Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 02:05, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании маркетинга управления сбытом продукции на примере ОАО «Автоприбор»
Достижение поставленной цели было обеспечено посредством решения следующих задач:
- исследование конкурентной среды предприятий, выявление главных признаков ее составляющих для определения конкурентных преимуществ и перспектив развития;
- разработка общего алгоритма построения сбытовой, товарной и ценовой политики предприятия, а также принципов построения стратегических альтернатив;
- анализ современных методов расчета и обоснования цен на продукцию предприятий, а также видов ценовой политики;
- предложение практических рекомендаций к совершенствованию сбытовой и ценовой политики предприятия.
Конкурентоспособность продукции ОАО "Автоприбор" обеспечивается за счет:
1) повышение качества
2) налаживание системы
3) перестройка организационно-
4) наличие квалифицированных
Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.
В верхней иерархии управленческой структуры имеются должности: генеральный директор, помощник ген. директора по ГО и ЧС, зам. ген. директора по производству, зам. ген. директора по снабжению и сбыту, гл. бухгалтер, зам. ген. директора – технический директор, зам. ген. директора по строительству, зам. ген. директора по качеству.
В состав отделов управления входят: юридический, финансовый отделы, бухгалтерия, отдел МТС, отдел сбыта, отдел кадров.
Также имеются следующие отделы: гл. механика и энергетика, технологическая лаборатория, отдел технического контроля, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел охраны окружающей среды, хозяйственный отдел, отдел организации труда и заработной платы, отдел производства и управления.
В целом организационная
Отдельно остановимся на рассмотрении организации и функционирования отдела маркетинга ОАО "Автоприбор".
Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ОАО "Автоприбор"" и подчиняется зам. ген. директора по снабжению и сбыту. Отдел маркетинга был создан в начале 2006 года, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.
Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют четыре должностные инструкции:
- начальника отдела;
- заместителя начальника;
- менеджера;
- инженера по рекламе.
По существующему на предприятии "Положению об отделе маркетинга" на данный отдел возложено выполнение следующих функций и задач.
1) Задачи:
2) Функции:
- обеспечение своевременного
- организация сбыта продукции в соответствии с заключенными договорами;
- участие в разработке ценовой политики предприятия;
- организация работы по рекламе
выпускаемой продукции,
- контроль за выполнением
В составе аналитической функции маркетинга, данным отделом проводятся следующие мероприятия:
2) Систематически работник
3) Изделия конкурентов,
уровень их качества, цены, конкурентоспособность
изучаются при посещении
4) Служба маркетинга предлагает свои рекомендации по организации производства новой конкурентоспособной продукции в требуемом рынком количестве и в оптимальные сроки.
5) Основной функцией отдела
2.2 Анализ сбытовой политики предприятия
Предприятие специализируется на выпуске и реализации средств автоматизации. В 2011 г. такой продукции было реализовано на 178246 тыс. руб., что составило 42,8% от общей реализации, в 2012 г. – на сумму в 379750 тыс.руб., или 54,1%. Отметим, что основными покупателями данной продукции выступают предприятия-изготовители различной техники, розничные покупатели и заготовительные предприятия, в том числе государственные.
Таблица 1 - Сбыт продукции ОАО "Автоприбор" в 2011 – 2012 гг. [19]
Показатель |
2011, тыс. руб. |
% |
2012, тыс. руб. |
% |
Выручка от продажи продукции |
416 463 |
100 |
701 941 |
100 |
В том числе: Электрооборудования |
135 350 |
32,5 |
171 274 |
24,4 |
Средств автоматизации |
178 246 |
42,8 |
379 750 |
54,1 |
Технических средств |
102 867 |
24,7 |
150 917 |
21,5 |
Рассмотрим каналы распределения продукции ОАО "Автоприбор".
При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.
Прямой канал распределения (канал нулевого уровня):
Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):
Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):
Схема каналов продукции ОАО "Автоприбор" представлена в Приложении 7.
