Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:42, курсовая работа
Эффективное управление различными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты информационного обеспечения управленческой деятельности 7
1.1 Понятие, сущность и классификация управленческой информации 7
1.2 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения управления предприятием 10
1.3 Технология организации информационного обеспечения управления предприятием 13
1.4 Автоматизированные информационные системы и их роль в управлении 17
ГЛАВА 2 Анализ информационного обеспечения управления филиала «Слонимский хлебозавод» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ информационных потоком и системы документооборота на филиале «Слонимский хлебозавод» 25
2.3 Анализ материально-технического обеспечения процессов управления филиала «Слонимский хлебозавод» 30
ГЛАВА 3 Совершенствование информационного обеспечения на филиале «Слонимский хлебозавод» 35
3.1 Организация маркетинговой деятельности и структура отдела маркетинга на РУПП «Слонимский хлебозавод» 35
3.2 Тенденции проектирования современных маркетинговых информационных систем 40
3.3 Рекомендации по разработке маркетинговой информационной системы на РУПП «Слонимский хлебозавод» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Функциональные обязанности персонала, занятого разработкой и эксплуатацией МИС РУПП «Слонимский хлебозавод» приведены в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).
Разработанная базовая структура данных, позволяющая на базе современных технолог Internet/Intranet интегрировать маркетинговую информацию представлена в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ М).
К существенным достоинствам данной структуры данных относится возможность хранения разнородной информации: баз данных, документов ссылок на другую информацию в Internet. Эта структура позволяет каждого уровня менеджеров обеспечить разный уровень детализации информации и возможность выбора всех требуемых им сечений информации. Как правило, данные достаточно структурировать: по видам и подвидам информации; по территориям и организациям, к которым относится информации по периоду времени, к которому относится информация [9, с. 157].
В заключение третьей главы хочется отметить следующие существенные моменты.
1. Отдел маркетинга и сбыта (коммерческий отдел) является самостоятельным структурным подразделением завода и непосредственно подчиняется директору. На РУПП «Слонимский хлебозавод» используется поисковый вид исследования. Поиск информации для маркетинговых исследований осуществляется в основном в Интернете, частично в СМИ, а также при выездах в командировки. Маркетинговой информационной системы предприятие на текущий момент в законченном виде не имеет.
2. В ходе исследования был предложен возможный концептуальный вариант разработки и эксплуатации маркетинговой информационной системы на РУПП «Слонимский хлебозавод».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
— выяснена сущность информационного обеспечения процессов управления современным предприятием;
— охарактеризованы технологии организации информационного обеспечения управления предприятием;
— осуществлен анализ информационного обеспечения управления предприятием на примере филиала «Слонимский хлебозавод»;
— выяснены направления совершенствование информационного обеспечения на филиале «Слонимский хлебозавод».
Таким образом, основная цель исследования — на основе анализа теоретических источников и действующей системы информационного обеспечения филиала «Слонимский хлебозавод» предложить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения предприятия — была достигнута.
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие выводы и сделаны следующие предложения.
Филиал «Слонимский хлебозавод» самостоятельно организует свою деятельность, исходя из необходимости производства продукции, а также определяет перспективы развития. Структура предприятия составлена в соответствии с поставленными задачами и функциями должностных лиц и отделов. Управление деятельностью хлебозавода осуществляет директор предприятия, назначаемый Генеральным директором РУПП «Гроднохлебпром». Филиал «Слонимский хлебозавод» производит хлебобулочную и кондитерскую продукцию для удовлетворения потребности человека в энергии и питательных веществах.
В настоящее время структуру предприятия составляют 3 участка по выпуску продукции: хлебобулочный, мелкоштучный, кондитерский. Кроме того, с 4 квартала 2012 г. на предприятии организовано вспомогательное производство — выпуск картонных ящиков. Списочная численность филиала «Слонимский хлебозавод» составляет на конец 2012 г. — 179 чел., из них руководителей 12 человек, специалистов — 18 человек и 149 рабочих. Среди руководителей высшее образование имеют все 12 чел. или 100,0 % , среди специалистов — 12 человек или 66,7 % — высшее образование, среднее специальное образование соответственно 3 чел. (16,7 %) и 3 человека (16,6 %)– общее среднее. Исходя из стратегических целей развития, предприятие само проводит определение потребности в рабочей силе, контролирует затраты на рабочую силу, разрабатывает необходимую систему организации заработной платы.
