Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: дать понятие содержания планирования в маркетинге; рассмотреть этапы планирования; охарактеризовать структуру планов предприятия; раскрыть организацию внешнего и внутреннего планирования; проанализировать маркетинговую деятельность предприятия.
Введение
Глава 1. Стратегическое планирование: сущность и функции
1.1 Сущность планирования
1.2 Понятие стратегии
1.3 Жизненный цикл товара
1.4 Тактическое планирование
1.5 Конкурентные стратегии
1.6 Стратегические модели в маркетинге
1.6.1 Матрица Ансоффа
1.6.2 Модель Бостонской консультативной группы
1.6.3 Матрица потребительской полезности
1.6.4 Модель М. Портера
1.7 Стратегический контроль
1.8 Ценовые стратегии
Глава 2. Анализ стратегического планирования маркетинга на предприятии Carlo Pazolini
2.1 История создания Carlo Pazolini
2.2 Товарная марка фирмы, товарный знак
2.3 Ассортиментная политика
2.4 Сегментация рынка
2.4.1 Сегменты рынка обуви
2.4.2 Портрет потребителя обуви Carlo Pazolini
2.5 Описание реализуемой предприятием маркетинговой стратегии
2.6 Рейтинговая оценка товаров, выпускаемых фирмой.
Составление матрицы БКГ.
2.7 Ценовая стратегия и метод ценообразования фирмы
2.8 Описание маркетинговых стратегий предприятий-конкурентов, сравнительный анализ конкурентных стратегий
2.9 План проводимых маркетинговых мероприятий. Примерная оценка бюджета и его эффективности
Заключение
Список литературы
Приложения
- разработка комплекса
мероприятий (заданий) по
- контроль и выявление
основных проблем при
Этапы стратегического управления
могут частично совпадать во времени
и оказывать влияние друг на друга.
Термины «стратегическое
1.3 Жизненный цикл товара
Каждый продукт живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется другим, более совершенным. В связи с этим вводится понятие жизненного цикла продукта.
Жизненный цикл продукта —
время с момента
Стадия внедрения на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.
Стадия роста объема продаж характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленного признанием продукта со стороны потребителей, прибыльность растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило, падает, цены постоянны или немного падают.
На стадии зрелости рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и /или рыночных сегментов возможно продление данной стадии.
Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию. Необходимо обратить внимание, что максимум прибыли, как правило, по сравнению с максимумом объема продаж смещается в направлении начальных стадий жизненного цикла. Это обусловлено повышением затрат на поддержание сбыта на поздних стадиях жизненного цикла продукта.
Понятие жизненного цикла применимо к классу продукта (телефон), типу продукта (радиотелефон), к конкретной марке продукта (радиотелефон конкретной фирмы). Наибольший практический интерес имеет изучение жизненного цикла конкретной марки продукта. Данная концепция также применима к таким явлениям, как стиль (одежды, мебели, в искусстве и т. п.) и мода. На разных этапах жизненного цикла используются различные маркетинговые стратегии.
Форма кривой жизненного цикла, как правило, остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Имеется в виду, что продукт когда-то появляется на рынке, если он пришелся по душе потребителям, то объем его продаж растет, а затем падает. Однако протяженность во времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка. Переход от стадии к стадии происходит достаточно плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями объема продаж и прибыли, чтобы уловить границы стадий и соответственно внести изменения в программу маркетинга.
Особенно важно уловить стадию насыщения, и еще более — спада, поскольку держать на рынке исчерпавший себя продукт убыточно, а в престижном плане — просто вредно. Очевидно, также нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с каким-то новым продуктом.
Если спрос на подобный продукт уже падает, вряд ли стоит начинать коммерческую деятельность на рынке. Очевидно, когда установлено, что продукт находится на стадии зрелости или насыщения, то необходимо предпринять усилия по разработке нового продукта, идущего на замену продукта, себя исчерпавшего.
