Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:44, курсовая работа
На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.
Введение…………………………………………………………………......................…...3
Понятие и принципы планирования……………………………..................……...….4
Предплановый прогноз – основа разработки планов……………..................…….....7
Методы планирования…………………………………………….......................….....11
Бюджетный и балансовый методы разработки планов…….................... ..….....11
Нормативный метод планирования……………………………....................…....14
Графические методы планирования……………………………….......................17
Математические методы планирования……………………....................…….....19
4.Оценка системы планирования ООО «1000 мелочей»...................................................20
5. Анализ системы планирования в кафе «Золотая рыбка».............................................. 26
6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27
7. Анализ планирования на примере ООО «Логистик».....................................................30
Заключение………………………………………………………….......................………..34
Список используемых источников……………………........................…………………....35
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
4.Оценка системы
планирования ООО «1000 мелочей»......................
5. Анализ системы планирования в кафе
«Золотая рыбка»........................
6.Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»...27
7. Анализ планирования на примере ООО
«Логистик»....................
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………............
Введение
Планирование является важным процессом, от которого зависит эффективность деятельности предприятия.
Под планированием понимают процесс выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения.
На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала – через оплату труда.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственное действие, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
1.Понятие и принципы планирования
Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.
В частности, речь идет:
- о постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;
- о распределении и
- об определении
- о создании координационных механизмов.
В широком смысле процесс планирования состоит в принятии таких решений. В узком же смысле планированием является составление специальных документов – планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.
Существует три основных типа планов:
1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.
2. Планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.
3. Планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения
специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов
поступления и распределения ресурсов и проч. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Планы можно разделить на 3 категории (по срокам выполнения):
- долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые в виде программ;
- краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью таких планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.
Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:
1. Фирма создает стратегические планы.
2. Предприятие исходя из них
и поступающих заказов
производственные программы.
3. Цех на основе заказов
составляет квартальные,
планы-графики.
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил, каковыми сегодня считаются:
- участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);
- непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным
актом, а системой регулярно повторяющихся действий;
- преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;
- гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
- согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;
- экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
- создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.
Планирование в крупных
членами которого обычно являются представители высшей администрации и руководители подразделений, а также плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом либо его заместителем.
Плановый комитет занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т. д. Исходя из этого, плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями. В то же время им самим они служат основой разработки планов. Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационного посредника, согласует их с выработанными высшим руководством стратегиями и организует процесс утверждения (обычно сверху вниз).
Таким образом, современный процесс планирования в западных фирмах имеет интерактивный характер, который проявляется в следующем.
Особенности процесса планирования во многом зависят от степени централизации системы управления.
Если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях. В децентрализованных структурах сверху задают цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
Две трети американских компаний осуществляют планирование снизу вверх.
2.Предплановый прогноз – основа разработки планов
В основе разработки планов находится прогноз – система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события.
Выделяют следующие виды прогнозов:
1. По функциональному назначению:
- прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;
- прогноз путей достижения цели (программный);
- прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;
- прогноз возможных последствий принимаемых решений;
- прогноз состояния среды;
2. По содержанию:
- научно-технические;
- экономические (финансовый, рыночный и т. п.);
- военно-политические и т.п.
3. По периоду:
- оперативные (до 1 месяца);
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (до 5 лет);
- долгосрочные (более 5 лет);
4. По степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);
5. По форме представления результатов: качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;
6. По степени охвата объекта—локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.
Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:
1. Анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
2. Формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
3. Обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.
Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.
Принципами прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.
Этапами разработки прогноза являются:
1) определение потребностей в прогнозе, его цели;
2) уточнение характеристик
3) установление и анализ
4) формирование информационной базы;
5) выбор моделей и методов прогноза;
6) формулировка и оценка
7) разработка рекомендаций по принятию решений.
Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.
С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.
По характеру используемой информации их можно разделить на:
- фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
• опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений,
патентов).
По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют: