Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 06:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучив все сильные и слабые стороны предприятия, разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
1) анализ рынка деятельности предприятия;
2) анализ маркетинговой среды предприятия;
Введение……………………………………………..……………………..4
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬДРЕВ»……...………………………………………………………6
1.1. Характеристика состояния рынка ОАО «Гомельдрев»..………..6
1.2.Характеристика потребителей и покупателей (посредников)…12
1.3. Характеристика поставщиков…………………………….……..13
1.4. Характеристика состояния конкуренции на рынке ………..….15
1.5. Тенденции развития внешней среды……………………….…...20
1.6. Опасности и возможности…………………………………….…21
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ГОМЕЛЬДРЕВ»
2.1. Характеристика результатов хозяйственной деятельности ОАО «Гомельдрев»……………………………………………………………...…23
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Гомельдрев»……26
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта………………………………26
2.2.2. Анализ товарной политики……………………………..29
2.2.3. Характеристика ценовой стратегии…………………….34
2.2.4. Анализ сбытовой политики…………………………..…37
2.2.5. Анализ политики продвижения……………………..….40
2.3. Сильные и слабые стороны ОАО «Гомельдрев»……………....41
2.4. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность ОАО «Гомельдрев»…………….………………….41
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬДРЕВ»...…...…46
3.1. SWOT–матрица………………………………………………...…46
3.2. Разработка рекламной компании……………………………..…47
3.2.Увеличение объемов услуг …………………………………..…..49
3.3.Внедрение дополнительных услуг по обслуживанию клиентов………………………………………………………………….…..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Таблица 2.8 – Расчет отпускной цены
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1. Полная себестоимость |
3021740 |
2. Прибыль (п. 1 Х 15 %) |
453260 |
3. Отпускная цена (п. 1 + п. 2) |
3475000 |
4. Налог на добавленную стоимость (п. 3 Х 0,2) |
695000 |
5. Отпускная цена с НДС (п. 3 + п. 4) |
4170000 |
Примечание – Источник: собственная разработка автора
В условиях рыночной экономики отпускная цена предопределяется конъюнктурой рынка, потому производитель еще до расчета цены знает ее величину. Порядок расчета налогов и неналоговых платежей в этом случае приведен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Расчет отпускной цены
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1. Полная себестоимость |
3021740 |
2. Прибыль (п. 3 - п.1) |
453260 |
3. Отпускная цена (п. 5 /1,2) |
3475000 |
4. Налог на добавленную стоимость (п. 3 Х 0,2) |
695000 |
5. Отпускная цена с НДС (п. 3 + п. 4) |
4170000 |
Примечание – Источник: собственная разработка автора
Плановые калькуляции утверждаются руководителем ОАО «Гомельдрев
Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов при планировании себестоимости единицы продукции обосновывается на базе анализа за предшествующий период и оформляется соответствующим образом (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Справка о размере общехозяйственных, общепроизводственных расходов
Статьи затрат |
Фактически за предшествующий месяц (квартал) |
Принято при формировании цен |
Общепроизводственные расходы (в % к основной заработной плате производственных рабочих) |
120 |
120 |
Общехозяйственные расходы (в % к основной заработной плате производственных рабочих) |
180 |
180 |
Примечание – Источник: собственная разработка автора
Рассчитанные отпускные цены помещаются в прейскурант цен.
При необходимости в прейскуранте может быть ссылка на ГОСТ (вводится отдельная колонка, в которой указывается ГОСТ, которому соответствует каждый из товаров), а также даваться краткое описание товара и его характеристики, например содержание тех или иных веществ в товаре. Но это только в том случае, если это важно для покупателей.
Прейскурант может предусматривать систему скидок и критерии (показатели), при наличии которых они предоставляются.
При изменении условий хозяйствования, росте тарифов на электроэнергию, заработной платы и т.д. цена продукции периодически пересматривается с обоснованием ее соответствующими расчетами и соблюдением установленного порядка регулирования цен.
2.2.4. Анализ сбытовой политики
ОАО «Гомельдрев» является одним из крупнейших мебельных предприятий в Республике Беларусь, которое широко известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Успеху и узнаваемости продукции с маркой «Гомельдрев» способствует развитая торговая и дилерская сеть, включающая представителей в регионах стран содружества и Беларуси. Многолетний опыт в производстве мебели, применяемый с учетом современных технологий, новейших дизайнерских разработок, стандартов качества позволяет предприятию наращивать объемы продаж на внутреннем рынке и успешно вести работу по расширению географии и увеличению поставок на экспорт.
