Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа
Объектом курсовой работы является организация «Байерсдорф», филиалы которой находятся в Республике Беларусь и Республике Польша, при рассмотрении которых будет применен TEMPLES-анализ. Соответственно в ходе курсовой работы планируется выполнить следующие задачи: Рассмотрение сущности окружающей среды и внешней среды как ее составляющей; Рассмотрение наиболее распространенных видов анализа внешней окружающей среды и методологии их проведения; Рассмотрение сущности, методологии, принципов, преимуществ и недостатков проведения TEMPLES-анализа как расширенного вида PEST-анализа; Провести TEMPLES-анализ на примере стран Республики Беларусь и Республики Польши;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.2. PEST-анализ 9
1.3. ETOM-анализ 11
1.4. QUEST-анализ 13
2. TEMPLES-АНАЛИЗ 14
2.1. Сущность TEMPLES-анализа 14
2.2. Факторы TEMPLES+I – анализа 15
2.2.1. Технологический фактор 15
2.2.2. Экономический фактор 18
2.2.3. Факторы рыночного окружения 19
2.2.4. Политический и юридический факторы 22
2.2.5. Экологические факторы 24
2.2.6. Социально-демографические факторы 25
2.2.7. Информационный фактор 26
2.3. Методика TEMPLES-анализа 27
2.4. Преимущества и недостатки TEMPLES-анализа 29
3. ПОСТРОЕНИЕ TEMPLES+I – МОДЕЛИ 32
3.1. Технологический фактор 32
3.2. Экономический фактор 36
3.3. Рыночное окружение 38
3.4. Политический фактор 43
3.5. Правовой фактор 44
3.6. Экологический фактор 46
3.7. Социальный фактор 47
3.8. Информационный фактор 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Примерами юридических показателей служат:
В настоящее время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний.
Экологическая окружающая среда включает в себя как физическую, так и биологическую окружающую среду, в которой взаимодействуют организации. Так называемое «озеленение» окружающей среды подчеркивает то, что сейчас данный сектор может повлиять на результативность работы организации. Аспекты экологической среды, рассматриваемые в TEMPLES-анализе, должны включать в себя кроме всего прочего такие компоненты, как глобальный климат, постоянное развитие, жизненные циклы продукции от самой первой до самой последней стадии, повторный производственный цикл, загрязнение и биотехнологические разработки.[13, с. 328]
Природно-географическая и климатическая среда, или экологический фактор, определяет состояние и размещение сырьевого потенциала, доступность сырьевой базы, протяженность транспортных артерий, влияет на развитие сельского хозяйства, имеет косвенную связь с демографическими данными. Расходы на сохранение и восстановление экологической среды влияют на цены потребляемых товаров, так как данные расходы относятся на их себестоимость. В то же время они являются необходимой составляющей современного маркетинга. [3, с. 189]
Ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограниченны. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубокой переработки. В случае, если используются высокие технологии и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на земле не ограничены. Проблемой производства является получение неограниченного количества ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределяют длительность нахождения человечества на Земле.
Во взаимоотношениях с деловой средой у фирмы возникают две основные проблемы – взаимодействия и адаптации, от решения которых во многом зависит эффективность ее деятельности.
Примерами экологических показателей макросреды служат:
Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие.
Социальный компонент макросреды описывает характеристики общественного контекста, в котором существует организация. Демография, культурные отношения, факторы стратификации, разделяющие общество на социальные классы, уровни грамотности, уровни образования, обычаи, убеждения, ценности, стили жизни, возрастное деление, географическое разделение и мобильность населения относятся к данному виду факторов. Скорость изменений в данном секторе часто может быть небольшой, но ее воздействия обычно являются жесточайшими и глубокими.
Социальные аспекты макросреды обусловлены социальной структурой общества и динамикой развития отдельных групп населения.
Однако некоторые социальные факторы также подвержены влиянию со стороны организации. Так, предприятия могут вызвать недовольство и сомнения со стороны общества, а также гнев потребителей с помощью негативных действий. Однако гораздо труднее вызвать положительную реакцию со стороны общества, она формируется в течение долгого периода.
Примерами социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия, служат:
Средства массовой информации также оказывают влияние на деятельность организации, которое трудно уловить и конкретизировать. Данная среда формирует общественное мнение и отношение потребителей как к производителям, так и к торговле. Также СМИ является важнейшим проводником рекламы. Зачастую пресса публикует материалы, оценивающие или критикующие качество и полезность тех или иных товаров. Конечно, это может быть замаскированной конкурентной кампанией, инспирированной какими-либо соперниками.
Принятие решений и осуществление контроля за их реализацией предполагают получение и переработку определенной информации – как о процессах, идущих внутри фирмы, так и о событиях, происходящих во внешнем по отношению к ней мире. Кроме того, необходима исходная, базовая информация об институциональной структуре общества, действующих законах, нормативных актах и традициях. Таким образом, информационная среда содержит информацию, потенциально полезную для осуществления им актов принятия решений и контроля их исполнения.
