Структура российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – состоит в исследовании структуры российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:
1) раскрыть сущность рынка ценных бумаг ;
2)проанализировать состояние и особенности становления РЦБ в России;
3) рассмотреть проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются методологические и практические аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России.

Файлы: 1 файл

Топарова МАКРОЭКОНОМИКА ТЕМА 83 (3).docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с  одной стороны, расширение использования  возможностей российского фондового  рынка акционерными обществами для  привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка  ценных бумаг, его большую ориентированность  на потребности национальной экономики  и снижение относительной зависимости  от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной  независимости российского рынка  ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2012 - в начале 2013 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2012 - январь 2013) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов

 

 

 

3. Проблемы регулирования Российского рынка ценных бумаг в России

 

3.1 Регулирование рынка  ценных бумаг

 

Любая человеческая деятельность на данном этапе совершенствования  общества обязана быть регулируема, не является исключением и рынок  ценных бумаг. В законе “О рынке  ценных бумаг” предусматривается как  регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему  регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система  включает в себя:

- государственные органы регулирования;

- саморегулирующиеся организации;

- законодательные нормы рынка  ценных бумаг;

- этику, традиции и обычаи  рынка.

Государство осуществляет ряд значительнейших функций на рынке ценных бумаг, из них можно выделить следующие основные:

- разработка программы и стратегии  совершенствования рынка ценных  бумаг, наблюдение и регулирование  исполнения этой программы, выработка  законодательных актов для реализации  стратегии;

- установление требований к  участникам рыночного процесса, установка разных стандартов;

- контролирование финансовой безопасности  и устойчивости рынка, надзор  за осуществлением распоряжений  по безопасности;

- обеспечение информированности  всех без исключения инвесторов  о состоянии рынка;

- формирование государственных  систем страхования на рынке  ценных бумаг;

- контроль и предупреждение  чрезмерного вложения инвестиций  в государственные ценные бумаги.

На сегодняшний день известны две  модели государственного регулирования  рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально  активно контролирует и вмешивается  в регуляционный процесс на рынке  и лишь небольшая доля отправляется саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и главная часть регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Важнейшим документом, регулирующим отечественный фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 - ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон  устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают  органы исполнительной власти и местного самоуправления Федеральный закон  “О рынке ценных бумаг” №39-ФЗ, статья 2 и  Федеральный закон “О рынке  ценных бумаг” статья 42

. Данным Законом систематизируется  терминология фондового рынка,  классифицируются виды ценных  бумаг, виды профессиональной  деятельности участников рынка,  регламентируются вопросы организации  фондовой биржи и так далее

Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка  ценных бумаг, в том числе организации  деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В функции Федеральной комиссии входит:

- разработка основных направлений  совершенствования рынка ценных  бумаг;

- утверждение стандартов эмиссии  ценных бумаг;

- установление обязательных требований  к операциям с ценными бумагами;

- установление норм допуска  ценных бумаг к их публичному  размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

- обеспечение общедоступной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг и выполнение  контроля за соблюдением законодательства  Российской Федерации о ценных  бумагах.

В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:

1. Выступает в качестве административного  органа, из-дающего законы, которые  регулируют:

- порядок и образование акционерных  обществ;

- порядок эмиссии и виды разрешённых  к эмиссии ценных бумаг;

- ставки налога на прибыль,  получаемую при операциях с  ценными бумагами;

- деятельность биржи, позволяют  либо запрещают отдельные виды  сделок с ценными бумагами.

2. Выступает на рынке в качестве  субъекта экономических отношений.  В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (крат-косрочная облигация - 90 дней) и так далее

3. Воздействует на состояние  рынка через кредитно-де-нежную  политику Центрального банка. 

Другими словами, состояние фондового  рынка плотно связано с задачей  регу-лирования денежной массы в обращении и поощрения либо сдерживания кредита, для того, чтобы сковать либо освободить денежные резервы банков. Центральный банк согласно с этим продает либо покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает либо покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные кoмпaнии. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

При выкупе облигаций Центральным  банком резервы банков возрастут. Продажа  либо скупка государственных бумаг  обуславливается определенной экономической  ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и  тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает денежные средства более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В итоге  повысится профессиональная активность и будут созданы новые рабочие  места.

Фондовый рынок реагирует к  тому же на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды иным банкам. Это называется “учетом вексе-лей”. Понижая учетную ставку, то есть плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, иными словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.

Фондовый рынок реагирует к  тому же на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном  банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, либо расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к возрастанию  доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение  курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается  доступность денег, возрастает ссудный  процент и падает курс акций и  облигаций, выпущенных под более  низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является весьма мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.

Рынок ценных бумаг испытывает влияние государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с возрастанием денежной массы в обращении, будут способствовать повы-шению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.

В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое  количество облигаций с колеблю-щимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования  выполняется и независимо так  называемыми саморегулирующими  организациями, которые согласно с  законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, действующие согласно с законом и функционирующие  на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации  является ее некоммерческая направленность, т.е. ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное  потребление, а исключительно на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых предприятий  являются:

- разработка обязательных правил  и стандартов профессиональной  деятельности и операций на  рынке ценных бумаг;

- выполнение подготовки кадров  и установление требований для  работы на рынке;

- контроль за соблюдением участниками  правил и нормативов;

- обеспечение правдивой информацией  участников рынка;

- обеспечение защиты участников  в государственных органах управления.

Институты рынка, в первую очередь биржи, являются саморегулирующимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям и, кроме того, регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы.

Существование арбитража разрешат не доводить подавляющее количество конфликтов до суда.

Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием  принципа полного предъявления, т.е. полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.

Общим принципом является саморегулирование  институтов рынка ценных бумаг под  наблюдением государственных органов. Разрабатывается и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности

 

3.2 Направления совершенствования  деятельности рынка ценных бумаг  в РФ

 

Мировая практика показывает, что  на определенном этапе своего развития любое успешное предприятие должно быть акционировано, закрытое акционерное  общество – преобразовано в открытое. Поверхностный анализ корпоративных  тенденций в современной России наталкивает на мысль, что отечественная  действительность опровергает это  правило. Активное протекание процессов  концентрации капитала после корпоративного устройства, основанной на так называемом «рационировании капитал». Из-за опасения потерять свой контроль лица, в руках  которых находятся рычаги управления предприятиями,  всеми средствами стремятся «закрыть уставный капитал».

Пока на предприятии есть внутренние ресурсы, которые можно перераспределить в пользу наиболее эффективных направлений  деятельности, такой подход частично себя оправдывает. Однако прекращение  притока нового капитала постепенно вдет к деградации производства и  снижению его 

конкурентоспособности. Поэтому рано или поздно все больше отечественных  предприятий будут вынуждено  обращаться к базовым корпоративным  принципам. Не успевшие сделать этого  вовремя проиграют в конкурентной борьбе и будут вынуждены уйти с рынка. В длительной исторической перспективе акционирование растущих компаний и постоянное усиление влияния внешних владельцев акций и облигаций – общемировая тенденция, не знающая исключений.

В последние десятилетия инвестор стал ключевым звеном рыночной экономики, на его потребности ориентируется  весь фондовый рынок. Часть финансовых потоков может проходить мимо эмитентов, часть – обходить финансовых посредников. Но ни один инвестиционный поток не может существовать без  связи с инвесторами.

Инвесторы получают прибыль при  помощи специального инструмента –  ценных бумаг, которые независимо от называния выполняют одну и ту же функцию – распределение доходов  от эксплуатации капитала. Такие доходы призваны обеспечивать будущее инвесторов гораздо надежнее, чем накопленные  деньги. Последние лишь обслуживают  товарный оборот, а ценные бумаги как  показатели инвестиций отражают создаваемое  обществом реальное национальное богатство. Поэтому распределение прибыли  на основе инвестиций в ценные бумаги экономически  наиболее справедливо. Инвестор, отказываясь от немедленного товарного потребления, добровольно перераспределяет свои личные  доходы в пользу дальнейшего развития производства. Поэтому доходы, на которые он рассчитывает в будущем, становятся  базой для утверждения социальной справедливости в обществе.

Информация о работе Структура российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития