Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – состоит в исследовании структуры российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:
1) раскрыть сущность рынка ценных бумаг ;
2)проанализировать состояние и особенности становления РЦБ в России;
3) рассмотреть проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются методологические и практические аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России.
Увеличение внутреннего спроса
на российском финансовом рынке с
одной стороны, расширение использования
возможностей российского фондового
рынка акционерными обществами для
привлечения инвестиционных ресурсов
создает более устойчивую основу
функционирования российского рынка
ценных бумаг, его большую ориентированность
на потребности национальной экономики
и снижение относительной зависимости
от конъюнктуры мировых финансовых
рынков. Особенно наглядно рост относительной
независимости российского
3. Проблемы регулирования Российского рынка ценных бумаг в России
3.1 Регулирование рынка ценных бумаг
Любая человеческая деятельность на данном этапе совершенствования общества обязана быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе “О рынке ценных бумаг” предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы
- саморегулирующиеся
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Государство осуществляет ряд значительнейших функций на рынке ценных бумаг, из них можно выделить следующие основные:
- разработка программы и
- установление требований к участникам рыночного процесса, установка разных стандартов;
- контролирование финансовой
- обеспечение информированности
всех без исключения
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение
чрезмерного вложения
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая доля отправляется саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и главная часть регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Важнейшим документом, регулирующим отечественный фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 - ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” №39-ФЗ, статья 2 и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” статья 42
. Данным Законом
Большое значение имеет раздел Закона,
посвященный регулированию
В функции Федеральной комиссии входит:
- разработка основных
- утверждение стандартов
- установление обязательных
- установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
- обеспечение общедоступной
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает в качестве
- порядок и образование
- порядок эмиссии и виды
- ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
- деятельность биржи, позволяют либо запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает на рынке в качестве
субъекта экономических
3. Воздействует на состояние
рынка через кредитно-де-
Другими словами, состояние фондового рынка плотно связано с задачей регу-лирования денежной массы в обращении и поощрения либо сдерживания кредита, для того, чтобы сковать либо освободить денежные резервы банков. Центральный банк согласно с этим продает либо покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает либо покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные кoмпaнии. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа либо скупка государственных бумаг обуславливается определенной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает денежные средства более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В итоге повысится профессиональная активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует к тому же на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды иным банкам. Это называется “учетом вексе-лей”. Понижая учетную ставку, то есть плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, иными словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует к тому же на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, либо расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к возрастанию доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является весьма мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.
Рынок ценных бумаг испытывает влияние государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с возрастанием денежной массы в обращении, будут способствовать повы-шению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблю-щимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования выполняется и независимо так называемыми саморегулирующими организациями, которые согласно с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие согласно с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, т.е. ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а исключительно на реализацию представленных им функций.
Функциями саморегулируемых предприятий являются:
- разработка обязательных
- выполнение подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
- контроль за соблюдением
- обеспечение правдивой
- обеспечение защиты участников
в государственных органах
Институты рынка, в первую очередь биржи, являются саморегулирующимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям и, кроме того, регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы.
Существование арбитража разрешат не доводить подавляющее количество конфликтов до суда.
Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, т.е. полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.
Общим принципом является саморегулирование институтов рынка ценных бумаг под наблюдением государственных органов. Разрабатывается и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности
3.2 Направления совершенствования
деятельности рынка ценных
Мировая практика показывает, что на определенном этапе своего развития любое успешное предприятие должно быть акционировано, закрытое акционерное общество – преобразовано в открытое. Поверхностный анализ корпоративных тенденций в современной России наталкивает на мысль, что отечественная действительность опровергает это правило. Активное протекание процессов концентрации капитала после корпоративного устройства, основанной на так называемом «рационировании капитал». Из-за опасения потерять свой контроль лица, в руках которых находятся рычаги управления предприятиями, всеми средствами стремятся «закрыть уставный капитал».
Пока на предприятии есть внутренние ресурсы, которые можно перераспределить в пользу наиболее эффективных направлений деятельности, такой подход частично себя оправдывает. Однако прекращение притока нового капитала постепенно вдет к деградации производства и снижению его
конкурентоспособности. Поэтому рано
или поздно все больше отечественных
предприятий будут вынуждено
обращаться к базовым корпоративным
принципам. Не успевшие сделать этого
вовремя проиграют в
В последние десятилетия инвестор стал ключевым звеном рыночной экономики, на его потребности ориентируется весь фондовый рынок. Часть финансовых потоков может проходить мимо эмитентов, часть – обходить финансовых посредников. Но ни один инвестиционный поток не может существовать без связи с инвесторами.
Инвесторы получают прибыль при
помощи специального инструмента –
ценных бумаг, которые независимо от
называния выполняют одну и ту
же функцию – распределение
Информация о работе Структура российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития