Система планов и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......................…...3
Понятие и принципы планирования……………………………..................……...….4
Предплановый прогноз – основа разработки планов……………..................…….....7
Методы планирования…………………………………………….......................….....11
Бюджетный и балансовый методы разработки планов…….................... ..….....11
Нормативный метод планирования……………………………....................…....14
Графические методы планирования……………………………….......................17
Математические методы планирования……………………....................…….....19
4.Оценка системы планирования ООО «1000 мелочей»...................................................20
5. Анализ системы планирования в кафе «Золотая рыбка».............................................. 26
6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27
7. Анализ планирования на примере ООО «Логистик».....................................................30
Заключение………………………………………………………….......................………..34
Список используемых источников……………………........................…………………....35

Файлы: 1 файл

to_samoe.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Стр.

Введение…………………………………………………………………......................…...3

  1. Понятие и принципы планирования……………………………..................……...….4
  2. Предплановый прогноз – основа разработки планов……………..................…….....7
  3. Методы планирования…………………………………………….......................….....11
    1. Бюджетный и балансовый методы разработки планов…….................... ..….....11
    2. Нормативный метод планирования……………………………....................…....14
    3. Графические методы планирования……………………………….......................17
    4. Математические методы планирования……………………....................…….....19

      4.Оценка системы планирования ООО «1000 мелочей»...................................................20

      5. Анализ системы планирования в кафе «Золотая рыбка».............................................. 26

      6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27

      7. Анализ планирования на примере ООО «Логистик».....................................................30

Заключение………………………………………………………….......................………..34

     Список используемых источников……………………........................…………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Планирование является важным  процессом, от которого зависит эффективность деятельности предприятия.

 

Под планированием понимают процесс  выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и  анализом способов их реализации и  ресурсного обеспечения.

 

На уровне организации задачей  планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.

 

Основная цель планирования состоит  в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный  вариант решения задач, стоящих  перед организацией.

 

Планирование – это начальный  этап управления, однако оно представляет собой не единственное действие, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и принципы планирования

 

Планирование  предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.

 

В частности, речь идет:

- о постановке целей и задач,  выработке стратегий (в том  числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;

- о распределении и перераспределении  ресурсов в соответствии со  складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

- об определении последовательности  действий по переводу организации  в новое желаемое состояние;

- о создании координационных  механизмов.

 

В широком смысле процесс планирования состоит в принятии таких решений. В узком же смысле планированием является составление специальных документов – планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.

 

Существует три  основных типа планов:

1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

 

2. Планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.

 

3. Планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения

специфических проблем. Такие планы  могут иметь вид программ, бюджетов

поступления и распределения ресурсов и проч. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

 

Планы можно разделить на 3 категории (по срокам выполнения):

-  долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые в виде программ;

- краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др.  Разновидностью таких планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

 

Планы разрабатываются  на всех уровнях управления организацией:

1. Фирма создает стратегические  планы.

2. Предприятие исходя из них  и поступающих заказов разрабатывает  годовые

производственные программы.

3. Цех на основе заказов  составляет квартальные, месячные  и недельные

планы-графики.

  1. Участку выдаются сменно-суточные задания.

 

Планирование осуществляется в  соответствии с рядом принципов, т. е. правил, каковыми сегодня считаются:

-  участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);

-  непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным

актом, а системой регулярно  повторяющихся действий;

- преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;

- гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;

- согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;

- экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;

- создание необходимых условий для выполнения плана.

 

Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.

 

Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.

 

Планирование в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет,

членами которого обычно являются представители  высшей администрации и руководители подразделений, а также плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом либо его заместителем.

 

Плановый комитет занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т. д. Исходя из этого, плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями. В то же время им самим они служат основой разработки планов. Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационного посредника, согласует их с выработанными высшим руководством стратегиями и организует процесс утверждения (обычно сверху вниз).

 

Таким образом, современный  процесс планирования в западных фирмах имеет интерактивный характер, который проявляется в следующем.

Особенности процесса планирования во многом зависят от степени централизации системы управления.

 

Если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях. В децентрализованных структурах сверху задают цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

 

Две трети американских компаний осуществляют планирование снизу  вверх.

 

2.Предплановый прогноз – основа разработки планов

 

В основе разработки планов находится прогноз – система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события.

 

Выделяют следующие виды прогнозов:

1. По функциональному назначению:

- прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;

- прогноз путей достижения цели (программный);

- прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;

- прогноз возможных последствий принимаемых решений;

- прогноз состояния среды;

 

2. По содержанию:

- научно-технические;

- экономические (финансовый, рыночный и т. п.);

- военно-политические и т.п.

 

3. По периоду:

- оперативные (до 1 месяца);

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (более 5 лет);

 

4. По степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);

 

5. По форме представления результатов:  качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;

 

6. По степени охвата объекта—локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.

 

Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

1. Анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;

 

2. Формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;

 

3. Обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

 

Деятельность  по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.

 

Принципами прогнозирования  считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.

 

Этапами разработки прогноза являются:

1) определение потребностей в  прогнозе, его цели;

2) уточнение характеристик объекта  прогнозирования;

3) установление и анализ активных  факторов прогнозного фона;

4) формирование информационной  базы;

5) выбор моделей и методов  прогноза;

6) формулировка и оценка вариантов:

7) разработка рекомендаций по  принятию решений.

 

Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.

С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.

 

По характеру используемой информации их можно разделить на:

- фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);

• опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений,

патентов).

 

По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют:

Информация о работе Система планов и планирования