Структура аптечной сети «36,6»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «36,6».
Задачи курсовой работы:
1. изучение теоретических аспектов ассортиментной политики ;
2. изучение и оценка оптимальности ассортимента фирмы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты ассортиментной политики Аптечной сети «36,6»
1.1 Определение, сущность и структура товарного ассортимента Аптечной сети «36,6» …………………………………………………………………….4
1.2 Методы управления ассортиментом Аптечной сети «36,6»……………….8
1.3 Планирование, формирование и управление ассортиментом Аптечной сети «36,6»……………………………………………………………………11
2. Анализ эффективности коммерческой деятельности Аптечной сети «36,6»
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности Аптечной сети «36,6»................................................................................................................17
2.2 Анализ маркетинговой деятельности Аптечной сети «36,6»……………..23
2.3 Анализ управления коммерческой деятельностью в Аптечной сети «36,6»…………………………………………………………………………30
3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»
3.1 АВС и XYZ анализ ассортимента Аптечной сети «36,6»…………………35
3.2 Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в
Аптечной сети «36,6»………………………………………………………..39
3.2 Мероприятия по введение в ассортимент аптеки нового товара и
услуги…………………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Асортиментная политика аптечной сети 36.6 Курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Аптечная сеть «36,6» гарантирует, что лекарственные средства, парафармацевтическая продукция и средства медицинского назначения, представленные в аптеках «36,6», имеют государственную регистрацию, подлинные и качественные. На всю продукцию, имеющуюся в аптеках и подлежащую обязательной сертификации, имеется сопроводительная документация, подтверждающая ее качество в соответствии с требованиями государственных органов контроля качества.

В каждой аптеке «36,6» имеется администратор, назначенный приказом по организации за соблюдение качества, он контролирует всю работу, связанную с качеством поступающего товара, сроками годности, условиями хранения и его реализации. Весь товар при поступлении в аптеки проходит внутренний контроль – «прием по качеству».

Автоматизированная компьютерная складская программа «ИнфоСкладАптека», которая используется для работы в сети, позволяет осуществлять учет всех товаров по сериям и партиям, а также отслеживание истории любого нашего товара и сверку с данными Минздрава о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных средств.

Кроме этого  аптеки оперативно получают новые сведения Минздрава о фальсифицированных и забракованных лекарственных средствах и осуществляют вторичный контроль имеющегося в наличии товара.

При желании покупателя ознакомиться с сопроводительными документами по качеству на интересующую его продукцию администраторы  Аптечной сети «36,6» удовлетворят эту просьбу и предоставят информацию об источнике поступления любого лекарственного средства и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений, а также предоставят документы по качеству. 

3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»

3.1 АВС и  XYZ анализ ассортимента Аптечной  сети «36,6»

 

Задачей аптеки на современном  этапе развития экономики является не только получение прибыли, но, прежде всего - выполнение ее социальной функции по обеспечению населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами. В настоящее время на аптечном рынке наблюдается значительная конкуренция, которая несмотря на некоторые негативные стороны, повлекла за собой положительные изменения в деятельности аптек: внедрение маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком лекарственных средств, внедрение новых рекламных проектов, расширение сервисных услуг и др. Важно отметить, что рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельной ценовой политики. Эти изменения коснулись и лекарственных средств, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники.

В конкурентной борьбе за потребителя большое значение имеет качество продаваемой продукции, широкий спектр услуг, высокий уровень обслуживания. Но наиболее важным и актуальным при сложившейся жесткой конкуренции является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента - как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса.

Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять ABC-анализ. В основе ABC-анализа лежит принцип Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп: группа А характеризует высокооборачиваемые ЛС (пользующиеся наибольшим спросом), они составляют 10% ассортимента и дают 80% товарооборота; группа В - среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% товарных позиций - обеспечивают 15% товарооборота; в группу С включаются низкоборачиваемые товары аптечного ассортимента (около 75% товарных позиций) - составляют 5% от товарооборота. Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D -высокодоходные группы товаров.

ABC-анализ позволяет:

- определять оптимальные  запасы лекарственных средств  и парафармацевтической продукции  по наименованиям аптечного ассортимента, в наибольшей степени влияющим  на товарооборот, с целью исключения  дефектуры и отказов;

- дифференцированно решать  вопросы ценообразования;

- более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства;

- выделять приоритетных  поставщиков, разрабатывать новые  условия работы с поставщиками.

Далее представлен АВС анализ ассортимента Аптечной сети «36.6» за 2010 год. 

 

Таблица 3.1 «Товарный  ассортимент Аптечной сети «36,6»

Наименование ассортиментной группы

Цена реализации,

в денеж.ед.

Объем реализации,

 в шт.

Переменные издержки,

в денеж.ед.

Постоянные издержки,

в денеж.ед.