Ассортимент выпускаемой продукции включает более 300 наименований. Основная продукция ОАО «Гомельдрев», которая представляет торговую марку предприятия - это корпусная мебель из натуральной древесины с использованием экологически чистых материалов, высококачественных комплектующих и фурнитуры ведущих производителей.
В настоящее время экспорт продукции для ОАО «Гомельдрев» является одним из важных направлений диверсификации российского экспорта в целом.
Объем отгруженной продукции ОАО «Гомельдрев» за 2011 год составил, млн. руб.:
Структура отгрузки продукции ОАО «Гомельдрев»:
Основными рынками сбыта в 2011 г. для предприятия стали следующие регионы (в порядке их значимости с учетом структуры отгрузки по странам-грузополучателям):
1. Республика Беларусь – 46,6%;
2. Российская Федерация – 32,1%;
3. Казахстан – 8,4%.
На долю данных рынков приходится 87,1% всей отгруженной продукции предприятия за 2011 г. Тенденция концентрации рынков сбыт предприятия усилилась по сравнению с 2012 г., при этом произошло перераспределение в структуре отгрузок в пользу Республики Беларусь и Казахстана за счет Российской Федерации и стран Дальнего Зарубежья.
Объем экспорта за январь-декабрь 2011 г. составил в денежном выражении 14 681,9 тыс.USD (темп роста 95,5%), за аналогичный период года экспорт составил 15 319,7тыс.USD.
На долю экспорта приходится порядка 53,45% всей реализованной продукции ОАО «Гомельдрев».
Структура экспорта по видам продукции в 2011 г. выглядела следующим образом:
- отгружено, всего – 2 760,4 тыс.USD;
- доля в общей структуре – 18,18%;
- темп роста, % - 77,6%.
3. Спички:
4. Прочая продукция:
- отгружено, всего – 360,8 тыс.USD;
- доля в общей структуре – 2,46%;
- темп роста, 71,1%.
Графическое представление структуры экспорта по видам продукции ОАО "Гомельдрев" за 2012 г. отражено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1- Структура экспорта по видам продукции
ОАО "Гомельдрев" за 2012 г.
Рост объемов отгруженной продукции по мебели, спичкам и прочей продукции был обеспечен за счет традиционных рынков сбыта. Структура экспорта по странам-грузополучателям за 2012-2013 гг. представлена на рисунке 2.2 и рисунке 2.3 ниже. Общее расстановка сил между клиентами изменилось незначительно. Главным событием стало уменьшение общей доли отгрузки в РФ и рост поставок в Казахстан. В 2012 г. ОАО «Гомельдрев» экспортировало свою продукцию в 18 стран мира (22 страны - в 2013 г.).
Рисунок 2.2- Структура экспорта продукции ОАО "Гомельдрев" за 2012 г.
Рисунок 2.3- Структура экспорта продукции ОАО "Гомельдрев" за 2013 г.
В пятерку стран, наиболее активно экспортировавших продукцию предприятия в 2012 г., вошли (с указанием отгрузки в тыс.USD, доли в общей структуре отгрузки):
Общая доля в структуре отгрузок указанных стран составила 88,0%. В 2013 году в пятерку крупнейших стран-импортеров продукции ОАО «Гомельдрев» вошли следующие государства: Российская Федерация, Казахстан, Польша, Азербайджан, Германия.
Отгрузка мебели на экспорт увеличилась за 2012 г. на 1,9% и составила 9 371,7 тыс.USD.
Структура экспорта мебели по странам за 2012 гг. представлена на рисунке 2.4 ниже.
Рисунок 2.4- Структура экспорта мебели производства ОАО "Гомельдрев" за 2012 г.
Приоритетными рынками остаются Российская Федерация (экспорт мебели составил 6823,5 тыс.USD (темп роста 101,67%), доля в структуре осталась на прежнем уровне и составила 72,81%) и Республика Казахстан (экспорт – 2041,7 тыс.USD (темп роста 105,92%), доля в структуре выросла до рекордных 21, 79%).
