Система планов и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......................…...3
Понятие и принципы планирования……………………………..................……...….4
Предплановый прогноз – основа разработки планов……………..................…….....7
Методы планирования…………………………………………….......................….....11
Бюджетный и балансовый методы разработки планов…….................... ..….....11
Нормативный метод планирования……………………………....................…....14
Графические методы планирования……………………………….......................17
Математические методы планирования……………………....................…….....19
4.Оценка системы планирования ООО «1000 мелочей»...................................................20
5. Анализ системы планирования в кафе «Золотая рыбка».............................................. 26
6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27
7. Анализ планирования на примере ООО «Логистик».....................................................30
Заключение………………………………………………………….......................………..34
Список используемых источников……………………........................…………………....35

Файлы: 1 файл

to_samoe.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

По особо важным ресурсам ограниченной номенклатуры могут разрабатываться перспективные нормы. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости (наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов).

 

С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное  задание, которое предусматривает необходимый ассортимент продукции и объем работы, который работник или группа должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству

 

 

 

 

3.3 Графические методы планирования

 

К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.

 

Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.

 

Работы связывают  между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами.

 

Все события и  работы объединяются в календарный  сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы (рис. 2).

критический путь

Рис. 2. Сетевой график

Цель и события изображаются на нем кружками, в которых указываются  их содержание и порядковый номер, расшифровывающийся в прилагаемом тексте, а работы -стрелками, ведущими от одного кружка к другому.

Стрелки несут на себе информацию о времени выполнения работы и связанных с нею затратах (время изображается цифрой над стрелкой, а затраты - под ней). Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией. При этом номер последующего события больше номера предыдущего; не должно быть событий (кроме первого или последнего), из которых не выходят или в которые не входят какие-то работы, движения в замкнутом контуре; любые события не могут соединяться более чем одной работой; при параллельных событиях вводятся фиктивные работы.

 

Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь».

На сетевом графике удобно отражать:

- варианты многоходовых действий по реализации планового задания, например движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке;

- очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в строго определенной последовательности, а некоторые — параллельно);

- сроки их начала и окончания;

- полный путь движения к цели.

 

Это дает возможность  составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управление сложными хозяйственными системами.

 

Оптимизация сетевого графика имеет целью поиск  возможности сокращения затрат времени и ресурсов (минимум расхода ресурсов в нормативное время, минимум времени при заданном расходе ресурсов).

 

В ее основе лежит анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявлении лишних и необязательных; определении возможности параллельных действий и целесообразности существующей степени детализации.

 

С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы.

 

К графическим  относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится система целей и подцелей, для каждой из которых эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости), а также (для каждого уровня) коэффициенты взаимной связи.

 

Пропорционально коэффициентам значимости происходит распределение ресурсов между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками. Метод позволяет определить возможность полученных результатов в других областях, сроки выполнения отдельных работ (например, научных, опытно-конструкторских), их этапы вплоть до внедрения.

 

3.4 Математические методы планирования

 

Математические  методы планирования сводятся к оптимизационным  расчетам на основе различного рода моделей.

 

К простейшим моделям  относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать (а соответственно, и запланировать) наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А.

 

Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

 

Методы линейного  программирования дают возможность  путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т. п.

 

Чаще всего  методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:

- выбрать технологии, дающие возможность получить необходимый объем

продукции при наименьшем расходе  сырья и материалов;

- загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы

при этом достигалась наибольшая выработка;

- составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны,

наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой — сделать  это при минимальных затратах и проч.

 

Нужно иметь в  виду, что возможности применения различных методов планирования имеют свои границы.

 

Эти границы определяются:

  1. Современной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения, что поспеть за ними планирование попросту не успевает;
  2. Нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки;
  3. Бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников организации, их боязнью новшества.

 

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, стоящие перед организацией, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплексности.

4.Оценка существующей системы финансового планирования ООО «1000 мелочей»

Универсам экономического класса «1000 мелочей» – это один из сети современных универсамов, находящихся в Новгородской области. Общество с ограниченной ответственностью «1000 мелочей», создано решением № 1 от 07 мая 2003 г. и с этого времени осуществляет свою деятельность.