1

Лекарственные препараты

57812

120

19812

14453

2

Средства санитарной гигиены

22394

45

7464

5598

3

БАД

17163

85

8634

1894

4

Гомеопатические препараты

31752

105

14925

9358

5

Лечебная косметика

25647

512

10523

8362

6

Лекарственные травы, чай, бальзамы, фитопрепараты

9834

196

3856

745


 

Таблица 3.2 «Прибыль от продажи  Аптечной сети  «36,6»

Наименование ассортиментной группы

Выручка

Общие издержки

Прибыль

в денеж.ед.

в % к итогу

1

Лекарственные препараты

6 937 440

2 391 893

4 545 547

27,4

2

 Средства санитарной гигиены

1 007 730

341478

666252

4

3

БАД

1 458 855

735784

723071

4,4

4

Гомеопатические средства

3 333 960

1 576 483

1 757 477

10,6

5

Лечебная косметика

13 131 264

5 396 138

7 735 126

46,6

6

Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты

1 927 464

756521

1 170 943

7

 

Итого:

27 796 713

11 198 297

16 598 416

100


 

Таблица 3.3 «Список ассортиментных групп по мере убывания товара»

Наименование ассортиментной группы

Доля позиции,

в %

Доля прибыли с накопительным  итогом, в %

Группа

5

 Лечебная косметика 

46,6

46,6

А

1

Лечебные препараты

27,4

74

А

4

Гомеопатические препараты  

10,6

84,7

В

6

Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты

7

91,6

С

3

БАД

4,4

96

С

2

Средства санитарной гигиены 

4

100

С

 

Итого:

100

   

 

 Структуру аптечного ассортимента составляют товары обязательного ассортимента, на формирование которого влияют перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Общая сумма реализации исследуемой аптеки за декабрь 2010 года составила 27 926 713, объем реализации товара 1063 штук. Общее количество номенклатурных позиций аптеки составляет 6.

80% товарооборота( 10 271 400 руб.) обеспечивает 2 товарные группы: лечебная косметика и лечебные препараты. Они и составили группу А. Лидером продаж в аптечной сети «36,6» являются лечебная косметика, которая включает в себя декоративная косметика, нутрикосметика, средства ухода за волосами, косметика по уходу за детьми и т.д.

Группу В составила  одна товарная группа, но которая характеризуется  большой глубиной наименований товаров - это гомеопатические средства, они обеспечивают около 15% выручки от реализации (3 333 960 руб.).

Остальные препараты  исследованных групп аптечного  ассортимента составили менее 5% от общего объема реализации (67 233 руб.). Их перечень насчитывает 3 товарные группы: лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты, БАДы и средства санитарной гигиены ( бинты и повязки, бандажи, грелки, спринцовки, костыли, трости, салфетки и т.д.).

Многие из перечисленных  препаратов группы С не были проданы за исследуемый период, хотя имелись в наличии.

Далее проведем XYZ-анализ, это метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).

 

Таблица 3.4 «Коэффициент вариации »

Наименование

ассортиментной группы

Реализация за квартал, руб.

Реализация в среднем за квартал, руб.

Коэффициент

вариации, %

Группа

I

II

III

IV

5

 Лечебная косметика 

2145999

1826985

1721563

2040579

1933781

8

X

1

Лечебные препараты

1167527

1112579

1105245

1160193

1136386

2

X

4

Гомеопатические препараты  

720613

315287

158125

563451

439369

46

Z

6

Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фито-препараты

371988

433257

152213

213482

292735

38

Z

3

БАД

235750

153121

125784

208413

180767

22

Y

2

Средства санитарной гигиены 

135471

197655

189594

143532

166563

16

Y


 

В сочетании с АВС  – анализом XYZ – это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:

 

Таблица 3.5 «Совместный  анализ АВС и XYZ»

 

А

В

С

X

5,1

-

-

Y

-

-

3,2

Z

-

4

6


 

Из таблицы 3.1 видно что в ассортименте Аптечной сети «36,6» отсутствуют товары группы АY, AZ, BX, BY, CX.

Товары группы AX (лечебная косметика и лечебные препараты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.

Товары группы BZ (гомеопатические препараты) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Чтобы обеспечить постоянное их наличие , нужно увеличить страховой запас.

По товарам группы CY (БАД, средства санитарной гигиены) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас , исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.

В группу товаров CZ попали лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.

Необходимо отметить, что почти 80%  прибыли от продаж обеспечивает лечебная косметика, так как аптечная сеть 36,6 позиционирует себя как — национальный лидер в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья, стремясь помогать людям вести здоровый образ жизни, способствовать их долголетию и благополучию.

Любая закупка препаратов связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, особенно в сфере фармации, где многие препараты являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж.

 

3.2 Мероприятия  по оптимизации ассортимента, представленного в аптечной сети «36,6»

Информация о работе Структура аптечной сети «36,6»