когда:
1) на рынке имеется много конкурирующих фирм;
2) для удовлетворения
одной и той же потребности
эти фирмы предлагают
3) каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продаёт свои товары;
4) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам18.
На таком рынке
Для рынка олигополии характерно то, что одинаковые или сходные товары здесь производит небольшое число крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары.
Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств.
Олигополия – рынок, на котором конкуренция происходит лишь между небольшим числом фирм, вытеснивших остальных соперников.
В современных условиях рыночной
экономики вопросы
Оценкой и анализом конкурентоспособности занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т.д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем, исходя из вышепредставленного определения, можно применить понятие конкурентоспособности. Однако любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность», подсознательно имеют в виду именно это – степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности. Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» в обозначенном ракурсе опирается на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства. В противном случае, неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов.
Конкурентоспособность – показатель, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. По своей сути он остается понятием экономическим, и наиболее правильное его применение – к экономическим объектам. На сегодняшний день в литературе утвердилось мнение о трех наиболее укрупненных группах объектов оценки конкурентоспособности. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
1) микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия);
2) мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);
3) макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран)19.
Соответственно, конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции),мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи.
Конкурентоспособность определяется
по конкретному объекту на конкурентном
рынке. Конкурентоспособность может
быть стратегической и тактической.
На стадиях стратегического
Конкурентоспособность компании
нельзя рассматривать без
Рисунок 1.1 – Критерии, определяющие конкурентоспособность компании и ее услуг (продуктов)
Конкурентоспособность предприятия
технически может быть обеспечена учетом
основных факторов конкурентоспособности
и их разрешением через стратегии
предприятия. Главная трудность
предприятий в том, чтобы свои
стратегии наполнить
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Информация о работе Рынок как сфера функционирования маркетинга