Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение вопроса сегментирования рынка. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- определение сегментирования рынка, выявление его основных признаков и критерии.
- характеризовать основные методы рыночной сегментации.
- рассмотреть процесс сегментирования потребительского рынка.
- определить, как происходит выявление привлекательности того или иного сегмента, выбор целевых сегментов.
Однако,
наиболее распространенными методами
сегментирования рынка
-
Метод сегментации по выгодам основан на построении модели
поведения потребителей. Предусматривается
последовательное прохождение трех этапов:
1. Определение выгод, которые интересуют
потребителей, и оценка их важности.
2. Определение различий в образе жизни,
которые предопределяют сегментацию по
выгодам, и группировка потребителей по
этим оценкам.
3. Определение того, содержат ли сегменты
по выгодам различные представления о
товаре и конкурирующих марках.
Модель поведения
потребителей демонстрирует, как комбинация
различий между потребителями и потребительскими
ситуациями определяет их поведение. В
центре стоят искомые потребителем выгоды
от товара, они и определяют восприятие
и оценку альтернатив. Восприятие, в свою
очередь, определяет выбор товара и его
употребление. Глубокая сегментация начинается
с выгод и действует по принципу прямой
и обратной связи или начинается с поведения
и действует по принципу обратной связи.
Затем каждый сегмент описывается в категориях
поведения, предпочтении, искомых выгод,
потребительских ситуаций, потребительской
демографии, географии и образа жизни.
Реализуя этот процесс, можно опираться
на интуицию и использовать способность
к оценкам или же применять сложный статистический
анализ.
-Метод построения
сетки сегментации используется
на уровне макро сегментации для выделения
базовых рынков. Рассматривается комбинация
переменных, характеризующих функции,
потребителей и технологии. На основе
анализа значимости выделяются основные
сегменты, дающие наибольший процент предпочтений.
-Метод многомерной
классификации сущность
заключается в одновременной многомерной
(автоматической) классификации признаков
потребительского поведения. Такой подход
базируется на следующих предположениях.
В один тип объединяются люди, имеющие
сходства между собой по ряду признаков
(демографических, социально-экономических,
психографических и т.п.). Степень сходства
у людей, принадлежащих одному типу, должна
быть выше, чем степень сходства у людей,
принадлежащих разным типам. С помощью
такого подхода решается задача типизации
потребителей по наиболее важной компоненте.
Исследования
поведенческой реакции отечественных
потребителей на моду выявило три типа
потребителей (мужчин и женщин). «Избирательный
тип» представляет лиц, тщательно отбирающих
модные новинки и предъявляющих к ним
высокие требования. «Независимый тип»
характеризует лиц, сдержанно реагирующих
на моду и придерживающихся выбранного
стиля. «Безразличный тип» считает, что
мода не имеет никакого значения, а изделия
должны быть недорогими и практичными.
-Метод
группировок состоит в последовательной
разбивке совокупности объектов на группы
по наиболее значимым признакам. При этом
один из признаков выделяется в качестве
системообразующего. Формируются подгруппы,
в которых значимость этого признака значительно
выше, чем во всей совокупности потенциальных
потребителей данного товара.
-Метод
функциональных карт предполагает
проведение «двойной» сегментации: по
продуктам и по потребителям. Такие карты
могут быть:
-однофакторными,
когда двойная сегментация рынка проводится
по какому-либо одному фактору и для однородной
группы изделий;
-многофакторными
— при анализе того, для каких групп потребителей
предназначена конкретная модель изделий
и какие ее параметры наиболее важны для
продвижения товара на рынке.
В любом случае путем составления функциональных
карт можно определить, на какой сегмент
рынка (т.е. определенную по ряду признаков
группу потребителей) рассчитано данное
изделие и какие его функциональные параметры
соответствуют тем или иным запросам потребителей.
После проведения сегментации рынка фирме необходимо принять решение: на скольких и, каких сегментах она будет работать. Также важно выбрать стратегию.
Выделяют три типа стратегий:
1) недифференцированный;
2) дифференцированный;
3) концентрированный.
Стратегия недифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентируемая на общность интересов и предпочтений покупателей, а не на различия в нуждах и отношениях. Цель – разработка таких товаров и маркетинговой программы, которые смогут удовлетворить максимально возможное число покупателей. Иными словами, цель фирмы достигается путем нахождения линии компромисса. Фирма придерживается стандартизации и массовости производства товаров. Данная стратегия значительно экономна. Однако ее не рекомендуют использовать предприятиям одной отрасли, так как возможно возникновение жесткой конкуренции на крупных сегментах.
Стратегия дифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентированная одновременно на несколько сегментов рынка с разработкой отдельных предложений. Данная стратегия более полно отражает рыночную ситуацию, а следовательно, обеспечивает большие объемы продаж и небольшой уровень риска. С другой стороны, необходимы большие инвестиции, производственные и управленческие издержки, потому стратегия дифференцированного маркетинга посильна в основном для крупных компаний.
Стратегия концентрированного маркетинга – это стратегия сосредоточения усилий фирмы на одном или нескольких прибыльных сегментах рынка. Особенно, она привлекательна в тех случаях, когда ресурсы предприятия довольно ограничены. Данная стратегия предпочтительна для малых и средних фирм. Заключается в том, что предлагается одни или несколько товаров на рынок, которые сопровождаются целевыми маркетинговыми программами. В то же время необходимо уделять большое внимание репутации своей фирмы, престижности своего продукта, осуществлять постоянный анализ выбранных сегментов, следить за динамикой доли рынка, а также предпринимать меры для предотвращения появления новых конкурентов.
