Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа
Цель работы изучить особенности использования связей с общественностью в деятельности корпоративной социальной ответственности на примере исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
- изучить историю развития корпоративной социальной ответственности;
- определить сущность и значение концепции корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть основные направления в деятельности, связанной с корпоративной социальной ответственности;
Введение…………………………………………………………………...………3
Раздел 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…….10
1.1 История развития корпоративной социальной ответственности………..10
1.2 Корпоративная социальная ответственность: определения и основные направления…………………………………………………………………..…..16
1.3 Социальная ответственность бизнеса в контексте связей с общественностью корпорации…………………………………………….……22
Раздел 2. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»…………………………………………………….……30
2.1 Основные составляющие корпоративной социальной политики ОАО «Таттелеком»……………………………………………………………….……30
2.2 Благотворительная деятельность ОАО «Таттелеком»……………………37
Заключение…………………………………………………………………….…42
Список используемой литературы…………………………………………...…46
«Сегодня для крупных компаний социальные и благотворительные программы становятся значимой частью их корпоративных стратегий, поскольку никакая корпорация не может быть изолирована от общества и работать только на благо своих акционеров. Активно участвуя в жизни общества, в создании условий для его процветания, компания тем самым создает условия для собственного долгосрочного и успешного развития. Благотворительная деятельность – одно из основных направлений социальной политики ОАО «Таттелеком»19.
Социальная ответственность бизнеса – это атрибут развитой корпоративной структуры, заинтересованной в безусловном выполнении требований и норм налогового, трудового, экологического законодательства, в поддержании гибких и сбалансированных взаимоотношений персонала и собственников, вложении в воспроизводство человеческого капитала и имеющей понятную стратегию развития. Поэтому реально обеспечивать социальную ответственность способна лишь компания, которая без давления извне вкладывает средства в социальные программы, по сути, не являющиеся благотворительностью, а как представляется отдельным исследователям – теоретикам и практикам, - предпринимательством. Таким образом, благотворительность характеризует качественно более высокую ступень в развитии бизнес-структур.
Традиционная благотворительность понимается как передача денежных и любых других ресурсов от жертвователя к получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения общественно значимых задач. Жертвователь не ставит целью извлечение собственной пользы или достижение собственных целей в какой-либо форме. В случае стратегической благотворительности он уже совершает попытку увязать благотворительную деятельность с собственными стратегическими целями. Концепция социального инвестирования возникла как альтернатива концепции благотворительности, как традиционной, так и стратегической. Инвестиции в социальную сферу (социальное инвестирование) подразумевают проведение целенаправленной долгосрочной политики компании в местных сообществах, направленной на решение общественно значимых задач, подразумевающей взаимное вложение ресурсов и приносящей взаимные выгоды всем участникам процесса.
Рассмотрим эти три концепции с точки зрения эффективности для общества – социального эффекта и выгоды для компании – влияния на основную деятельность. Под социальным эффектом подразумевается вклад деятельности компании в решение некоторой социальной проблемы местного сообщества в целом или определенной группы внутри этого сообщества (детей, студентов, работников и их родственников и т.д.). Влияние на основную деятельность в данном случае понимается как польза, которую реализация социальных программ приносит основной деятельности компании.
Поместим три перечисленные формы социального участия в систему координат, в которой одна ось показывает социальный эффект программы, а другая – ее влияние на основную деятельность. Таким образом, программы, попавшие в квадрант I, будут иметь высокие эффекты и для сообщества и для компании, а программы, попавшие в квадрант III, покажут низкие эффекты по обоим параметрам.
Рисунок иллюстрирует, как традиционная, стратегическая благотворительность и социальное инвестирование расположились в этой системе координат.
По мнению авторов, благотворительная деятельность ОАО «Таттелеком», которая является постоянной, в основном направлена на социальное инвестирование и стратегическую благотворительность.
В 2010 году ОАО «Таттелеком» внесло свой вклад в организацию содействия возрождению и развитию Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». ОАО «Таттелеком» ведет работы по обеспечению современной инфраструктурой связи восстанавливаемых объектов в рамках целенаправленной долгосрочной политики компании в местном сообществе (на республиканском уровне), направленной на решение общественно значимых задач.
В рамках республиканской акции «Помоги собраться в школу!», Общество передало 235 детям из детских домов, многодетных, малообеспеченных семей в каждом районе республики ранцы со всеми необходимыми для учебы принадлежностями. В преддверии учебного года проведена работа во всех школах республики на предмет готовности компьютерных классов к образовательному процессу, проверена работоспособность компьютеров и сети, отработана схема оперативного устранения возможных проблем в течение учебного процесса, что представляет пример стратегической благотворительности.
Став инициатором проекта по ремонту и строительству спортивных площадок сельских школ в 2007 году, ОАО «Таттелеком» продолжило развивать и поддерживать этот проект. Он может быть отнесен к традиционной форме благотворительности. В 2010 году силами ОАО «Таттелеком» и его сотрудников отремонтированы 53 спортивные площадки сельских школ. Всего в рамках проекта по строительству и ремонту спортивных площадок сельских школ в период с 2007-2010 годы отремонтированы 118 спортивных площадок в школах республики.
