Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 01:07, шпаргалка
3. Концепции и эволюция маркетинга.
Концепция маркетинга - это исходное значение, характеризующее активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития. Выделяют концепции производственной, товарной, сбытовой, потребительской, плюс интегрированной, социально-этической и стратегической ориентации.Изначально производ-ли товаров исходили из того, что поскольку товары имеют рыночный спрос, превышающий возможности предложения, следует увеличивать их выпуск путем соверш-ния произв-ва.
3.
Концепции и эволюция
Концепция маркетинга - это исходное значение,
характеризующее активную ориентацию
рыночной деятельности предприятия на
различных стадиях ее развития. Выделяют
концепции производственной, товарной,
сбытовой, потребительской, плюс интегрированной,
социально-этической и стратегической
ориентации.Изначально производ-ли товаров
исходили из того, что поскольку товары
имеют рыночный спрос, превышающий возможности
предложения, следует увеличивать их выпуск
путем соверш-ния произв-ва. Производ-ная
концепция ориентировалась на снижении
затрат, связанных с выпуском товара, и
на повышении производи-cти труда. На рубеже
веков (19-20 вв) сформировалась товарная
концепция. Считалось, что потребитель
отдаст предпочтение товару, выпускаемого
фирмой, если у него хорошие качественные
характеристики и предлагается он по доступной
цене. Задача - произвести большое количество
товаров, а потом реализовать его. В 20-30х
годах формируется сбытовая концепция,
которая заключается в том, что покупатели
будут покупать предлагаемый товар, если
приложить усилия в процессе их продажи.
На этом этапе развития маркетинга наряду
с совершенствованием производства товара
активно осуществляется политика по сбыту.
Все предыдущие концепции исходили из
необходимости решения проблем производства
и продавца. Новым этапом стала ориентация
на нужды покупателя, на решение его проблем.
С 50-60х годов основной становится потребительская
концепция. Этот подход основывается на
определении потребностей и покупательских
оценках ассортимента и качества товара.
Главным объектом рынка деят-ти становится
потребитель. Исходя из этого производитель
может получить прибыль только после удовлетворения
потребностей покупателя. Интегрированная
концепция - одна из разновидностей современной
концепции маркетинга. Эта концепция ориентирована
на новый продукт и на потребителя. Суть
заключается в одновременном создании
и продукта, и потребителя. В 80х гг сформировывается
и получает развитие стратегический маркетинг,
в основе которого лежит ориентация на
потребителей и конкурентов. Содержание:
удовлетворение нужд потребителей при
одновременном превосходстве над конкурентами.
Крупные сырьевые, экологические, энергетические
и другие проблемы 70-80х гг изменили взгляды
на концепции маркетинга в сторону ориентации
на общественные потребности. Отсюда формируется
социально-этическая концепция. Она направлена
на удовлетворение не только отдельных
потребностей личности, но и всего общества
в целом.
6. Классификация потребительских рынков
Рынок делится на:1)рынок потребительских товаров и услуг;2)рынок средств производства;3)рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).
Рынок правительственных заказов - заказы правительства на товары для общественных нужд, заказы науки.
Результат деятельности правительства выступает в виде общественных благ.
Не смотря на
отсутствие общепринятой
разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов,
имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей
продукции (в определенной мере).
. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих
продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную
продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство
фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные
фирмы на этом рынке.
. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак:
3. Функциональный признак (
7.Сегментация рынков. Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу и выбор целевых сегментов рынка.
Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).
Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.
Сегментирование по географическому признаку — разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.
Сегментирование по демографическому признаку — разделение рынка в соответствии с такими переменными как: возраст, пол, размер семьи, жизненный цикл семьи, род занятий, уровень дохода, образование, национальность, вероисповедание. Сегментация по демографическому признаку наиболее часто используема компаниями в маркетинговых исследованиях, это объясняется тем, что реакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именно от демографических переменных.
Сегментирование по отношению к товару — выделение групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар. Переменные подобного сегментирования: интенсивность потребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) степень лояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки (экономия, удобство, престиж).
Сегментирование по стилю потребления — выделение групп покупателей на основе данных о потреблении связанных товаров, позволяющих наилучшим образом прогнозировать потребность в продвигаемом товаре и/или отклик на промо-акции. Это возможно, поскольку шаблоны потребления определяются привычками, каждая из которых определяет потребление набора связанных товаров и услуг, в результате по потреблению одних товаров можно предсказывать потребность в других.
Сегментирование по ситуационному признаку — выделяет переменные: срочность (следует ли компании-поставщику обслуживать заказчиков, которым может понадобиться срочная и непредвиденная поставка); область применения (на использовании товаров по прямому назначению или на всех вариантах использования стоит сосредоточить внимание); размер заказа (большие или малые партии будут поставляться заказчикам).
Сегментирование по личностному признаку — выделяет переменные: сходство покупателя и продавца (следует ли компании обслужить только заказчиков, ценности которых приближены к ней самой); отношение к риску (какие потребители предпочтительнее — любящие рисковать или избегающие опасности); лояльность (следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень лояльности своим поставщикам).
Межрыночная сегментация — выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ.
8. Выбор целевых сегментов рынка
После проведения сегментации необходимо определить целевой рынок.
Целевой рынок -определенная группа, существующих и потенциальных покупателей, для которых организация стремится сделать подходящее рыночное предложение.
Следующим шагом
после выявления рыночных
На выбранных
целевых рынках могут
Недифференцированный
маркетинг — такое направление
деятельности на рынке, при
котором организация
Дифференцированный
маркетинг — направление
Концентрированный
(сфокусированный) маркетинг —
направление деятельности на
рынке, при котором
9. Маркетинговые стратегии охвата рынка.
1.Недифференцированный (массовый
маркетинг) – фирма выходит
на широкий круг потребителей
с одним товаром, не учитывая
отличий в запросах
2.Дифференцированный
3.Концентрированный – концентрация усилий приходится а один, редко два сегмента и для каждого разрабатывается отдельный план маркетинга. Применяется предприятиями с ограниченными ресурсами. Благодаря этому приему предприятие обеспечивает себе более прочную позицию т.к лучше других знают нужды и потребности этого сегмента.
13.Система маркетинговой информации предприятия. Система маркетинговой информации – это система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации для планирования, реализации и контроля маркетинговых мероприятий. Система включает следующие составляющие: 1) систему внутренней отчетности; 2) систему сбора текущей маркетинговой информации; 3) систему маркетинговых исследований; 4) систему анализа маркетинговой информации.
1) Система
внутренней отчетности. На предприятиях
ведется внутренняя отчетность,
отражающая показатели