Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа
Объектом курсовой работы является организация «Байерсдорф», филиалы которой находятся в Республике Беларусь и Республике Польша, при рассмотрении которых будет применен TEMPLES-анализ. Соответственно в ходе курсовой работы планируется выполнить следующие задачи: Рассмотрение сущности окружающей среды и внешней среды как ее составляющей; Рассмотрение наиболее распространенных видов анализа внешней окружающей среды и методологии их проведения; Рассмотрение сущности, методологии, принципов, преимуществ и недостатков проведения TEMPLES-анализа как расширенного вида PEST-анализа; Провести TEMPLES-анализ на примере стран Республики Беларусь и Республики Польши;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.2. PEST-анализ 9
1.3. ETOM-анализ 11
1.4. QUEST-анализ 13
2. TEMPLES-АНАЛИЗ 14
2.1. Сущность TEMPLES-анализа 14
2.2. Факторы TEMPLES+I – анализа 15
2.2.1. Технологический фактор 15
2.2.2. Экономический фактор 18
2.2.3. Факторы рыночного окружения 19
2.2.4. Политический и юридический факторы 22
2.2.5. Экологические факторы 24
2.2.6. Социально-демографические факторы 25
2.2.7. Информационный фактор 26
2.3. Методика TEMPLES-анализа 27
2.4. Преимущества и недостатки TEMPLES-анализа 29
3. ПОСТРОЕНИЕ TEMPLES+I – МОДЕЛИ 32
3.1. Технологический фактор 32
3.2. Экономический фактор 36
3.3. Рыночное окружение 38
3.4. Политический фактор 43
3.5. Правовой фактор 44
3.6. Экологический фактор 46
3.7. Социальный фактор 47
3.8. Информационный фактор 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Министерство образования
Белорусский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
TEMPLES-анализ
Автор работы: студентка
4 курса отделения
"Международный менеджмент" _____________ Е. И. Носова
(подпись)
(дата)
Руководитель:
преподаватель _____________ Э. Г. Чурлей
(подпись)
(дата)
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.2. PEST-анализ 9
1.3. ETOM-анализ 11
1.4. QUEST-анализ 13
2. TEMPLES-АНАЛИЗ 14
2.1. Сущность TEMPLES-анализа 14
2.2. Факторы TEMPLES+I – анализа 15
2.2.1. Технологический фактор 15
2.2.2. Экономический фактор 18
2.2.3. Факторы рыночного окружения 19
2.2.4. Политический и юридический факторы 22
2.2.5. Экологические факторы 24
2.2.6. Социально-
2.2.7. Информационный фактор 26
2.3. Методика TEMPLES-анализа 27
2.4. Преимущества и недостатки TEMPLES-анализа 29
3. ПОСТРОЕНИЕ TEMPLES+I – МОДЕЛИ 32
3.1. Технологический фактор 32
3.2. Экономический фактор 36
3.3. Рыночное окружение 38
3.4. Политический фактор 43
3.5. Правовой фактор 44
3.6. Экологический фактор 46
3.7. Социальный фактор 47
3.8. Информационный фактор 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Как известно, в настоящее время существует множество методов управления организацией, принятия решений, составления стратегии и политики предприятия на рынке. Однако любая стратегия организации, любое принятие решения относительно ее деятельности основываются на анализе ее окружающей среды. Окружающая среда организации обеспечивает определенные условия для функционирования организации на рынке, в связи с чем организации необходимо быстро реагировать на любые ее изменения. Однако определенная часть ее среды поддается воздействию со стороны предприятия. Поэтому важнейшим элементом стратегического управления и планирования в организации является анализ внешней среды, то есть, той части окружающей среды, под которую организации приходится подстраивать свои действия.
Следовательно, для определения
эффективной стратегии
Таким образом, в данной курсовой работе будет рассмотрено понятие окружающей среды и особое внимание будет уделено именно той ее части, на которую предприятие не может влиять.
В течение многих лет создавались и развивались методы анализа внешней среды, и в настоящее время их насчитывается множество. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные методы анализа. Однако среди множества методов наибольшее внимание будет уделено наиболее расширенному методу – TEMPLES-анализу; то есть, предметом курсовой работы является TEMPLES-анализ.
Таким образом, определим цель данной работы: выявить, рассмотреть и оценить влияние факторов внешней среды на деятельность организации с помощью метода TEMPLES-анализа на примере двух стран, составить модели TEMPLES-анализа и выбрать лучшую из них и обеспечивающую лучшее конкурентное преимущество для организации (выявить, в какой стране организации выгоднее функционировать и осуществлять деятельность).
Объектом курсовой работы является организация «Байерсдорф», филиалы которой находятся в Республике Беларусь и Республике Польша, при рассмотрении которых будет применен TEMPLES-анализ.
Соответственно в ходе курсовой работы планируется выполнить следующие задачи:
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
Как известно, любая организация функционирует в среде. Уже в течение долгого периода практикуется анализ окружающей среды предприятия для эффективного управления им. В большинстве случаев данный анализ проводится для стратегического планирования, но также может являться подготовительной стадией многих других процессов на предприятии, таких, как построение маркетинговой информационной системы, определение маркетинговой стратегии, составление политики предприятия на рынке и так далее.
Но для начала рассмотрим понятие среды предприятия. Среда организации представляет собой ряд факторов, которые влияют и взаимодействуют с ней и от которых во многом зависит ее деятельность. В свою очередь среду предприятия образуют следующие составляющие: внутренняя и внешняя среда, которая, в свою очередь, состоит из микро- и макросреды. К. Фляйшер определяет окружающую среду как широкий спектр сил, действующих извне организации, которые могут повлиять на ее конкурентную результативность.
Внутренняя среда трактуется различными способами: как управленческий производственный потенциал предприятия или как ситуационные факторы внутри организации. Внутренняя среда представлена такими составляющими, как цель, задачи, структура, технология, ресурсы, а также культура. Отличие внутренней среды от внешней заключается в том, что предприятие может на нее влиять, а в ответ наблюдается влияние внутренней среды на организацию.
Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным. Она является тем звеном, которое влияет на деятельность организации, заставляя ее приспосабливаться к ней при ее изменении.
Микросреда организации как элемент внешней среды определяется как среда прямого воздействия, так как их факторы непосредственно влияют на деятельность организации. Она представляет такие факторы, как акционеры, поставщики, потребители, банки, конкуренты, наличие профсоюзов, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Изменение данных факторов немедленно влияет на организацию.
Макросреда представляет
собой среду косвенного воздействия,
так как не оказывает непосредственного
влияния на деятельность организации,
а проявляется через
Характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм, а также неопределенность, что заставляет организацию постоянно следить за ее изменениями и подстраивать свою деятельность под ее законы.
Изучение внешней среды во многих случаях является наиболее важным, так как она не поддается воздействию со стороны одного экономического субъекта. Поэтому порой для определения стратегии организации для эффективной ее работы требуется тщательно проанализировать внешнюю среду, чтобы воздействовать на внутреннюю среду и трансформировать ее таким образом, чтобы факторы внешней среды оказывали положительное влияние на деятельность организации, а не мешали ее осуществлять.
Исследования внешней
среды проводились
Управленческое исследование окружающих сред было проведено с нескольких различных точек зрения. Ленц и Энгледоу (1986) предлагают пять известных моделей:
В практике менеджмента наряду с методом обычного, полного анализа и описания внешней среды предприятия используются различные методы, которые являются более простыми и удобными для использования, которые позволяют выделить слабые стороны организации. Так, можно выделить такие методы, как SWOT- и PEST-анализ, и их разновидности. Рассмотрим их сущность и методику проведения.
Акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) был озвучен впервые профессором Эндрюсом в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики. Данный термин содержал в себе четыре слова: «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы».
Так, SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке. Это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки. Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
Данный метод заключается в анализе четырех составляющих организации: сильные стороны (S – strengths), слабые стороны (W – weaknesses), возможности (O – opportunities) и угрозы (T – threats). SWOT охватывает анализ как внутренней (S, W), так и внешней (O, T) среды. Элементы сильных и слабых сторон предприятия представляют внутреннюю среду, в то время, как возможности и угрозы представляют внешнюю. Таким образом, внешняя среда является изучаемым элементом на ряду с внутренней. Также сильные стороны и возможности оказывают положительное влияние на деятельность организации, в то время, как слабые стороны и угрозы обеспечивают отрицательное влияние.
Рассмотрим качественную и количественную методики проведения SWOT-анализа.
Проведение SWOT-анализа состоит из нескольких этапов. Для осуществления базового варианта SWOT-анализа необходимо выбрать основные параметры, влияющие на развитие ситуации и (или) успешность организации на рынке. Приоритетом служат ключевые факторы успеха. Рассматриваются также основные возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию или рассматриваемую ситуацию. Выделенные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы оформляются в таблицу (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Таблица SWOT-анализа
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths (сильные стороны) |
Weaknesses (слабые стороны) |
Внешняя среда |
Opportunities (возможности) |
Threats (угрозы) |