Работники ОАО «Таттелеком» своими средствами активно участвуют в благотворительной деятельности. Так, например, в 2010 году, объявленном Годом учителя, менеджеры управления закупили и передали школам книги и учебные пособия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы были рассмотрены основные направления связей с общественностью в деятельности, связанной с корпоративной социальной ответственностью, на примере ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ».
В первом разделе авторами были рассмотрены теоретические аспекты социальной корпоративной ответственности.
В 90-е годы ХХ века тема социальной ответственности бизнеса стала широко обсуждаться в деловых и научных кругах ведущих индустриальных стран. Многие владельцы и менеджеры компаний начали осознавать, что помимо традиционных факторов, на уровень получаемой прибыли влияет и репутация их компании в обществе.
Развитие политики социальной ответственности начинается за рубежом – в США и Западной Европе – в 60-е годы XX столетия. При этом данный факт обуславливает большую степень развитости социальной политики в зарубежных странах.
При этом развитие социальной ответственности, как формы ведения бизнеса, проходит ряд этапов:
На современном этапе развития общества вопросы взаимодействия с общественностью оказывают значительное воздействие на эффективность бизнеса в целом, именно поэтому при разработке и реализации стратегий развития компании необходим учет интересов не только целевой аудитории предприятия, но и общества.
В разные годы предлагалось много определений социальной ответственности, однако после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является на сегодня наиболее точным и полным:
• «социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
• содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
• учитывает ожидания заинтересованных сторон;
• соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения»20;
В самом начале возникновения
концепции КСО она
Очень часто оба направления деятельности ставят перед собой схожие цели, связанные с корпоративной репутацией, имиджем и идентификацией. Мотивы участия в деятельности, связанной с КСО, часто совпадают с мотивами деятельности PR.
Clark выделил схожие этапы, сопровождающие деятельность в сфере PR и КСО21, представленные в таблице.
Четыре этапа в деятельности PR |
Четыре этапа в деятельности КСО |
1. Определение проблемы или возможности. 2.Планирование и программирование 3. Действие и коммуникация 4. Оценка программы |
1. Подтверждение (признание, осознание) проблемы 2. Анализ и планирование 3. Ответная реакция в рамках разработки стратегии развития 4. Внедрение |
Еще одно общее свойство, которое выделяет Clark при сравнении двух видов деятельности, выражается в дивидендах, которые выражаются в улучшении репутации организации в результате PR и КСО.
Также необходимо отметить следующие схожие черты двух видов деятельности:
- в основе обоих
видов деятельности должна
- основным являются коммуникативные инструменты;
- имеет место долгосрочная
перспектива, стратегический
Второй раздел работы посвящен изучению особенностей корпоративной социальной ответственности ОАО «Тателеком».
В рамках данного раздела рассмотрены основные составляющие социальной политики ОАО «Таттелеком»:
- работа с персоналом и выполнение обязательств по коллективному договору,
- повышение уровня образования работников,
- благотворительность,
- охрана труда работников,
- защита окружающей среды,
- выполнение федеральных целевых программ;
- обеспечение выполнения республиканских программ развития информатизации.
В рамках данного раздела отдельно рассмотрена благотворительная деятельность ОАО «Таттелеком» – одно из основных направлений социальной политики корпорации22. По мнению авторов, благотворительная деятельность ОАО «Таттелеком», которая является постоянной, в основном направлена на социальное инвестирование и стратегическую благотворительность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - М: Приор. 2008.
2.Актуальные проблемы гуманитарных наук: труды IV международной научно-практической конференции. - Изд-во ТПУ. 2005.
3Б.В. Ракитский. Концепция социальной политики современной России. - М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000.
4.Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. 5.Современная практика и документология: Учебно-практическое пособие/Под ред.В.М. Попова. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997.
6.Бизнес-план: Опыт, проблемы / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Т.А. Грамотенко, Ю.А. Олейникова. - М.: Приор, 2000.
7.Бизнес-планы: Полн. справ. рук. / Ред. И.М. Степнов. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
8.Бизнес и этика: Труды III региональной научно-практической конференции студентов. - Томск, 2005.
9.Векслер А.Ф., Тульчинский
Г.Л., Зачем бизнесу спонсорство
и благотворительность. Н.
10.Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) - М., 2002.
11.Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: Уроки 90 - х. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
12.Горкин А.П. и др. социальная энциклопедия. - М.: научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2000.
13.Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. 14Либоракиной М.И. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
15.Деревянченко А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. - М.: Социальные отношения, 2004.
16.Доклад о социальных
инвестициях в России за 2004 год
/под общей редакцией С.Е.
17.Журнал «Акционерное общество» №5 (12) сентябрь 2004
18.Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.
19.Зарубина Н.Н. Социально - культурные основы хозяйства и предпринимательства - М.: Магистр, 1998.\