2.2.5.Анализ политики продвижения
На ОАО «Гомельдрев» применяются следующие виды коммуникационной политики:
- пропаганда;
- реклама;
- стимулирование сбыта.
Предприятие использует пропаганду с целью создания благоприятного мнения о предприятии и его продукции через статьи в СМИ, через благотворительные акции и т.д.
Реклама является одним из действенных способов продвижения продукции. ОАО «Гомельдрев» стремится эффективно использовать рекламу посредством размещения рекламных сведений о продукции в каталогах, на сайте предприятия, в газетах, рекламных роликах, на радио и т.д.
Эффективным средством стимулирования сбыта являются периодические скидки, бонусы и т.п. Стимулирование может быть направлено как на торговых посредников, так и на покупателей. Так во втором полугодии 2012г. предприятием было проведена акция, направленная на стимулирование торговых посредников с целью увеличения объёма закупок. В ходе этой акции определялись лучший оптовый покупатель, и лучший розничный покупатель. Перед новым годом проводилась акция, направленная на стимулирование покупателей. В ходе этой акции, с целью увеличения покупок, покупателям предлагалось приобрести товар на определённую сумму и получить подарок.
Эффективным средством стимулирования продаж и привлечения целевых аудиторий являются выставки. Предприятие в течение всего года принимает участие в тематических выставках-ярмарках, проводимых как в Беларуси, так и за её пределами.
2.3. Сильные и слабые стороны ОАО «Гомельдрев»
Таблица 2.9 – Слабые и сильные стороны
№ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
Достоверный мониторинг рынка |
Сбои в снабжении |
2. |
Отлаженная сбытовая сеть |
Недостатки в рекламной политике |
3. |
Широкий ассортимент продукции |
Средний уровень цен |
4. |
Высокий контроль качества |
Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) |
5. |
Высокая рентабельность |
Не полная загруженность производственных мощностей |
6. |
Рост оборотных средств |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
7. |
Высокая квалификация персонала |
Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
8. |
Хорошая мотивация персонала |
|
9. |
Достаточная известность |
Примечание – Источник: собственная разработка автора
2.4. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность ОАО «Гомельдрев»
На основе имеющихся данных определим линейный коэффициент корреляции с помощью функции MS Excel «КОРРЕЛ».
Таблица 2.10 - Качественная оценка тесноты связи
Теснота связи |
Значение коэффициента корреляции при наличии | |
прямой связи |
обратной связи | |
Слабая |
0,1 - 0,3 |
(-0,1) - (-0,3) |
Умеренная |
0,3 - 0,5 |
(-0,3) - (-0,5) |
Заметная |
0,5 - 0,7 |
(-0,5) - (-0,7) |
Высокая |
0,7 - 0,9 |
(-0,7) - (-0,9) |
Очень высокая |
0,9 - 0,99 |
(-0,9) - (-0,99) |
Примечание – Источник: собственная разработка автора
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 - Результаты корреляционного анализа влияния факторов на деятельность ОАО «Гомельдрев»
Показатель |
Показатель t- статистики |
Коэффициент детерминации, R2 |
Теснота и направление связи |
Затраты на производство продукцию, млн.руб. |
4,05 |
0,74 |
Связь прямая, высокая |
Кредиторская задолженность предприятия в пассиве баланса, млн.руб. |
3,58 |
0,64 |
Связь прямая, высокая |
Дебиторская задолженность, млн.руб. |
1,14 |
0,44 |
Связь прямая, заметная |
Материалоёмкость, руб |
1,22 |
0,26 |
Связь прямая, заметная |
Удельный вес новой продукции в общем объёме промышленного производства, % |
-0,06 |
0,0064 |
Связь обратная |
Доля сертифицированной продукции в общем объёме промышленного производства, % |
-0,51 |
0,0225 |
Связь обратная, слабая |
Объёмы продукции в промышленности (в фактически действовавших ценах), млрд.руб. |
1,59 |
0,48 |
Связь прямая, заметная |
Число предприятий текстильной промышленности |
1,63 |
0,25 |
Связь прямая, заметная |
Индексы производства продукции (в сопоставимых ценах) в % к предыдущему году |
3,40 |
0,59 |
Связь прямая, высокая |
Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, млн.руб. |
3,65 |
0,56 |
Связь прямая, высокая |