Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 03:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности разработки и управления брендом на промышленном предприятии на примере ЗАО «Атлант», а также комплекс мероприятий, направленный на его продвижение на потребительском рынке, разработать рекомендации по совершенствованию деятельности по бренд-менеджменту на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические основы разработки и управления брендом;
-произвести оценку деятельности ЗАО «Атлант» по разработке и продвижению бренда;
- формулировка комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности по бренд-менеджменту на исследуемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ………………….………………………………………………………...5
1.1 Сущность и значение бренда……………………………………………5
1.2 Характеристика этапов процесса разработки бренда…………...…….8
1.3 Продвижение бренда на рынке Республики Беларусь…………..…..12
1.4 Управление брендом………………………………………………..….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОДВИЖЕНИЮ БРЕНДА «АТЛАНТ»……………………………..…………16
2.1 Организационно-экономическая характеристика и структурная схема управления ЗАО «Атлант»………………………………………………………..16
2.2 Анализ деятельности предприятия по формированию и развитию бренда на внутреннем и внешнем рынках………………………………………..22
2.3 Маркетинговое исследование отношения потребителей к продукции ЗАО «Атлант»………………………………………………………………………28
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТУ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…..38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……..40
В г. Барановичи производятся компрессоры на базе оборудования, поставленного по контракту японскими фирмами «Ниссе Иваи», «Тайо Инжинеринг» и «Санье Электрик» на условиях товарного кредита. Поставленный Японией комплект технологического оборудования имел высокую степень механизации, автоматизации и надежности с проектным выпуском 1,5 млн. компрессоров в год при двухсменном режиме работы. За прошедшие годы на заводе был внедрен комплекс мероприятий по модернизации имеющегося оборудования, закупке и изготовлению недостающего, совершенствованию технологии и организации производства, что позволило изготавливать более 2,0 млн. компрессоров в год с учетом трехсменного режима работы.
С 2004 г. Барановичский станкостроительный завод сам выпускает оборудование, которое является импортозамещающим, так как в Республике Беларусь больше нигде не производится. Широкое применение в нем комплектующих производства ведущих мировых фирм делает его надежным и конкурентоспособным, а также позволяет отказаться от закупок в дальнем зарубежье.
Организационная структура ЗАО «Атлант» характеризуется как линейно-функциональная. В связи с преобразованием предприятия в ЗАО «Атлант» высший уровень управления представлен Собранием акционеров, Правлением и Директором ЗАО «Атлант». Собрание акционеров правомочно принимать любые решения, не противоречащие законодательным актам Республики Беларусь. Собрания участников проводятся не реже одного раза в год и не позднее, чем через 3 месяца после окончания финансового года.
Система управления ЗАО «Атлант» охватывает следующие области деятельности предприятия: изготовление и поставка продукции, повышение ее качества, формирование и использование вторичных ресурсов, научно-техническое развитие производства, социальное развитие трудового коллектива, охрана окружающей среды и использование вторичных ресурсов, совершенствование организации производства и управление. Указанные области деятельности предприятия охватывают следующую совокупность объектов управления: производственную структуру, организационную структуру, структуру системы управления, механизм управления, нормативную базу производства и управления, ресурсы, процессы производства, готовую продукцию и др.
При разработке организационной структуры ЗАО «Атлант» выбран вариант блочно-целевой структуры управления, что позволяет повысить ответственность различных звеньев управления за достижение конечных результатов, сократить дублирование функции, затраты времени на подготовку, согласование, принятие и выполнение решений.
В основу построения организационной структуры управления ЗАО «Атлант» были положены следующие принципы: обеспечения оптимальной управляемости производственной системы, минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышение степени централизации линейного и функционального управления, научно-обоснованного разделения и кооперации труда в аппарате управления предприятием, обуславливающие устойчивые связи между линейными руководителями и функциональными специалистами как внутри подразделений, так и между ними.
Структура управления дает представление о том, какие подразделения, службы или отдельные исполнители входят в аппарат управления, как они специализированы и каковы их соподчиненность и взаимосвязи.
Структурная схема управления ЗАО «Атлант» приведена в приложении Б.
Показатели, отражающие конечные результаты деятельности РУП МАЗ за анализируемый период, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели результативности
работы предприятия
за 2011 и 2012гг.
