Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:52, курсовая работа
В данной курсовой работе речь пойдет о сегментирование рынка и выборе фирмой целевого сегмента. Любой рынок, с точки зрения маркетинга, состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Актуальность выбранной темы определяется тем, что проведение эффективной сегментации на рынке является необходимым условием ухода от жесткой конкуренции, которая с каждым годом растет. Тем самым снижается предпринимательский риск компании. Сегментация на рынке также является ключом успеха при исследовании потребительских интересов к товарной группе и удовлетворения этих интересов более эффективно, чем у конкурентов. Поэтому данная тема является неотъемлемо важной для рассмотрения во всей маркетинговой деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………2
Глава I Сегментация рынка…………………………………………….…..3
1.1.Понятие и сущность сегментации…………………………………...….3
1.2.Главные задачи………………………………………………………..…4
1.3.Принципы сегментации…………………………………………..……..4
1.4.Методы сегментации…………………………………………………….5
1.5.Сегментирование рынка, факторы сегментации………………..……..7
1.6.Общие этапы процесса сегментации………………………………..…12
Глава II Методика сегментирования рынка………………………………13
2.1.Выбор признаков сегментации………………………………….….….13
2.2.Критерии сегментации потребительского рынка……………….….…17
2.3.Критерии сегментации промышленного рынка………………….…....20
2.4.Выбор целевого рынка……………………………………………....…..21
2.5.Поиск рыночной ниши……………………………………….……….…22
2.6 Пример сегментации Российского промышленного предприятия…...24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..35
Бренд «Брянконфи Gold Collection» - это единственные изделия компании из группы шоколадной продукции. Представлены они достаточно скудно (порядка 10 наименований) и продукция относится к классу премиуим, что означает небольшие объемы продаж и деятельность фирмы здесь ориентирована на достаточно малый сегмент. В данной группе товаров компания может увеличить свой ассортимент за счет выпуска фасованных конфет по более низкой цене, тем самым она выйдет еще на новый сегмент рынка, а также начать производство плиточного шоколада, это еще один сегмент на рынке. В совокупности это увеличит общий объем продаж, а следовательно увеличиться и прибыль предприятия, что позволит расширять производство еще больше. Для того чтобы создать и увеличивать спрос на шоколадную продукцию, необходимо отойди от стандартов, то есть производить, например, шоколад не в классической форме, а разработать и постоянно изменять иную геометрическую форму, а так же вывести собственную, универсальную гамму вкусов и цветов.
Также есть группа сахаристой продукции, в которой марка «Брянконфи» не представлена никакими изделиями. Конечно эта самая малая группа из всех представленных на рынке кондитерских изделий и количество потребителей данной продукции не такое большое как у остальных групп, но потребители есть, а это означает, что если правильно подойти к процессу сегментации этой группы, выявить потребности и провести правильное позиционирование товара, а также провести ряд других маркетинговых мероприятий, то наличие спроса на товар будет гарантированно. То есть не стоит производить зефир, для продажи его на территории центральной России, когда есть уже другая марка, которая славиться свои зефиром, но вот начать с простого мармелада и расширяя ассортимент вытеснять конкурентов, вполне возможно.
Данные рекомендации напрямую связаны с уже успешно используемой компанией стратегией дифференцированного маркетинга, но не стоит забывать о производстве, продвижении и реализации продукции.
Особое внимание стоит уделить открытию новых собственных розничных магазинов, это позволит снизить цены на продукцию и увеличить конкуренцию фирмы, а также повысит спрос на продукцию. При этом не стоит ограничиваться только российским рынком, Брянская область граничит сразу с Украиной и Белоруссией, и устанавливающиеся все время экономические отношения между странами делают развитие бизнеса за рубежом еще более привлекательным делом.
Как известно потребители обращают внимание на оригинальность, где немалую роль играет упаковка товара, и высокое качество продуктов. Поэтому политика фирмы, проводимая в области разработки новых дизайнов упаковки необходима и экономически целесообразна, но при этом надо правильно выбирать тот или иной стиль упаковки. Так шоколадные конфеты, на упаковке которых расположены камни (пусть даже и драгоценные) не вызывают у человека желания совершения покупки, а порой совсем наоборот. Поэтому тут фирме необходимо сотрудничать только с профессионалами своего дела, фирмами, имеющих специфический и удачный опыт в этом деле.
Все кондитерские компании России зависят от поставщиков сырья, следовательно, фирме стоит избавиться от этой зависимости, самой став поставщиком для себя. Имеется ввиду то, что компания начнет сама выращивать для себя зерно, делать из него муку, содержать ферму, производя масло, молоко и т.д.
Процесс затратный как в финансовом плане, так и в количестве сил приложенных к нему, к тому же требуется много времени для того чтобы полностью достичь того уровня производства сырья, который требуется для полного удовлетворения производства. Но с другой стороны: в России, с ее национальными программами, с обширными плодородными, но пустующими территориями, с умелыми, но незнающими чем заняться людьми. Результат может превысить все, даже самые смелые ожидания, вывести компанию такой уровень, какого другие не добиваются даже объединившись.
Можно еще привести и другие способы и меры, которые позволят компании развиваться, но суть не в том, чтобы найти как больше этих самых мер, а в том, выбрать экономически эффективные, которые обеспечат рост компании, позволят ей оставаться конкурентоспособной.
Таким образом, успешное развитие предприятия не означает того, что его функционирование должно происходить по существующей схеме. Проведение маркетинговых исследований, анализ и сегментация рынка позволяют выявить возможности в развитии, а так же предлагают различные способы, с помощью которых возможно достичь больших результатов.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен
процесс сегментации отечественного рынка
кондитерских изделий на примере деятельности
ОАО «Брянконфи».
Была рассмотрена теоретическая база процесса сегментации рынка продукции потребительского назначения, в частности, было рассмотрено покупательское поведение, выявлено, почему и как реагируют потребители на ту или иную сбытовую политику фирмы, определенны факторы, которые оказывают влияние на совершение покупки, а также рассмотрен сложный процесс принятия решения о совершении или не совершении покупки. Разобрана сущность сегментирования самого рынка продукции потребительского назначения на основе общей схемы процесса сегментации, как одного из основного направления маркетинговой деятельности. Рассмотрены такие этапы процесса сегментирования как установление принципов для успешной сегментации, определение методов и критериев осуществления сегментации рынка потребительских товаров, показано как осуществляется выбор целевых рынков и сегментов, а так же изложена теория о позиционировании товара. Сформулирована задача сегментирования и рассмотрено как она осуществляется.
В качестве примера для рассмотрения процесса сегментации на практике выбрана брянская компания «Брянконфи» производящая кондитерские изделия. Была дана общая характеристика компании суть, которой заключается в том, что фирма, находится в данное время на пути довольно-таки успешного развития, с полной ответственностью за свою деятельность производит товары высокого качества и при этом постоянно совершенствует свое производство. Так же частично был рассмотрен отечественный рынок кондитерских изделий.
Также были выделены сегменты рынка, на которые ОАО «Брянконфи» направляет свою деятельность, а так же рассмотрено как именно, на основании чего компания выбирает для кого производить продукцию, и рассмотрена сама продукция, предназначенная для различных сегментов. Так же было указано то, что фирма не просто создает товары для обычной продажи, но делает это с учетом факторов, которые влияют на выбор покупателя при покупке товара.
Несмотря на то, что компания в настоящее время динамично развивается, были найдены и предложены некоторые меры, которые могут ускорить развитие фирмы, принести большую прибыль и сделать ее более конкурентоспособной.
Такие предложения были даны в курсовой работе и так же есть обоснование эффективности предложенных мер, показано, что принесет компании реализация этих мер.
Сегментация рынка, не только потребительского, но и промышленного, это весьма сложный процесс, с которым сразу нельзя разобраться, но правильное его использование, как показывает практика, приносит ощутимые успехи.
В заключение, хотелось бы сказать,
что сегментирование рынка является ключом
к успеху в маркетинговой деятельности,
поскольку оно позволяет фирме удовлетворить
нужды потребителей более эффективно,
и обеспечить рост объема продаж и прибыли.
Сегменты рынка постоянно изменяются
и предлагают возможности для инноваций
и творческого подхода сотрудников компании.
Выбор целевых сегментов дает фирме отличительное
преимущество.
Комплекс мероприятий и задач, направленных
на реализацию стратегий сегментирования
и позиционирования, составляет маркетинговую
систему фирмы.
Разработка стратегии фирмы очень нужна,
так как позволяет более эффективно, распорядится
имеющимися ресурсами и получить максимально
возможную прибыль. В наше время, когда
рынок перенасыщен различными товарами
и предложениями, без хорошо разработанной
стратегии любая фирма практически обречена
на банкротство.
Список литературы
1.Алешина И.В. Поведение потребителей: учеб. пособие. - М. : Издательство: Экономисте, 2006. - 528 стр.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред Г.Л. Багиева. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 736 с.
.Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Ф. Барышев 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Аккадемия», 2008. - 224 с.
3. Ассель Генри. Маркетинг: принципы
и стратегия: Учебник для вузов: Пер. с
англ./Науч. Ред. В.Н. Калгин. – 2-е изд. –
М.:ИНФРА-М,1999
4. Вайсман Арнольд. Стратегия маркетинга:
10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента:
5 факторов успеха: Пер. с нем. – М.: АО "Интерэксперт":
"Экономика", 1995
5. Голубков Е.Н. Основы маркетинга: Учеб.
для вуз. экон. спец. – М.: Финпресс,1999
6. Маркетинг в России и за рубежом №4, 2001. Сегментация и позиционирование. Голубков Е.П.
7. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика. 1993.335 с.
8. Корзина подарков. Журнал "Маркетолог", № 7 за 2006 год. Возможности поведенческой сегментации в розничной торговле
9. Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2001. Анил Каул, Санил Гупта, Кейт Кеттл. Сегментация, с которой можно работать
10. Fisk, R., Brown, S. and Bitner, M., Tracking the Evolution of Services Marketing Literature // Journal of Retailing. - 69, 1, 1993. - Рp.61-103.
11. Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2002. Федорец М.Н. Макетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг
12. Береснева М.А., Новикова Д.С., Фербей Г.Г. Исследование рынка потребителей крымского Турпродукта.
13. http: // www. nbuv. gov. ua/Articles/KultNar/knp50_3/