По своему содержанию сообщения, составляющие внешнюю информационную среду бизнеса, распадаются на классы, охватывающие информацию о рынках; информацию о правилах хозяйственного поведения; информацию общеэкономического и общеполитического характера.
Также информационные сообщения могут быть побуждающими или информирующими.
Так рассмотренными при анализе макросреды показателями могут быть:
Как уже упоминалось в первом разделе, методика проведения TEMPLES-анализа практически идентична методике проведения STEP (PEST)-анализа, так как TEMPLES-анализ является расширенной версией выше упомянутого анализа.
TEMPLES-анализ может быть проведен с использованием матрицы (для PEST-анализа она является четырехпольной, а для TEMPLES+I-анализа матрица будет содержать восемь полей) или с использованием табличного формата. Проведение анализа с помощью матрицы предполагает качественную оценку внешней среды, а проведение анализа с помощью табличного формата – количественную.
На первом этапе проведения данного анализа, как и в выше рассмотренных видах анализа, определяется объект анализа, то есть предприятие или его структурная часть, отбираются эксперты, которые будут принимать участие в анализе внешней среды. Далее составляется формат, специфический для каждого метода, и при необходимости тестируется.
При проведении TEMPLES-анализа с помощью восьмипольной матрицы могут возникнуть сложности при формировании итоговой матрицы, несмотря на простоту составления восьмипольной матрицы. Формат состоит из восьми квадрантов, в каждом из которых указываются факторы соответствующего сегмента макросреды.
При заполнении формата анализа количество перечисляемых факторов не ограничивается. Каждый эксперт со своей точки зрения вносит факторы, наиболее влияющие на деятельность предприятия, а именно: технологические, экономические, рыночные, политические и юридические, экологические, социальные и информационные.
Далее проводится подготовка итогового формата анализа макросреды. Помимо отсутствия количественной оценки в методе анализа с помощью матрицы, что снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки программ действия предприятия, данному этапу этого анализа свойственна одна проблема – низкая формализация анализа.
При использовании табличного формата при анализе макросреды с помощью TEMPLES+I-анализа заполняется таблица, представленная в таблице 3.2 приложения 3.
Экспертами, как и в предыдущей методике, определяются наиболее значимые факторы или события (колонка 2), относящиеся к определенной группе (колонка 1), в колонке 3 анализируется влияние каждого фактора (если фактор является возможностью, в данной колонке ставится «плюс», если угрозой – «минус»). Далее оценивается каждый включенный в анализ фактор с точки зрения вероятности его проявления (при количественной оценке может быть использована шкала 100% или 1, при использовании качественной – высокая-средняя-низкая). В колонке 5 оценивается важность факторов по шкале от 1 до 10 (наибольшая оценка), рассчитывается влияние каждого фактора (колонка 6) путем перемножения колонок 4 и 5 и добавления знака из колонки 3. В колонке 7 предлагаются на основе анализа возможные действия предприятия по учету влияния макросреды. Таким образом, итоговая форма будет содержать программы предполагаемых действий предприятия. Также возможен вариант проведения анализа, когда колонка 7 разрабатывается не экспертами, а специалистами предприятия по результатам проведенного анализа.
После заполнения форм у двух данных методик следуют идентичные этапы: использование результатов итогового формата анализа макросреды в процессе стратегического, а также тактического планирования и оценка запланированных и уже реализованных действий. Требуется ответить на вопрос: удалось ли данными действиями снизить негативное влияние и использовать позитивное влияние макросреды? В этом состоит реализация важной функции управления – обратной связи.
Также проведение качественного анализа возможно с помощью других форм. Некоторыми экспертами к перечисленным факторам добавляется их оценка, являются они возможностью, угрозой или чем-либо другим; также возможна оценка по шкале «--, -, 0, +, ++», где данными знаками оценивается степень и направление влияния перечисленных факторов на предприятие. Также возможен вариант оценки экспертами по шкале от -3 до +3 (возможна другая шкала), после чего выбираются в итоговую форму факторы, получившие наибольшее количество баллов.
При количественном методе анализа возможно составление формы на основе взвешивания, представленной в таблице 3.3 приложения 3.
Таким образом, первая и вторая колонки перемножаются и находится результативное значение фактора до 100 баллов.
Также важно при использовании TEMPLES-анализа рассмотреть уровень, на котором он применяется. При анализе таких компаний, как «Сони», «Крайслер», «Кока-кола», «Дисней», «Бритиш петролиум» важно помнить, что их организации состоят из нескольких частей: они включают в себя много различных подразделений, а в некоторых случаях несколько различных марок. Но для выявления определенных факторов для подразделений таких корпораций, необходимо рассматривать их на более широком уровне для всей корпорации, постепенно суживая рассматриваемую область.