Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 18:20, курсовая работа
Предметом исследования является сбыт продукции. Объект – ОАО«Виктория», хозяйство расположенное в Людиновском районе Калужской области. Субъектом исследования является управление сбытом.
Основными задачами являются:
Изучение теоретических основ управления сбытом сельскохозяйственной продукции и, в частности, молока.
Изучение исходных условий функционирования предприятия.
Исследование и анализ управления сбытом молока и процесса товародвижения в ОАО "Виктория" .
Канал первого уровня представлен следующей схемой "производитель – розничная торговля – потребитель". Он обычно используется в том случае, когда хозяйство-производитель молока имеет в предприятии розничной торговли свою торговую точку.
Преимущество этого канала заключается в том, что хозяйство имеет возможность гарантированно сбывать часть своей продукции за наличные деньги. Недостаток, как и в случае реализации молока через канал "нулевого уровня", в том, что реализуется малый объем продукции. Поэтому несмотря на достаточно высокую свою эффективность, каналы нулевого и первого основной проблемы сбыта молока не решают. В результате наибольшее количество молока реализуется через канал второго уровня ( по схеме "производитель – оптовый торговец – розничная торговля – потребитель"). На практике этот канал имеет место в том случае, когда хозяйства-производители молока реализуют его на молзавод. В этом случае обычно заключается двусторонний договор, в котором не оговаривается количество реализуемой продукции (указывается лишь закупочная цена), что позволяет производителям сдавать весь оставшийся объем молока, который был не реализован по другим каналам. И это большое преимущество этого канала. К положительным моментам здесь следует также отнести и то, что государство дотирует хозяйства в случае сдачи молока на молзаводы, а также то, что молзаводы возмещают расходы, связанные с реализацией. Отрицательным и весьма существенным моментом при реализации молока через канал второго уровня является то, что молзаводы устанавливают низкие закупочные цены и задерживают оплату на несколько месяцев. И с этим трудно что-либо поделать, так как молзаводы фактически являются монополистами, чем они пользуются. В результате этого производители молока, которые сдают его только на молзавод в большинстве своем являются убыточными. Выход здесь видится либо в расширении сбыта молока через каналы нулевого и первого уровней, либо в создании внутри самих предприятий мини-цехов или мини-заводов по переработке молока, но здесь нужна очень четко продуманная маркетинговая политика, потому что, переработав продукцию, нужно ее еще реализовать через торговую сеть по выгодным ценам. Здесь следует осуществлять затраты и на рекламу продукции, предварительно заключать двусторонние договора на сбыт переработанной продукции с предприятиями розничной торговли и т.д.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ сбытом молока в Оао«Виктория» Людиновского района калужской области
2.1 Природно-экономическая характеристика ОАО «Виктория»
ОАО «Виктория» расположен
в Центральной части
Общая земельная площадь – 5825 га. Имеется 4934 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 3069 га пашни, 298 га сенокосов, 906 га пастбищ, 661 га многолетних насаждений.
Климат зоны расположения хозяйства умеренно-континентальный характеризуется теплым летом, умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом 30 – 40 см, достаточным увлажнением.
Территория землепользования представляет собой слабоволнистую равнину.
Почвы территории ОАО, в основном, светло-серые и серые лесные. Кормовые угодья представлены следующими типами:
Значительная часть пастбищ сильно и средне сбита скотом и нуждается в улучшении.
Сложившаяся организационно-
В период 2000 – 2002 гг ОАО имеет молочно-мясное направление с развитым зернопроизводством (Приложение 1).
Уровень специализации в хозяйстве средний (коэффициент специализации равен 0.24; 0.24;0.24 по 2000 – 2002 гг соответственно).
Важно также отметить, что в период 2000 – 2002 гг постепенно увеличивалась доля товарной продукции растениеводства в общем объеме товарной сельскохозяйственной продукции, а доля товарной продукции животноводства соответственно снижалась. Так доля продукции растениеводства в 2002г. составила 29.40 %, что на 3.50 % больше, чем в 2001г., а доля продукции животноводства – 52.82 %, что на 7.80 % меньше, чем в 2001г.
Доля товарной продукции растениеводства увеличилась, главным образом, за счет увеличения объемов товарного зерна и за счет роста выручки от сбыта продукции растениеводства собственного производства, реализованной в переработанном виде, в связи с налаживанием работы консервного завода при ОАО.
