Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении маркетинговой стратегии предприятия, её особенностей, и разработке рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии.
Основными задачами выполнения курсовой работы являются следующие:
рассмотреть сущность маркетинговой стратегии и её основные составляющие; изучить классификацию маркетинговых стратегий; рассмотреть процесс построения маркетинговых стратегий;
рассмотреть методы, используемые при разработке маркетинговых Черняховского» и его маркетинговую стратегию;
разработать мероприятия, направленные на совершенствование действующей стратегии санатория;
спроектировать маркетинговую стратегию санатория путём проведения SWOT-анализа;
разработать стратегию внедрения новой лечебно-оздоровительной услуги.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ…………….………………………………………………………...6
1.1 Сущность и разработка маркетинговых стратегий……………………...6
1.2 Виды маркетинговых стратегий…………………………………………..7
1.3 Методы разработки маркетинговых стратегий……..……………………13
2. МАТРИЧНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО « САНАТОРИЙ ИМ. ЧЕРНЯХОВСКОГО»…….17
2.1 Анализ маркетинговой среды рынка и положения на нем ООО «Санаторий им. Черняховского»……………………………………………....17
2.2 Особенности маркетинговой деятельности санатория…………………..22
2.3 Анализ маркетинговой стратегии ООО «Санаторий им. Черняховского»…………………………………………………………………32
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «САНАТОРИЙ ИМ.
ЧЕРНЯХОВСКОГО»……………………………………………………………36
3.1 Рекомендации по совершенствованию действующей маркетинговой стратегии санатория……………………………………………………………..36
3.2 Проектирование маркетинговых стратегий санатория на основе SWOT-анализа……………………………………………………………………………43
3.3 Разработка и экономическое обоснование маркетинговой стратегии внедрения новой услуги……………………………………………….………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Санаторий имеет свой сайт
в сети интернет, который используется
для привлечения новых
Целевая аудитория санатория - люди проживающие в Центрально – Черноземного округе РФ, Курске, Курской области, с достатком средний и выше среднего.
Санаторий имеет два корпуса: 5-этажный жилой и 1-этажный лечебный, а также хозяйственные постройки и автономную котельную. В жилом корпусе расположены комнаты для проживания пациентов на 1-2 койки со всеми удобствами, телевизорами, холодильниками; номера повышенной комфортности «Люкс», «Полулюкс»; кабинеты врачей; кабинеты администрации санатория; диагностические кабинеты, массажные, физиокабинет, кабинет рефлексотерапии, 2 зала ЛФК, фитобар.
Организованы и функционируют 2 круглосуточных поста. В палатах 1-3 этажей имеется кнопка экстренного вызова медперсонала.
Пищеблок, отвечающего всем санитарно-гигиеническим требованиям, в котором находится обеденный зал на 220 посадочных мест находится в жилом корпусе.
В лечебном корпусе расположено
физиотерапевтическое отделение, оснащенное
современной медицинской
Санаторий имени И.Д.Черняховского
рассчитан на 176 коек, из них 60 коек для
пациентов с заболеваниями
В санатории имеется парковая зона, оздоровительный комплекс с сауной, бассейн открытого типа, спортплощадка, зал ЛФК, бар, кинозал на 200 посадочных мест, танцевальный зал, тренажерный зал, библиотека, для отдыхающих организуются экскурсионные поездки по историческим местам нашей области, посещение театров и музеев, а также концерты, развлекательные программы, игры, музыкальные вечера, спортивные мероприятия. Для проведения корпоративных мероприятий имеется конференц-зал на 150 мест, танцевальный и банкетный залы. Также к услугам отдыхающих гидрокомплекс с сауной, бассейном, фитобаром, тренажерным залом, бильярдной.
При поступлении пациента в санаторий, он поступает в приемное отделение, где происходит оформление документации, направление на размещение (с учетом специализации отделений) и на прием к лечащему врачу, уточняется его самочувствие, производятся замеры антропометрических показателей, АД, температуры. Затем отдыхающий размещается в отведенном ему номере и принимается лечащим врачом. Первичный прием должен осуществляться не позднее суток после прибытия в санаторий. На приеме у врача уточняется диагноз, назначается дообследование и вырабатывается план лечения. За исполнением назначений врача следит палатная медицинская сестра, за которой закреплен данный участок отделения. Последующие приемы проводятся лечащим врачом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять дней.