В таблицах 2-3 представлены показатели, характеризующие реализацию продукции ОАО "Автоприбор" в 2011 и 2012 гг. по каналам распределения.
Таблица 2 - Каналы реализации продукции ОАО "Автоприбор" в 2011 году (в % к общему объему реализации в натуральном выражении) [19]
Kаналы реализации |
Электр-ние, тыс. руб. |
Электр-ние |
Средств автомат., тыс. руб. |
Средства автомат. |
Тех. средств, тыс.руб. |
Тех. средства |
Всего реализовано |
135 350 |
100 |
178 246 |
100 |
102 867 |
100 |
В том числе: Предприятия, использующие продукцию в своем производстве |
12182 |
9 |
53474 |
30 |
51434 |
50 |
Оптовые посредники |
9475 |
7 |
8912 |
5 |
2057 |
2 |
Прямые продажи бюджетным |
677 |
0,5 |
3565 |
2 |
- |
— |
Реализовано по бартеру |
21656 |
16 |
17825 |
10 |
4115 |
4 |
Прямые продажи населению |
36 545 |
27 |
17825 |
10 |
19545 |
19 |
Городской рынок |
136 |
1 |
14259 |
8 |
6172 |
6 |
Розничные магазины |
271 |
2 |
14259 |
4 |
2057 |
2 |
Заготовительные предприятия, в том
числе закупки местной |
39 928 |
29,5 |
33867 |
19 |
11315 |
11 |
Оплата труда работников в натуральной форме |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Продажа другим предприятиям |
10828 |
8 |
17825 |
10 |
5143 |
5 |
Прочие каналы |
- |
- |
3565 |
2 |
1029 |
1 |
Основными покупателями продукции
предприятия следует считать
предприятия, использующие продукцию
ОАО "Автоприбор" в своем производстве,
а также заготовительные предпр
За отчетный период наблюдается
рост объемов закупок продукции
предприятиями-производителями
В то же время наблюдается сокращение объемов закупок заготовительными организациями и потребительской кооперацией при одновременном формировании новой многоканальной рыночной системы реализации продукции ОАО "Автоприбор": оптовиков и расчетов по бартеру.
Среди каналов распределения заметно выросла не только роль посредников (по электрооборудованию — с 7% в 2011 г. до 20,7% в 2012 г.), но и величина бартерных операций (соответственно с 16% до 29,8%), что объясняется нехваткой оборотных средств предприятия.
Таблица 3 - Каналы реализации продукции ОАО "Автоприбор" в 2012 году (в % к общему объему реализации в натуральном выражении)[19]
Kаналы реализации |
Электр-ние, тыс. руб. |
Электр-ние |
Средств автомат., тыс. руб. |
Средства автомат. |
Тех. средств, тыс.руб. |
Тех. средства |
Всего реализовано |
171274 |
100 |
379750 |
100 |
150917 |
100 |
В том числе: Предприятия, использующие продукцию в своем производстве |
18498 |
10,8 |
75950 |
20 |
90550 |
60 |
Оптовые посредники |
35454 |
20,7 |
18988 |
5 |
- |
— |
Прямые продажи бюджетным |
856 |
0,5 |
7595 |
2 |
- |
— |
Реализовано по бартеру |
51040 |
29,8 |
45570 |
12 |
6037 |
4 |
Прямые продажи населению |
35968 |
21,0 |
56963 |
15 |
3018 |
2 |
Городской рынок |
856 |
0,5 |
34178 |
9 |
9055 |
6 |
Розничные магазины |
- |
— |
11392 |
3 |
1509 |
1 |
Заготовительные предприятия, в том
числе закупки местной |
13188 |
7,7 |
49368 |
13 |
33202 |
22 |
Оплата труда работников в натуральной форме |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Продажа другим предприятиям |
15414 |
9,0 |
56963 |
15 |
6037 |
4 |
Прочие каналы |
- |
— |
7595 |
2 |
1509 |
1 |