Структура российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – состоит в исследовании структуры российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:
1) раскрыть сущность рынка ценных бумаг ;
2)проанализировать состояние и особенности становления РЦБ в России;
3) рассмотреть проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются методологические и практические аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России.

Файлы: 1 файл

Топарова МАКРОЭКОНОМИКА ТЕМА 83 (3).docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

Социальное обеспечение лиц  пожилого возраста  за счет доходов от ценных бумаг снижает соответствующую нагрузку на государственный бюджет. Потребность в поддержании стабильности социальных процессов побуждает государство налаживать систему контроля и регулирования фондового рынка. Таким образом, сокращение присутствия государства  в части прямого финансирования социальной сферы автоматически требует

увеличения его присутствия  в сфере контроля над справедливым распределением корпоративных доходов.

Получаемая трудоспособным населением заработная плата распадается на два потока. Первый образуют обычные  деньги, предназначенные для оплаты потребительских товаров и услуг. Второй (инвестиционный) поток поступает  на фондовый рынок и превращается в капитал, накопление которого означает расширение возможностей экономики  по производству товаров. История мирового развития показывает, что инвестиционный поток как важнейшее средство умножения национального богатства  не может быть эффективным в отсутствие контроля и управления со стороны  государства.

Необходимость содержания инфляции требует, чтобы в поток платежных денег поступала только та часть совокупной заработной платы, которая соответствует возможностям текущего товарного баланса. Избыточную часть зарплаты и как можно большую часть сбережений целесообразно направить  в инвестиционный поток, обеспечивающий увеличение массы и качества производимых товаров и услуг. В будущем это позволит достичь товарного баланса на более высоком уровне, что фактически означает рост богатства нации и жизненного уровня населения. Однако это произойдет лишь при условии, что государство сможет обеспечить защиту инвестиционного  поток от спекулятивного использования, которое приводит к инфляции оборотных средств товаропроизводителей.

Деньги населения на должны выводиться из оборота и накапливаться статистически. В целях сохранения баланса статистическое накопление платежных средств требует  соответствующего накопления тех или  иных товаров. Напротив, динамическое накопление средств граждан, инвестированных  в реальную экономику, способствует взаимному стимулирующему росту  как экономики, так и личных состояний. Если из-за слабости государственного контроля растут спекулятивные обороты  на фондовом рынке, возникает фиктивное  денежное накопление, не обеспеченное

производительными инвестициями, нарушающее торговый баланс и стимулирующее  инфляцию.

Чтобы инвестиционный поток был  достаточно мощным, необходима система  динамического накопления и аккумулирования  капиталов отдельных инвесторов. Такая система обслуживается  множеством профессиональных  финансовых посредников, образующих инфраструктуру фондового рынка. Как и всякая система обеспечения, в ходе своего развития она наталкивается на известный кибернетический парадокс, согласно которому относительно автономная обслуживающая система склонна сосредотачиваться  на собственных интересах, пренебрегая главным предназначением. Используя положение «генератора денег», фондовый рынок может генерировать фиктивный капитал «из воздуха». Обычный оборот капитала в экономике представляет собой так называемое «колеса Адама Смита», в котором деньги последовательно проходят все стадии кругооборота – от заработной платы до накопления капитала у производителя. На саморегулируемом фондовом рынке постоянно возникают внутренние, укороченные денежные обороты, происходящие главным образом между посредниками и не достигающие эмитентов.

Данная тенденция не является исключительно  российской. Еще в первой половине ХХ в. Дж. М. Кейнс отмечал : «… По мере того, как совершенствуется организация рынка инвестиций, опасность преобладания спекуляции возрастает… Спекулянты не приносят вреда, если они остаются пузырями на поверхности ровного потока предпринимательства. Однако положение становится серьезным, когда предпринимательство превращается в пузырь в водовороте  спекуляции. Когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности игорного дома, трудно ожидать хороших результатов»[1]. Однако  современная  российская специфика (высокоразвитые фондовые технологии, импортированные с Запада, на фоне слаборазвитых рыночной культуры и

деловой этики), без сомнения, затрудняет выход российского фондового  рынка из спекулятивного тупика.

Преобладание спекулятивных потоков  на фондовом рынке ведет к появлению  возможности использовать его в  целях распределения продуктов  труда независимо от личного вклада путем искусственного манипулирования  внутренними финансовыми потоками, смешивания фиктивного и реального  капиталов. В конечном счете это  влечет за собой генерацию необеспеченных денег, нарушение  торгового баланса и ускорение инфляции. Пока фондовый рынок в России небольшой и практически не связан с реальной экономикой, подобный феномен малозаметен (кризисы на фондовом рынке и интервалы резкого падения производства слабо коррелируют). Но развивающаяся рыночная экономика требует расширения фондового рынка, увеличения его мощи. Если же при оставить организационную основу рынка прежней, то его разрушительная сила станет огромной.

Мировая практика свидетельствует  о том, что полагаться исключительно  на самоорганизацию рынка ценных бумаг на бурном этапе его формирования совершенно недопустимо. На Западе и  в дореволюционной России инфраструктура фондового рынка складывалась под  воздействием расширяющегося процесса акционирования. Увеличивающиеся потребности  в капитале заставляли эмитентов  конкурировать за средства  взыскательных в своем выборе инвесторов. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы рынка еще не укоренились, а инвестиционные потребности хотя и велики, но не уравновешены возможностью получения инвесторами высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного контроля над целевой направленностью инвестиционных потоков.

Дивиденды и платежи по долговым ценным бумагам так же, как и  налоги, представляют собой средство перераспределения общественной прибыли, или национального дохода. Существующие механизмы перераспределения 

национального дохода взаимозависимы: увеличение компонента позволяет сократить другой. Постоянные неудачи в проведении налоговой реформы в течение десяти лет подводят к выводу о том, что выбираемые подходы оказались неверными. Очевидно, снижение налогового бремени должно компенсироваться увеличением доли перераспределения национального дохода за счет более либерального механизма – рынка ценных бумаг, что возможно лишь при принципиальном изменении  государственной политики в  данном вопросе. Как известно, по мере роста  экономики перераспределение  начинает играть все более значительную роль. Поэтому игнорирование передового мирового опыта в этой области автоматически ведет к дальнейшему отставанию России в межстрановой конкуренции.

Для поддержания непрерывного функционирования системы государственного регулирования  фондового рынка требуются определенные бюджетные затраты. Однако в конечном счете они обеспечивают снижение диссипации ресурсов в экономической  системе, что позволяет повысить эффективность национального хозяйства. Чем выше уровень развития национальной экономики, тем, с одной стороны, больше затраты на регулирование, а  с другой – значительнее получаемый от регулирования совокупный экономический  эффект.

Экономическая сущность нормально  функционирующего фондового рынка  состоит в том, что он служит своеобразным донором для реальной экономики. Иначе говоря, совокупные входящие потоки (средства, поступающие через  фондовый рынок в экономику от инвесторов-домохозяйств) должны превышать  выходящие потоки (потоки деинвестиций и  доходов от инвестиций, выплачиваемых инвесторам). Возможность получения со временем все увеличивающегося объема доходов стимулирует инвесторов к осуществлению долгосрочных инвестиций и удерживает от того, чтобы полностью извлечь свои средства с рынка. При этом капитал накапливается в производственной сфере.

Стратегия государственного регулирования  рынка ценных бумаг в России на современном этапе должна состоят  в том, чтобы обеспечить условия  для существенного увеличения входных  потоков. Однако фондовый рынок является  системой с сильной обратной связью. Если в сторону инвесторов на пойдут стабильные выходные потоки, они никогда не направят свои средства во входные. Таким образом, стратегическую цель регулирования следует уточнить: создание условий, при которых совокупное соотношение входных и выходных потоков оптимально для устойчивого развития рынка.

Эффективность выбранной стратегии  целесообразно оценивать по критерию совокупного дохода акционера в  процентах от произведенных им инвестиций, усредненного  по рынку. Такой подход в наибольшей степени соответствует тому, что называют оценкой на основе здравого смысла. Вероятные изменения этого показателя следует прогнозировать в процессе анализа реакции рынка на те или иные планируемые регулирующие воздействия государства.

Отдельного внимания заслуживает  соотношение суммы доходов от получения дивидендов и от продажи  акций в числителе формулы  совокупного дохода акционера. Основная часть получаемого инвесторами  дохода не должна зависеть от курсовой стоимости. Только в таком случае возникнет устойчивая мотивация  для долгосрочных инвестиций.

Проанализировав равнопредпочтительные для  инвесторов соотношения пары – получаемые дивиденды и доходы от продажи акций, можно построить соответствующие кривые  безразличия на поле массовых предпочтений. В соответствии с эмпирическими закономерностями, выявленными на основе многочисленных статистических данных, они не линейны и имеют выпуклую форму. Иначе говоря, инвесторы готовы мириться с меньшим общим совокупным доходом, если его бóльшая доля образуется за счет дивидендов. Это согласуется с теоретическими положениями: чем менее стабилен рынок, тем в большей степени ожидаемая курсовая прибыль способна склонить инвесторов к принятию решения об инвестировании. Следовательно,

рассмотренные выше выходные потоки фиксированной интенсивности будут  тем сильнее стимулировать инвесторов на приобретение новых ценных бумаг, чем большую долю в их структуре  станет занимать поток дивидендов. Именно здесь скрыта система рычагов, способная реорганизовать отечественный  рынок в нужном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход России  от жестко централизованной плановой экономики к рыночной, регулируемой государством, требует воссоздания в стране финансового рынка со всеми обслуживающими его институтами. Эта задача сложна и многообразна. Многие десятилетия в России, по существу, не было ни финансового рынка, ни его инфраструктур: частных коммерческих и инвестиционных банков, бирж, страховых обществ и т.п.

В стране не существовало конкуренции  между производителями товаров  и услуг, в том числе финансовых, которая является двигателем общественного  прогресса. Поэтому за годы существования  «плановой экономики»  и структура общественного производства оказались в отрыве от объема и структуры общественно необходимых потребностей населения. В результате сформировалась «экономика дефицита», породившая нехватку не только материальных, но и духовных благ. Переход к новым, рыночным методам хозяйствования стал объективной необходимостью.

Ценные бумаги, которые представляют собой документы, оформленные соответствующим  образом, являются необходимым условием функционирования российского рынка  ценных бумаг. Ценные бумаги выпускаются  в строго установленной форме, поскольку  при наличии обязательных реквизитов удостоверяют имущественные права, осуществление или передача которых  возможны только при  их предъявлении. Они могут быть выпущены в обращение в документарной и бездокументарной форме, поэтому бланки ценных бумаг необходимо надежно защищать от подделки.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд  задач. Среди них необходимо отметить следующие:

·   Аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и направление их на развитие перспективных отраслей экономики;

·   Обслуживание государственного долга. Задача покрытия бюджетного дефицита решается через рынок государственных ценных бумаг, который имеет свою структуру и правила функционирования;

·   Перераспределение права собственности;

·   Спекулятивные операции.

Рынок ценных бумаг обслуживает  процесс воспроизводства  капитала. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить  на первичный и вторичный.

Первичный рынок – рынок, на котором  осуществляется размещение  впервые выпущенных ценных бумаг.

Вторичный рынок – рынок, на котором  осуществляется обращение ценных бумаг  в форме перепродажи ранее  выпущенных  и в других формах. Основными участниками являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы.

Российским законодательством  выработаны определенные правила выпуска  ценных бумаг. Сначала принимается  решение о выпуске ценных бумаг, затем определяется форма удостоверения  прав по ним, оговаривается процедура  эмиссии и ее этапы. После этого  осуществляется  регистрация выпуска ценных бумаг, публикуются условия их размещения, раскрывается информация о выпуске ценных бумаг и составляется отчет об их итогах выпуска.

На российском рынке ценных бумаг  обращаются как государственные, так  и корпоративные ценные бумаги, оказывая существенное влияние на финансовое состояние России. На рынке ценных бумаг государственные ценные бумаги представлены федеральными государственными ценными бумагами, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными  бумагами.

В состав федеральных государственных  ценных бумаг входят векселя Министерства финансов РФ, облигации внутренних и внешних займов, государственные  жилищные сертификаты. Субъекты Российской Федерации 

могут осуществлять выпуск собственных  ценных бумаг, от своего имени. Эти бумаги получили статус государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени  муниципального образования.

На рынке государственных ценных бумаг ключевыми фигурами являются эмитент, дилер, инвестор и выполняющий  контролирующую функцию Банк России.

Информация о работе Структура российского рынка ценных бумаг и основных направлений ее развития