Показатели |
Ед.изм. |
Годы |
Отклонения | ||
2011 |
2012 |
абс0 |
% | ||
Товарная продукция в действующих ценах |
млн. руб. |
93493,6 |
109621,5 |
+16127,9 |
+17,2 |
Объем реализации |
млн. руб. |
90688,2 |
111813,4 |
+21125,2 |
+23,3 |
Реализовано продукции в % к произведенной товарной продукции |
% |
97 |
102 |
+5 | |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
50740 |
81332 |
+30592 |
+60 |
Прибыль от реализации |
% |
117,1 |
123,1 |
- |
+6 |
Рентабельность производства |
% |
10,4 |
12,6 |
+2 |
+22 |
Оборачиваемость оборотных средств |
дней |
189,3 |
188,7 |
-0,6 |
-9,9 |
Коэффициент оборачиваемости |
– |
1,86 |
1,87 |
+0,01 |
- |
Численность всего |
чел. |
20063 |
20379 |
+316 |
1,5 |
в т.ч. |
чел |
17413 |
17723 |
+310 |
1,7 |
Примечание - Источник: собственная разработка
По данным таблицы 2.1 видно, что за анализируемый период наблюдается рост всех основных оцениваемых показателей. Так, например, товарная продукция, рассчитанная в действовавших ценах, выросла на 17,2%, объем реализации на 23,9%. Сбытовые запасы сократились на 5% и, как следствие, ускорилась оборачиваемость оборотных средств (2011г.–189,3 дня; 2012г.–188,7 дня).
Производственное объединение «Атлант» начало экспортировать свою продукцию с 1974 г. Первая партия холодильников была поставлена в Грецию. В 1979 г. на экспорт в 16 стран мира было поставлено 60,3% холодильников от всего выпуска. В 1984 г. экспорт холодильников достиг 62% от общего выпуска (29 стран мира) [19, с.35].
Однако в 90-е гг. поставка продукции в страны дальнего зарубежья существенно сократилась.
С получением свободы в отношении ведения внешнеэкономической деятельности в начале 90-х гг. ЗАО «Атлант» пришлось самостоятельно поддерживать и налаживать деловые контакты и связи с зарубежными партнерами, что осложнялось отсутствием самостоятельного опыта, должного образования у работников внешнеторговых отделов, а также ситуацией в нашей стране.
Заметный спад поставок за рубеж, произошедший в 2011-2012гг., благополучно компенсировался ростом продаж в страны СНГ и Балтии. Особенно активным в это время был спрос на холодильники и морозильники в России. В связи с этим основная доля экспорта предприятия приходится на рынок Российской Федерации.
Анализируя развитие объемов экспорта за последние десятилетия, можно констатировать, что экспортная политика ЗАО «Атлант» отличается большой стабильностью.
В настоящее время рынок холодильников и морозильников Atlant включает в себя страны СНГ и дальнее зарубежье: Польшу, Болгарию, Англию, Германию, Австралию, Францию, Чехию, Словакию и другие.
2.2 Анализ деятельности предприятия по формированию и развитию бренда на внутреннем и внешнем рынках
Функции бренд-менеджмента на ЗАО «Атлант» выполняет служба маркетинга и рекламы, которое является структурным подразделением коммерческого отдела.
ЗАО «Атлант» сотрудничает с различными рекламными фирмами и агентствами такими, как Пушнов и К, TV rec, «Звёздная дорожка» и др.
Рекламные кампании, которые проводит ЗАО «Атлант» следующие:
– на «Атланте» создан свой сайт, где можно найти информацию о заводе, о товарах (модели, размеры, стоимость), указаны все сервисные центры, контактные телефоны, e-mail и другая ценная информация.
– периодически проводится рекламная компания по продвижению продукции на телевизионных каналах: ОНТ, БТ, СТВ; также в газетах: «Покупка», «Потребитель», «КП в Беларуси», «Народная газета», «Маркетинг, реклама, сбыт» и других местных газетах.
На территории Российской Федерации рекламные кампании проводятся совместно с дилерами.
Ежегодно печатаются буклеты, проспекты, листовки, плакаты на всех языках, по техническим характеристикам выпускаемых изделий.
Предприятие ежегодно принимает участие в крупнейших международных выставках. Среди них можно выделить ежегодно проводимые выставки в Москве и Кёльне. Причем предприятие демонстрирует не только готовую продукцию, но и различные комплектующие и материалы для ее производства.
ЗАО «Атлант» не занимается личными продажами (розницей) после открытия сети фирменных магазина в Минске и других крупных городах Республики Беларусь и ближнего зарубежья, а работает только с оптовиками, дилерами, кооперативными предприятиями.
Совместно с дилерами предприятие занимается стимулированием продаж. Они проводят различные розыгрыши, размещают рекламу на щитах, местных TV каналах, в листовках, буклетах и т.д.
Стимулирование брендинговой деятельности осуществляется по двум направлениям:
– это вышеперечисленная рекламная деятельность;
–проводится политика регулирования цен, которая заключается в предоставлении покупателям межсезонных скидок, а также скидок, зависящих от объема заказанной партии.
Большое внимание уделяется деятельности предприятия по связям с общественностью. Первым шагом было открытие фирменных магазинов в крупных городах Республики Беларусь, а также странах ближнего и дальнего зарубнежья. Постоянно устраиваются различные рекламные и благотворительные акции. Политика ЗАО «Атлант» осуществляет поддержку различных общественных организаций, среди которых следует выделить общества слепых и глухих. Подписаны контракты с подобными социальными организациями, предоставляющие предприятию различные мелкие комплектующие для сборки холодильников (вилки, шнуры, переходники) следует выделить также внутризаводские источники информации. Ежемесячно выходит заводская газета «Атлант». Нельзя упускать и наличие внутризаводского радиоузла, который вещает ежедневно с 12–30 до 13–30, т.е. во время обеденного перерыва.
На электронную почту ЗАО «Атлант» ежедневно приходит большое количество писем с предложениями, пожеланиями, желанием сотрудничать, на которые предприятие немедленно отвечает.
Фирменный стиль – это общность образующей системы средств художественной выразительности и творческих приемов по единству идейно-художественного содержания (ЗАО «Атлант», его товаров).
Фирменный стиль является основой успешного выведения на рынок любого товара в жестких условиях конкуренции, он отражает деятельность ЗАО «Атлант», его товарной, технической, маркетинговой, брендовой политики и является составным элементом бренд-стратегии ЗАО «Атлант» на рынках реализации продукции.
Фирменный стиль – формирует благоприятный имидж ЗАО «Атлант», образ его марки.
Основными целями фирменного стиля являются:
– идентификация изделий предприятий и указание на их связь с ЗАО «Атлант»;
– выделение товаров (услуг) ЗАО «Атлант» из общей массы аналогичных товаров конкурентов;
– удовлетворение запросов потребителя, повышение качества товаров (услуг), культуры обслуживания;
– завоевание популярности, а значит, стимулирование сбыта и повышение прибыли ЗАО «Атлант»;
– решение ряда актуальных задач, связанных как с воздействием на потребителя, так и с влиянием на организацию и управление ЗАО «Атлант».
Задачи фирменного стиля:
– помощь потребителям для быстрого и безошибочного нахождения товара ЗАО «Атлант»;
– повышение эффективности рекламы;
– снижение издержек на формирование коммуникаций за счет повышения эффективности рекламы;
– гармонизация и создание необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций ЗАО «Атлант», к которым относятся:
1) выпуск престижных каталогов (буклетов);
2) проведение пресс-конференций;
3) телеконференций через систему Интернет и т.п.
– положительное воздействие на эстетический уровень ЗАО «Атлант»;
– содействие повышению корпоративного духа, выработке чувства причастности к общему делу «фирменного патриотизма».
В базовые элементы фирменного стиля входят:
– товарные знаки согласно СТП 50.082 и СТП 30.12–28;
– фирменные блоки (объединенные в композицию знак и логотип, поясняющие надписи: страна, почтовый адрес, телефоны, факс, телекс);
– фирменный девиз (слоган);
– фирменные цвета;
– фирменный комплект шрифтов.
Основными носителями элементов фирменного стиля ЗАО «Атлант» являются:
– рекламно информационные печатные материалы: виды типовых объявлений в прессе, оформление залов для пресс-конференций, плакаты, листовки, проспекты, каталоги, журналы и т.п.
– фирменные сувениры: авторучки, полиэтиленовые пакеты, настольные приборы, фирменные значки, вымпелы, поздравления и т.п.;
– организационно-