Для полной характеристики предприятия за 2009-2011 гг. мною был проведен финансовый анализ ООО «Санаторий им. Черняховского». Для оценки финансового-экономического положения санатория основным источниками информации послужили отчетные бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, справка о динамике финансово-экономических показателей. Анализ этих форм бухгалтерской отчетности в динамике дает представление об изменении финансово-экономического состояния предприятия в течение определенного периода времени (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Анализ основных финансово-экономических показателей. ООО «Санаторий им. Черняховского»
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Отчетные периоды (по годам) | ||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 к 2009, % |
2011 к 2010, % | |||
1. |
Количество коек в здравнице |
Шт. |
176 |
176 |
176 |
0 |
0 |
2. |
Объем реализации |
тыс. руб. |
40178 |
40856 |
36330 |
0, 98 |
- 5,88 |
3. |
Обслужено человек |
Чел |
2718 |
2386 |
2838 |
6,5 |
8,65 |
4. |
Среднесписочная численность работающих |
Чел |
114 |
114 |
104 |
0 |
- 4,6 |
5. |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
9040 |
8290 |
9224 |
- 4,33 |
5,33 |
7. |
Чистая прибыль (убыток) |
тыс. руб. |
1846 |
2513 |
970 |
15,31 |
-44,66 |
8. |
Себестоимость 1-го койко-дня |
руб. |
719 |
809 |
742 |
5,89 |
- 4,31 |
9. |
Основные фонды: - по восстановительной стоимости - износ основных фондов - остаточная стоимость |
тыс. руб. |
10887 3966 6921 |
11061 4532 6529 |
11130 5099 6031 |
2,7 6,7 - 2,9 |
0,31 5,9 - 4 |
10. |
Затраты на капитальные вложения |
тыс. руб. |
315 |
174 |
69 |
- 28,8 |
- 43,2 |
11. |
Затраты на ремонт основных средств |
тыс. руб. |
3106 |
2876 |
1860 |
- 3,8 |
- 21,45 |
Приобретение мед. оборудования |
116 |
47 |
42 |
- 42,4 |
- 5,6 | ||
12. |
Затраты на социальные нужды |
тыс. руб. |
339 |
331 |
352 |
- 1,2 |
3,2 |
13. |
Затраты на экологию |
тыс. руб. |
88 |
78 |
98 |
- 6 |
11,4 |
14. |
Кредиторская задолженность |
тыс. руб. |
1371 |
1934 |
1918 |
17 |
- 0,41 |
15. |
Дебиторская задолженность |
тыс. руб. |
907 |
107 |
2270 |
- 79 |
91 |
16. |
Рентабельность продаж |
0, 045 |
0, 06 |
0, 026 |
-2 |
3,4 |
В приведённой таблице рассчитана рентабельность санатория за 2009-2011 гг. по формуле: Рентабельность = чистая прибыль / объем продаж (выручка). В 2009 году коэффициент рентабельности составил 0,04 или 4,6%, в 2010 году – 0,06 или 6%, в 2011 году – 0,026 или 2,66%.
Все три показателя рентабельности за анализируемый период, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.
Таким образом, из приведённой таблицы видно, что на предприятии идёт увеличение практически всех показателей в 2010 году по сравнению с 2009 г.: объема реализации на 0, 98%, обслуженных людей на 6,5%, чистой прибыли на 15, 31%, основных фондов по восстановительной стоимости на 2,7%.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается снижение объёма реализации на 1650 тыс. руб., численности работников на 10 человек. Чистая прибыль также уменьшилась на 1543 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата возросла на 5,3%, растут затраты на социальные нужды и экологию.
Таким образом, в результате изучения деятельности санатория можно сделать следующий вывод – ООО «Санаторий им. Черняховского» имеет все необходимое для прекрасного отдыха и оздоровления.
2.2 Особенности маркетинговой деятельности ООО «Санаторий им. Черняховского»
На сегодняшний день функции маркетинга в ООО «Санаторий им. Черняховского» разбросаны по разным подразделениям. Отдел маркетинга в рассматриваемом санатории не создан.
Маркетинговая среда ООО «Санаторий им. Черняховского» представлена такими факторами как поставщики, трудовые ресурсы, потребители и конкуренция.
Поскольку санаторий имеет большое количество поставщиков, обусловленное спецификой его деятельности (размещение отдыхающих, обеспечение их питания, медицинские услуги, а также целый комплекс дополнительных услуг), его маркетинговую среду можно охарактеризовать как достаточно сложную и динамичную.
Санаторий тесно сотрудничает с Фондом социального страхования Курска и Курской области. Ежегодно более 600 отдыхающих льготных категорий отдыхает в санатории по направлению Фонда. Но и для всех желающих санаторий гостеприимно открыт в течение всего года. Налажено тесное взаимодействие с кафедрами неврологии и кардиологии Курского государственного университета, работающими по программе организационно-методического Центра федерального агентства по здравоохранению и социальной работе, с Комитетом здравоохранения по Курской области, Курским региональным отделением Фонда социального страхования. За истекший период была продолжена активная работа с Комитетом здравоохранения Курской области не только по вопросам организации оказания медицинской помощи населению области, но также решались правовые и экономические проблемы с руководителями ЛПУ области.
Разработкой и поставкой на рынок медтехники и оригинального оборудования занимаются курские компании, которые объединены ныне в специальную подотрасль здравоохранения.
Посредником ООО «Санаторий им. Черняховского» является Некоммерческое партнёрство содружества туристических фирм Курской области, которое включает в себя:
Санаторий принимает в основном жителей городов Курской области. Основной контингент - отдыхающие в возрасте от 50 до 60 лет, на втором месте - лица от 40 до 50 лет, на третьем - от 60 до 70 лет. Это говорит о том, что санаторию необходимо разнообразить спектр услуг для привлечения отдыхающих молодого возраста. Дети также образуют особую группу в плане стоимости лечебно-оздоровительных услуг, многие из которых предоставляются по льготным расценкам или бесплатно.
Социальный состав больных представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Социальный состав потребителей
Год |
Рабочие |
Служащие |
ИТР |
Пенсионеры |
УВОВ |
Мать и дитя |
Дети |
Дети инвалиды |
Инв. общ. заб. |
Всего |
2009 |
749 |
543 |
58 |
176 |
3 |
- |
675 |
44 |
490 |
2738 |
2010 |
684 |
467 |
50 |
265 |
7 |
22 |
547 |
6 |
356 |
2404 |
2011 |
529 |
533 |
17 |
752 |
15 |
12 |
744 |
16 |
220 |
2838 |
Таким образом, из приведённой таблицы видно снижение количества потребителей в 2010 году и подъём в 2011. Наибольший вес составляют рабочие, служащие и дети.
Основными конкурентами санатория им. Черняховского являются:
На рынке лечебно-оздоровительных услуг наблюдается высокий уровень конкуренции. Однако барьеры входа в отрасль для новых фирм невысокая, так как данная отрасль требует больших капиталовложений от производителя и посредника вследствие высокой стоимости лечебно-оздоровительных услуг. Наиболее сильным конкурентом для ООО «Санаторий им. Черняховского» является санаторий «Маяк», поскольку этот санаторий работает круглогодично и имеет похожий уровень обслуживания с санаторием им. Черняховского. Однако, цена на проживание и лечение в санатории «Маяк» гораздо ниже, чем в санатории им. Черняховского.
Рассмотрим ценовую политику на примере ООО «Санаторий им. Черняховского»» и сравним с конкурентами.
Таблица 4 - Основные характеристики для оценки конкурентоспособности сравниваемых лечебно-оздоровительных программ
Показатель |
Программа лечения «Маяк» |
Программа лечения «Моква» |
Программа лечения «Соловушка» |
Программа лечения санаторий им. Черняховского» |
Профиль заболеваний |
Эндокринная система, органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, нервная система |
Эндокринная система, органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, нервная система |
Органы дыхания, сердечнососудистая и Нервная система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательного аппарата, гинекологические и урологические заболевания |
Органы дыхания, сердечнососудистая и Нервная система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательного аппарата, гинекологические и урологические заболевания |
Общая стоимость программы, руб./чел. на 14 дней |
18200 |
21000 |
12600 |
21000 |
Стоимость размещения, руб./чел. в сутки для взрослых |
1300 |
1500 |
900 |
1500 |
Стоимость размещения, руб./чел. в сутки для детей |
50% от стоимости взрослой путёвки |
70% от стоимости взрослой путёвки |
600 |
700 |
Из таблицы следует, что цена на проживание и услуги санатория им. Черняховского выше, чем у его ближайших конкурентов. К примеру, стоимость лечебно-оздоровительной программы в санатории «Соловушка» составляет 12600 руб., что на 8400 руб. дешевле, чем в санатории им. Черняховского. Высокие цены на лечение обусловлены лучшим оснащением и комплектацией предоставляемых лечебных услуг.
Таким образом, мы можем построить карту восприятия (или сетка позиционирования) на рис.4.
Ассортимент
широкий
ООО «Санаторий им. Черняховского»
Сан. «Соловушка»
Санаторий «Маяк»
Цены
низкие
средние
Информация о работе Сущность и разработка маркетинговых стратегий