Продукция филиала «Слонимский хлебозавод» выпускается в соответствии техническими нормативными правовыми актами на продукцию: ГОСТ 11270-88; СТБ 1007-96; СТБ 703-2003; СТБ 912-98; СТБ 639-95; СТБ 1009-96; СТБ 1045-97; СТБ 927-93; СТБ 961-2005; СТБ 549-94; СТБ 730-93; ГОСТ 7128-91;ГОСТ 9142-90;ГОСТ 13513-86;ГОСТ 13512-91;ТУ РБ 3742776.183-98. За 2012 г использование производственных мощностей составило 44,9 % по хлебобулочным изделиям и 69,9 % по кондитерским изделиям.
В 2012 г. финансовое положение предприятия было сложное: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,08 (при нормативе 0,3), коэффициент текущей ликвидности — 1,10 (при нормативе 1,7), коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами — 0,23(при нормативе не более 0,85).В целом, организация является платежеспособной, а ее финансовое состояние — устойчивым, хотя следует отметить, что данные коэффициенты снизились по сравнению с 2007 г.
Следует отметить, что за 2012 г. выросла общая сумма прибыли от реализации продукции, работ, услуг на 76 млн. руб. против уровня 2011 г., но уровень рентабельности реализованной продукции снижен на 0,3 %. Поэтому, в дальнейшем, предприятию необходимо работать над снижением себестоимости и увеличением объема реализованной продукции.
Отдел маркетинга и сбыта (коммерческий отдел) является самостоятельным структурным подразделением завода и непосредственно подчиняется директору. На РУПП «Слонимский хлебозавод» используется поисковый вид исследования. Поиск информации для маркетинговых исследований осуществляется в основном в Интернете, частично в СМИ, а также при выездах в командировки. Маркетинговой информационной системы предприятие на текущий момент в законченном виде не имеет.
В ходе исследования был предложен возможный концептуальный вариант разработки и эксплуатации маркетинговой информационной системы на РУПП «Слонимский хлебозавод».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абасова, М. Б. Современный интернет : учебник / М. Б. Абасова. — 5-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 918 с. |
||
2. Абрамов, С. А. Информационные технологии на службе управления / С. А. Абрамов. — СПб. : Новый Век, 2002. — 673 с. |
||
3. Аникин, С. Ю. Кто владеет маркетинговой информацией, тот владеет рыночной ситуацией / С. Ю. Аникин / Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 3. — С. 45-47. |
||
4. Баркевич, С. Ю. Интернет для делового человека : справочник / С. Ю. Баркевич. — Минск : Амалфея, 2007. — 319 с. |
||
5. Беленький, П. П. Информационные системы в управлении : учеб. пособие / П. П. Беленький. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 448 с. |
||
6. Васильева, Н. И. Разработка корпоративных систем : от теории к практике / Н. И. Васильева. — Минск : Народная асвета, 1999. — 571 с. |
||
7. Викторович, Г. К. Использов |
||
8. Гаврилова, Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем : учеб. пособие / Т. А. Гаврилова. — М. : Питер, 2000. — 382 с. |
||
9. Голованова, М. Д. Технологии обработки экономической информации / М. Д. Голованова. — СПб. : Питер, 2006. — 817 с. |
||
10. Голубков, Е. П. Маркетинг : стратегия, планы, структуры / Е. П. Голубков. — М. : Дело, 2005. — 481 с. |
||
11. Горячев, С. Н. Интернет как бизнес-среда : справочник / С. Н. Горяев. — М. : Современная книга, 2008. — 1092 с. |
||
12. Данько, П. П. Управление информационными системами. Методические аспекты : учеб. пособие / П. П. Данько. — М. : Инфра-М, 1997. — 418 с. |
||
13. Драч, Г. В. Внедрение информационных систем : учеб. пособие / Г. В. Драч. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 573 с. |
||
14. Иволгин, А. И. Автоматизация управления на промышленном предприятии / А. И. Иволгин. — Минск : Новое знание, 2005. — 414 с. |
||
15. Каменова, М. С. Моделирова |
||
16. Когаловский, М. Р. Технология обработки экономической информации на персональных ЭВМ / М. Р. Когаловский. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 382 с. |
||
17. Конюховский, П. В. Экономи |
||
18. Крутик, А. Б. Предпринимательство и бизнес-коммуникации / А. Б. Крутик. — СПб. : Бизнес-пресса, 1998. — 417 с. |
||
19. Мазеин, С. В. Оценка информационных потоков: информационное обеспечение предприятий / С. В. Мазеин // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. — С. 118 — 123. |
||
20. Мамонтов, С. П. Основы автоматизации управленческой деятельности / С. П. Мамонтов. — М. : РОУ, 2007. — 272 с. |
||
21. Мезенцева, М. И. Внедрение информационных систем на предприятии и решения / М. И. Мезенцева // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 8. — С. 57-63. |
||
22. Мильнер, Б. З. Информацион |
||
23. Миронченко, А. С. Автоматизация управленческой деятельности / А. С. Миронченко. — М. : Бином, 2006. — 492 с. |
||
24. Наумов, А. Н. Системы управления базами данных и знаний / А. Н. Наумов. — М. : Финансы и статистика, 2009. — 533 с. |
||
25. Третьяк, О. А. Маркетинговые ориентиры модели управления : учебник / О. А. Третьяк. — М. : ИНФРА, 2005. — 403 с. |
||
26. Юреня, С. Д. Современные СУБД / С. Д. Юреня. — М. : Юнити, 2005. — 918 с. |
||
27. Якушник, С. Ю. Информатика для экономистов / С. Ю. Якушник. — М. : Новая книга, 2001. — 640 с. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Примечание — Источник : [3, с. 119].
АРМ В УСЛОВИЯХ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примечание:
ВМСЦ — входной массив справочника цен;
ПС — прогноз сбыта;
ПСЦ — процент снижения цены;
ИП — издержки производства;
ДЕР — динамика емкости рынка;
ИПТ — информация по потребителям товаров;
ИРК — информация по рыночной конъюнктуре;
АТР — анализ темпов роста.
Примечание — Источник : [3, с. 119].
ПОДСИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТАХ
Примечание — Источник : [3, с. 121].
Баланс производственных мощностей
Наименование показателей |
Единица измерения |
Мощность по годам | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
(факт) |
(факт) |
(факт) | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Хлебобулочные изделия |
т/сутки |
|||
Мощность на начало года |
-»- |
31,0 |
32,2 |
31,0 |
Ввод мощностей за год |
-»- |
1,0 |
6,9 |
|
Выбытие мощностей за год |
-»- |
8,1 |
||
Среднегодовая мощность |
т/год |
11 256,0 |
10 772,0 |
11 256,0 |
Объем производства |
тонн |
5 077,0 |
4 841,0 |
5 171,0 |
Коэффициент использования мощности |
% |
45,1 |
44,9 |
45,9 |
Кондитерские изделия |
т/год |
|||
Мощность на начало года |
-»- |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
Ввод мощностей за год |
-»- |
|||
Выбытие мощностей за год |
-»- |
|||
Среднегодовая мощность |
-»- |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
Объем производства |
тонн |
66,0 |
90,8 |
105,0 |
Коэффициент использования мощности |
% |
50,7 |
69,9 |
80,8 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
Основные показатели развития
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Предшествующий год (отчет) |
Текущий год (факт) |
А |
1 |
2 |
3 | |
1. |
Объем производства продукции промышленности в сопоставимых условиях (из Таблицы 5.5) |
млн.рублей |
7 312,0 |
9 122,0 |
2. |
Индекс объема производства продукции |
1,05 |
1,063 | |
3. |
Запасы готовой продукции на конец отчетного периода к среднемесячному объему производства промышленной продукции (стр.4 Таблицы 5) |
% |
2,6 % |
2,9 % |
4. |
Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства (из Таблицы 5.3)* |
% |
0,03 |
2,60 % |
5. |
Доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства (из Таблицы 5.4) |
% |
25,0 % |
28,0 % |
6. |
Выручка от реализации продукции (с НДС) (стр.3 Таблицы 6) |
млн.рублей |
9 087,0 |
11 549,0 |
в том числе выручка, оплаченная: |
млн.рублей |
8 861,0 |
11 273,0 | |
6.1. |
денежными средствами (стр.3.1 Таблицы 6) |
млн.рублей |
8 855,0 |
10 592,0 |
6.2. |
неденежными средствами (стр.3.2 Таблицы 6) |
млн.рублей |
6,0 |
681,0 |
7. |
Индекс выручки от реализации продукции |
1,16 |
1,27 | |
8. |
Объем экспорта (в тыс. у.е.) |
4,2 |
3,0 | |
9. |
Удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции (стр.4.2 Таблицы 6) |
% |
0,1 % |
0,020 |
10. |
Объем импорта (в тыс. у.е.) |
|||
11. |
Себестоимость реализованной продукции (стр.1 Таблицы 11) |
млн.рублей |
7 568,0 |
9 880,0 |
в том числе: |
||||
11.1. |
материальные затраты (стр.1.1 Таблицы 11) |
млн.рублей |
4 520,0 |
5 529,0 |
11.2. |
расходы на оплату труда (стр.1.2 Таблицы 11) |
млн.рублей |
1 255,0 |
1 475,0 |
11.3. |
отчисления на социальные нужды (стр.1.3 Таблицы 11) |
млн.рублей |
456,0 |
528,0 |
11.4. |
амортизация основных средств и нематериальных активов (стр.1.4 Таблицы 11) |
млн.рублей |
210,0 |
325,0 |
11.5. |
прочие затраты (стр.1.5 Таблицы 11) |
млн.рублей |
1 127,0 |
2 023,0 |
12. |
Индекс себестоимости реализованной продукции |
1,15 |
1,31 | |
13. |
Индекс доли материальных затрат в затратах на производство продукции по основному виду деятельности (стр.2.1 Таблицы 10.1) |
% |
117,5 % |
98,9 % |
14. |
Индекс себестоимости реализованной продукции на 1000 рублей реализованной продукции |
% |
99,20 |
111,2 |
15. |
Снижение материалоемкости произведенной продукции по основному виду деятельности: |
% |
2,6 % |
0,0 % |
15.1. |
в промышленности |
% |
2,6 % |
0,0 % |
15.2. |
в строительстве |
|||
16. |
Прибыль от реализации продукции (стр.7 Таблицы 12) |
млн.рублей |
364,0 |
440,0 |
17. |
Уровень рентабельности продаж |
% |
4,0 % |
3,8 % |
18. |
Уровень рентабельности реализованной продукции |
% |
4,8 % |
4,5 % |
19. |
Сальдо операционных доходов и расходов (стр.8 Таблицы 12) |
млн.рублей |
-1,0 |
-2,0 |
20. |
Сальдо внереализационных доходов и расходов (стр.9 Таблицы 12) |
млн.рублей |
-48,0 |
-100,0 |
21. |
Прибыль до налогообложения (стр.10 Таблицы 12) |
млн.рублей |
315,0 |
338,0 |
22. |
Чистая прибыль (стр.13 Таблицы 12) |
млн.рублей |
173,0 |
181,0 |
23. |
Использование прибыли по направлениям (указать), всего: |
млн.рублей |
173,0 |
181,0 |
фонд накопления |
млн.рублей |
67,0 |
67,0 | |
фонд потребления |
млн.рублей |
12,0 |
72,0 | |
пополнениеоборотных средств |
млн.рублей |
81,0 |
50,0 | |
резервный фонд |
млн.рублей |
13,0 |
9,0 | |
24. |
Остаток нераспределенной прибыли |
млн.рублей |
14,0 |
0,0 |
25. |
Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного периода |
млн.рублей |
0,0 |
128,0 |
26. |
Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности |
% |
0,0 % |
16,0 % |
27. |
Сумма просроченной дебиторской задолженности на конец отчетного периода |
млн.рублей |
52,0 |
130,0 |
28. |
Удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности |
% |
19,5 % |
36,0 % |
29. |
Средства организации на отчетную дату |
млн.рублей |
4 495,0 |
5 513,0 |
в том числе: |
||||
29.1. |
оборотные активы |
млн.рублей |
1 020,0 |
1 363,0 |
29.2. |
внеоборотные активы |
млн.рублей |
3 475,0 |
4 150,0 |
30. |
Численность работников в среднем за период (из Таблицы 8) |
человек |
161,0 |
168,0 |
31. |
Размер тарифной ставки 1-го разряда (из Таблицы 8) |
тыс.руб |
198,6 |
210,1 |
32. |
Среднемесячная заработная плата на 1 работающего (ППП) (из Таблицы 8) |
тыс.руб |
659,1 |
760,9 |
33. |
Индекс производительности труда к соответствующему периоду предыдущего года |
% |
105,60 |
105,60 |
34. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,32 |
0,08 | |
35. |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,48 |
1,10 | |
36. |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,15 |
0,23 | |
37. |
Целевой показатель по энергосбережению |
% |
-13,0 % |
-13,0 % |
38. |
Инвестиции в основной капитал (стр.1 Таблицы 20): |
млн.рублей |
381,0 |
1 001,0 |
в том числе: |
||||
38.1. |
в создание основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности (стр.1.1 Таблицы 20) |
млн.рублей |
381,0 |
987,0 |
39. |
Источники инвестиций в основной капитал (стр.39.1 + стр.39.2): |
млн.рублей |
381,0 |
1 001,0 |
39.1. |
собственные средства (стр.2 Таблицы 20) |
млн.рублей |
381,0 |
378,0 |
39.2. |
заемные и привлеченные средства, всего (стр.3 Таблицы 20) |
млн.рублей |
0,0 |
623,0 |
39.2.1. |
в т.ч.: республиканский бюджет (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.2. |
местные бюджеты (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.3. |
внебюджетные фонды (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
292,0 | |
39.2.4. |
иностранные источники (без кредитов иностранных банков) (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.5. |
кредиты банков, всего (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.5.1 |
из них кредиты иностранных банков (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.6. |
средства населения (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
||
39.2.7. |
прочие источники (из Таблицы 20) |
млн.рублей |
333,0 |
Информация о работе Совершенствование информационного обеспечения на филиале «Слонимский хлебозавод»