Основными доводами в пользу сегментирования рынка являются:
1) возможность обеспечения
лучшего понимания не только
нужд и потребностей
2) возможность лучшего
понимания природы
3) появление возможности
концентрации ограниченных
4) изучение самых перспективных покупателей;
1.1Деление покупателей в зависимости от отношения к товару
Абсолютные новаторы - люди, склонные к риску, стремящиеся первыми попробовать новый товар, составляют весьма незначительную долю на рынке - около 2,5%. Но именно на них ориентирована реклама товара, впервые внедряемого на рынок.
Относительные новаторы (т.е. люди быстро, но с осторожностью воспринимающие новинки, выступают обычно лидерами формирования общественного мнения (около 13,5%)). “
Раннее большинство” и “запоздалое большинство”, составляющие по 34%, принимают новинку соответственно после длительного обдумывания или после того, как общество уже признает товар достойным.
“Консерваторы” составляют
около 16% (в том числе “абсолютные
консерваторы” - около 3%). Они
упорно сопротивляются
В зависимости от отношения к товару покупателей можно разделить на следующие сегменты:
* неосведомленный, который
* осведомленный - знает только то, что товар существует, но не знаком с его потребительскими свойствами;
* понимающий - имеет представление
о достоинствах товара, его функциях
и удовлетворяемых им
* убежденный - осознал преимущества предлагаемого товара, но по каким-либо причинам (финансовое положение, сезонность потребления и др.) еще не покупает его;
* действующий - приобретает и использует товар.
По степени приверженности покупателей к товару (определенной товарной марке) можно выделить такие сегменты:
* безоговорочные приверженцы - это потребители, которые все время покупают товар одной и той же модели или формы;
* терпимые приверженцы, которые делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;
* непостоянные приверженцы,
* «странники» - потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров.
Любой рынок состоит из разных численных
сочетаний покупателей этих четырех
типов. И если на рынках со сформировавшейся
безоговорочной марочной приверженностью
делать практически нечего, то на других,
предложив соответствующий
Одинаковых, типовых подходов к
сегментации рынка не имеется. Каждое
предприятие в зависимости от
задач и направлений
Процентное соотношение 80/20 было открыто в конце 19 века экономистом Вильфредо Парето во время исследования закономерностей распределения богатства между разными слоями населения в Англии того времени.
Ученый пришел к ошеломляющему открытию, когда обнаружил следующий дисбаланс: 20% населения Англии принадлежало 80% всего богатства страны. И факт того, что меньшинство владеет большей частью ресурсов, подтверждалось в более глубоком анализе.
Как оказалось, 10% населения принадлежит 65% богатств, 5% — 50% материальных ресурсов. Что самое интересное, полученные цифры не были случайностью. Исследуя распределение богатства между населением Англии и других стран в разные исторические периоды, Парето пришел к аналогичным результатам.
Так был заложен закон 80/20, который, к сожалению, сам ученый не смог корректно объяснить. Из-за этого он был оставлен без внимания до 1949 года, когда профессор из Гарвардского Университета Джордж К. Зипф обратил внимание на следующую закономерность. Он пришел к тому, что около 20-30% усилий дают результативность в 70-80% от максимума, который можно от них получить. Таким образом, Зипф заново открыл принцип Парето, показав основы самоорганизации всех ресурсов.
Приблизительно в то же время Иосиф Юран, исследуя статистику распределения брака на производстве, еще раз подтвердил принцип 80/20, и издал книгу, в которой сформировал закон «немногого, имеющего решающее значение». Ученый в своей рукописи призывал к массовому внедрению данного принципа в различные сферы производства, дабы искоренить брак и повысить качество выпускаемых товаров.
Юран утверждал, что принцип неравномерного распределения Парето может распространяться не только на сферу производства, а и как статистический подход в исследовании распределения преступлений, аварий и прочих процессов.
К сожалению, бизнесмены США отказались воспринимать идеи Юрана. Тогда ученый нашел благодарных слушателей в Японии. В результате в 1953 году, прочитав ряд лекций в стране восходящего солнца, Иосиф Юран остался там и начал сотрудничать с несколькими крупными японскими корпорациями.
Лишь в 1970-х годах он вернулся на родину, когда промышленники «созрели» для внедрения его идей, поскольку для Штатов японское производство стало представлять серьезную конкурентную угрозу. В обеих странах Юран совершил настоящий промышленный переворот, взяв за основу принцип Парето.
Известный IT-гигант компания IBM первая активно применила закон Парето в маркетинге. В 1963 году специалисты из IBM заметили, что около 80% времени их компьютеры тратят на совершение 20% операций.
Традиционное мировоззрение
ошибочно полагает, что все факторы
в нашей жизни оказывают
Они думают, что все друзья и знакомые важны в равной степени, а все дни недели приносят равные плоды. Выбирая университет, такие люди полагают, что приобретаемые знания и навыки в каждом из них одинаковы.
На самом деле закон
Парето 80/20 говорит о том, что при
детальном анализе причинно-
Успешно проведенная сегментация позволяет получить хорошие коммерческие результаты. Если говорить о клиентах, то терять не хочется ни одного. Правило Парето гласит, что лишь 20% покупателей дают вам 80% прибыли, остальные же зачастую тратят время вашего персонала, при этом, не принося особых доходов.