Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение вопроса сегментирования рынка. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- определение сегментирования рынка, выявление его основных признаков и критерии.
- характеризовать основные методы рыночной сегментации.
- рассмотреть процесс сегментирования потребительского рынка.
- определить, как происходит выявление привлекательности того или иного сегмента, выбор целевых сегментов.
Введение
Одним из основных направлений маркетинговой
деятельности является сегментация
рынка, позволяющая аккумулировать
средства предприятия на определенном
направлении своего бизнеса. К настоящему
времени в экономической
Для успешной деятельности на рынке
компании необходимо знать "своих"
покупателей. Добиться этого можно
с помощью сегментации рынка.
Тогда организация более
Сегодня сегментация потребительского рынка уже не является рядовым инструментом маркетинга; она приобретает ключевое значение для достижения успеха предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение вопроса сегментирования рынка. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- определение сегментирования рынка, выявление его основных признаков и критерии.
- характеризовать основные методы рыночной сегментации.
- рассмотреть процесс
сегментирования
- определить, как происходит
выявление привлекательности
Объектами сегментации рынка являются:
- группа потребителей;
- группа продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Глава 1 Сущность и принципы сегментирования
Одним из основных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. Рынок состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупательские отношения привычки, в конце концов. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
После того как фирма провела
всесторонний и тщательный анализ рынка,
желаний и характеристик
Сегмент рынка – это та часть рынка, которую предприятие может эффективно обслужить.
Сегментация рынка – это процесс деления единого потребительского рынка на некоторое количество сегментов по какому-либо фактору (признаку).
Сегментация рынка – это один из главных элементов рыночной стратегии фирмы.
Цель – наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей покупателей, а как следствие, успешное функционирование и процветание фирмы.
Известный маркетолог С. Маджаро отметил, что специалист по маркетингу, который способен предложить новый способ сегментации рынка для своего товара, может дать возможность фирме избежать острой конкуренции. Следовательно, успех фирмы в конкурентной борьбе будет во многом зависеть от того, насколько правильно выбран сегмент рынка[1].
Основной сегментацией рынка является такое положение фирмы в условиях конкуренции, когда она не в силах удовлетворить все потребности в определенном товаре, а потому должна ориентироваться только на те сегменты, которые наиболее предпочтительны с точки зрения производственных и коммерческих возможностей фирмы. Объекты сегментации рынка сбыта – это группы потребителей, товаров (услуг), а также предприятия (конкуренты).
Выделяют основные этапы сегментирования:
1) выявление требований
и основных характеристик,
2) анализ сходств и различий потребителей: происходит анализ собранной информации; выявление сходств или различий должно повлиять на разрабатываемый план маркетинга;
3) разработка профилей
групп потребителей: потребителей
со схожими характеристиками
и потребностями выделяют в
отдельные профили, которые
4) выбор сегмента (сегментов) потребителей: вытекает из предыдущего этапа;
5) определение места работы
компании на рынке
Какие сегменты рынка не создадут для компании больших возможностей?
На сколько потребительских сегментов нужно ориентироваться? Причем фирма должна реально представлять свои цели, сильные стороны, уровень конкуренции, размеры рынков, отношения с каналами сбыта, прибыль и свой образ в глазах окружающих;
6) создание плана маркетинга:
после того как фирма собрала
и проанализировала информацию
о потребителях, определила свой
сегмент (или сегменты) рынка,
она должна подробно изучить
свойства и образы товаров
своих конкурентов, а
Сегментация рынка требует
детального изучения требований, предъявляемых
потребителем к товару, а также
знаний характеристик покупательских
мотиваций самих потребителей.
Сегментацию делят на следующие виды в зависимости от ее характера проведения и от типа потребителя товара (услуг).
1. В зависимости от характера сегментации:
1) макросегментация –
деление рынков по регионам, странам,
степени их индустриализации;
2) микросегментация –
формирование групп
3) сегментация вглубь
– процесс сегментирования
4) сегментация вширь –
процесс сегментирования
5) предварительная сегментация
– изучение максимально
6) окончательная сегментация
– завершающая стадия рыночных
исследований; здесь определяются
самые оптимальные для фирмы
сегменты для рынка, на
2. В зависимости от типа потребителей:
1) процесс сегментирования
потребителей потребительских
2) сегментация потребителей
товаров производственно-
3) сегментация потребителей двух типов товаров.
Однако на практике не используют каждый вид сегментации рынка по-отдельности. Как правило, маркетологи рынка при анализе пользуются комбинацией этих видов.
Сегментации рынка осуществляется по критериям и признакам.
Критерий – это способ оценки выбора фирмой того или иного сегмента.
Критерии сегментации рынка:
1. Емкость сегмента, т.
е. сколько товаров (услуг), какой
стоимостью может быть продано
на данном сегменте, а следовательно,
сколько потенциальных
2. Доступность сегмента, т.е. получение фирмы каналов распространения и сбыта продукции, а также условия транспортировки продукции на данном сегменте.
3. Существенность сегмента,
т. е. насколько устойчив
4.Прибыльность.
5. Защищенность от конкуренции, т.е. насколько совместим сегмент рынка с рынком основных конкурентов; возможность оценить сильные и слабые стороны «соперников».
6. Опыт персонала фирмы.
7. Доступность СМИ.
8. Влияние структуры
9. Юридические аспекты.
10. Демографические
11. Стиль жизни.
12. Отношение потребителей к данной торговой марке.
13. Ожидаемый риск.
14. Важность покупки.
15. Географические, т. е. урбанизация, рельеф, климат.
16. Демографические.
17. Экономические (имущественные).
18. Социальные.
19. Культурные.
20. Психологические и др.[8].
Принципы сегментации рынка:
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов:
В основе процедуры сегментации рынка, наравне с применением принципов сегментации, лежит и обоснованный выбор соответствующего метода сегментации. Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрении структуры рынка.