           Система финансового планирования ООО «1000 мелочей» изначально формировалась на основе современных методов управленческого учета. Руководит системой финансового планирования данной организации коммерческий директор. На рисунке 3 (см. приложения 3) представлена схема финансового планирования, применяемая в данной организации.

 

Сфера деятельности исследуемой организации - это розничная торговля продовольственными товарами. Уровень конкуренции на момент создания организации фактически отсутствовал. Единственным конкурентом  выступал супермаркет «Калинка» однако, если «Калинка» изначально ориентировался на людей со средним и высоким уровнем дохода, являясь как бы элитным, то ООО «1000 мелочей» был задуман как универсам экономического класса, направленный на розничную торговлю доступными товарами для всех слоев населения. В этом секторе основная конкуренция представлена со стороны мелких торговых точек и небольших магазинов. В связи с этим был разработан стратегический (перспективный) финансовый план и стратегия финансирования.

Стратегия финансирования отражает план получения средств для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал. В таблице 6 приведем основные параметры бизнес-плана ООО «1000 мелочей».

 

Таблица 6

Основные показатели финансового  планирования ООО «1000 мелочей» на период 2008-2010 гг.

Наименование показателя

Годы

2008

2009

2010

План

факт

План

факт

План

факт

Объем продаж, тыс. руб.

200000

293590

220000

224094

250000

182903

Себестоимость продукции и товаров, тыс. руб.

170000

232390

187000

184093

212500

149362

Коммерческие расходы

20000

48246

22000

26095

25000

21607

Прибыль от основной деятельности

10000

12954

11000

13906

12500

11934

Рентабельность продаж

5,00%

4,41%

5,00%

6,21%

5,00%

6,52%

Объем капитальных затрат (инвестиции)

10000

9254

-

-

-

-

Размер оборотного капитала

26000

79084

30000

45067

35000

21811

Коэффициент оборачиваемости

7,7

3,7

7,3

5,0

7,1

8,4

Объем долгосрочного кредитования

10000

10000

-

-

-

-

Объем краткосрочного кредитования

36000

90000

41000

60000

47500

35000


 

Это может быть прогнозирование  финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, коммерческих расходов. В связи с  этим, если в первые два года реализации бизнес-плана плановые показатели не имели значительных отклонений, а если и имели, то только положительные. Данные положительные тенденции дали возможность проводить капитальные вложения и получение для этих целей долгосрочных кредитов. Однако, начиная с 2008 года, имели место значительные отклонения от планируемых показателей. Но, эффективность перспективного планирования очевидна, организация придерживается планируемых показателей рентабельности и объемов прибыли.

 

Перейдем к следующему виду финансового планирования, применяемому на  ООО «1000 мелочей». Текущее финансовое планирование осуществляется непосредственно планово-аналитическим отделом, и сводиться к составлению годовых плановых заданий в виде бюджета.

 

В связи с высокой конкуренцией специалисты ООО «1000 мелочей» вынуждены планировать "от продаж", поэтому основой составления является бюджет продаж. Бюджет продаж является ключевым и одним из самых важных и сложных бюджетов. Продажи, как правило, представляют собой план в натуральных и стоимостных показателях с годовым горизонтом планирования и месячной разбивкой, бюджет продаж имеет аналитику по группам товаров.

 

Рассмотрим основные параметры  бюджета продаж за последние 2 года в таблице 7. По данным таблицы видим, что планирование объемов реализации в основном сводиться к умножению на плановый прирост объема реализации, в связи с чем возникают значительные отклонения в фактических данных от запланированных в бюджете.

 

Таблица 7

Исполнение бюджета продаж ООО  «1000 мелочей» за 2008-2010 г.

Группы товаров

Годы

Исполнение, (%)

2008

2009

2010

Годы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

2008

2009

2010

Кондитерские изделия, тыс. руб.

7452

9265

8544

7072

7779

11492

124,3

82,8

147,7

Хлебобулочные изделия, тыс. руб.

27250

35323

31245

26962

29658

33405

129,6

86,3

112,6

Молочная продукция, тыс. руб.

5931

8887

6800

6783

7461

10166

149,8

99,8

136,3

Вино-водочная продукция, тыс. руб.

47310

79199

54245

60452

66497

37519

167,4

111,4

56,4

Пиво, тыс. руб.

61446

85948

70454

65603

72163

40001

139,9

93,1

55,4

Информация о работе Система планов и планирования