1.4 Тактическое планирование
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает
уточнение, коррекцию, дополнение, одним
словом, конкретизацию стратегии. Под
тактическим планированием
Чтобы лучше понять, что
такое тактическое
Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации э деятельности предприятия, анализ полученной информации, угощение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.
1.5 Конкурентные стратегии
Конкурентные стратегии - характеризуют возможность предприятия вести конкурентную борьбу тем или иным способом, ее направление во многом определяет доля предприятия на рынке.
Существуют следующие конкурентные стратегии:
Лидеры. Если доминирующая компания не обладает абсолютной монополией, то ей не позавидуешь: она должна быть постоянно на стороже, потому что конкуренты стремятся поставить под сомнение ее ведущую роль, воспользоваться ее слабостями. Лидеру необходимо проявлять консерватизм в расходах, допуская вероятность наступления тяжелых времен, в то время как претендент на первенство свободно использует имеющиеся ресурсы.
Каждая доминирующая на рынке компания хотела бы навсегда застолбить за собой первое место, а значит, ей необходимо найти способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных (нападение- лучшая защита) и оборонительных действий, попытаться расширить свою долю рынка.
Наиболее известные лидеры рынка - компании компании General Motors (автомобили), Kodak (фотоаппараты, пленка, бумага), IBM (компьютеры), Xerox (фотокопировальная техника), Procter & Gamble (потребительские товары в упаковке), Caterpillar (землеройная техника), Coca-Cola (безалкогольные напитки), McDonald's (общественное питание) и Gillette (бритвенные лезвия).
Стратегии претендентов на лидерство. Компании, занимающие вторые или третьи места в рейтинге отрасли, чаще называют вице-чемпионами, хотя некоторые из них - Colgate, Ford, Pepsi-Cola- довольно крупные производители.
Компания, претендующая на роль лидера, должна преобразовать общую стратегию в набор конкретных действий по расширению доли рынка.
Оборонительно-наступательные действия(рис.1)
Стратегии последователей. К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все "подводные камни", при этом подражая конкретной "чужой" стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. Правда, следование за лидером вовсе не подразумевает обычного копирования, - последователь должен вести собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных агрессивных действий конкурентов. Выделяют 4 стратегии последователей: имитатор, двойник, подражатель или приспособленец.
1. Подражатель. Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке или сомнительным посредникам. (Такие компании, как Apple Computer и Rolex, постоянно сталкиваются с проблемой подделок, особенно на Дальнем Востоке.)
2. Двойник. Копирует продукцию,
вплоть до чуть-чуть
3. Имитатор. Что-то копирует
у лидера, но сохраняет различия
в упаковке, рекламе, ценах и
т.п. Его политика не волнует
лидера до тех пор, пока
4. Приспособленец. Обычно
видоизменяет или улучшает
Хотя последователь
не несет расходов на
Стратегия окопавшихся в нише. Альтернатива положению последователя на крупном рынке - лидерство на маленьком рынке или в нише. Небольшие компании, как правило, избегают конкуренции с компаниями-лидерами, обживаясь на небольших рынках, не представляющих интереса для гигантов.
Такие компании должны решить три задачи: создание ниши, ее расширения и защиты.
1.6 Стратегические модели в маркетинге
1.6.1 Матрица Ансоффа
Матрица Ансоффа (матрица товар-рынок) — аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом.
Матрица Ансоффа представляет собой поле, образованное двумя осями — горизонтальной осью «товары компании» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «рынки компании», которые также подразделяются на существующие и новые. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:
Существующий товар |
Новый товар | |
Существующий рынок |
Проникновение на рынок |
Развитие товара |
Новый рынок |
Развитие рынка |
Диверсификация |
Матрица возможностей по товарам-рынкам предусматривает использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и/или увеличения сбыта: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара и диверсификация.
Выбор альтернативы зависит
от степени насыщенности рынка и
возможности компании постоянно
обновлять производство. Две или
более стратегий могут