Объем валовой сельскохозяйственной продукции в 2002г. составил 1464 тыс. руб. (в сопоставимых ценах 1994г.) , что на 28.8 % больше, чем в 2001г. и на 45.7 %,(табл.2.1).
.Производство молока в 2002г. составило 16749ц, что на 5.0 % больше, чем в 2001г.
Производство мяса в 2002г. составило 1396ц, что на 22.3 % больше, чем в 2001г.
При этом объем производства зерна в 2002г. составил 28355ц, что на 46.9 % больше, чем в 2001г., что объясняется более
Показатели |
Годы |
2002г. в % к | ||
2000г |
2001г |
2002г |
2001г | |
Стоимость ВП с.-х., тыс.руб |
1021 |
1137 |
1464 |
128,8 |
Произведено, ц |
Х |
Х |
Х |
Х |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продолжение таблицы 2.1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
молоко |
11733 |
15944 |
16749 |
105,0 |
мясо(в ж.м.) |
895 |
1141 |
1396 |
122,3 |
зерно |
21605 |
19298 |
28355 |
146,9 |
картофель |
80 |
8 |
- |
- |
плоды семечковые |
2000 |
1028 |
4108 |
> в 4 раза |
ягоды |
101 |
124 |
180 |
145,2 |
Стоимость среднегодовых ОПФ сельхоз. назначения, тыс. руб |
42817 |
44815 |
47697 |
106,4 |
Среднегодовая численность работников в сельхоз. производстве, чел. |
258 |
255 |
214 |
83,9 |
Площадь сельхоз. угодий - всего, га |
4934 |
4934 |
4934 |
100,0 |
в т. ч. пашня |
3069 |
3069 |
3069 |
100,0 |
Среднегодовое поголовье животных, гол.: |
Х |
Х |
Х |
Х |
КРС – всего |
1457 |
1454 |
1420 |
97,7 |
в т. ч. коров |
723 |
658 |
660 |
100,3 |
свиней - всего |
56 |
58 |
44 |
75,9 |
лошади - всего |
- |
- |
- |
- |
Условное поголовье животных, гол. |
1180 |
1153 |
1129 |
97,9 |
высокой урожайностью( в 2002г. 29.8 ц/га, а в 2001г. 17.2 ц/га,) и сокращением потерь при уборке.
Производство плодов семечковых в 2002г. составило 4108ц, что приблизительно в 4 раза больше, чем в 2001г..
Производство ягод в 2002г. составило 180ц, что на 45.2 % больше, чем в 2001г.(рост объема производства произошел, главным образом, за счет увеличения площадей в плодоносящем возрасте).
В 2000 – 2002 гг происходило постепенное увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и в 2002г. их размер составил 47697 тыс.руб, что на 6.4 % больше, чем в 2001г..
При этом среднегодовая численность работников занятых в сельскохозяйственном производстве постепенно сокращалась и в 2002г. составила 214 человек, что на 16.1 % меньше, чем в 2001г. и на 23.3 %, чем в 1998г..
Площадь сельскохозяйственных угодий осталась на том же уровне(4934 га). Так же не изменилась площадь пашни(3069 га). Лишь в 1998 – 1999 гг произошло их сокращение.
Среднегодовое поголовье КРС сократилось до 1420 гол., что на 2.3 % меньше, чем в 2001г. Среднегодовое поголовье коров в 2002г. составило 660 гол., что на 0.3 % больше, чем в 2001г. и на 17.8% меньше,(в период 2000 – 2002 гг наблюдалось его постепенное сокращение).
В изучаемый период производство валовой сельскохозяйственной продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилось на 53.1 %. (Приложение 2)
Производство товарной сельскохозяйственной продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилось приблизительно в 4.9 раза.
Однако прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2002г. снизилась по сравнению с 2001г. приблизительно в 5 раз.
Производительность труда в сельскохозяйственном производстве возросла приблизительно в 2 раза. При этом в растениеводстве она возросла приблизительно в 2.3 раза, в животноводстве – приблизительно в 1.8 раза.
Эффективность производственных затрат в сельскохозяйственных отраслях снизилась приблизительно в 2.3 раза.
Так же в 2002г. произошло снижение уровня рентабельности по сравнению с 2001г. на 28.1 %, и рентабельность составила 4.5 %. Это связано с убыточностью отрасли растениеводства в 2002г.(- 16.0 %), которая связана с убытком от реализации плодов семечковых, ягод и продукции, реализованной в переработанном виде.
2.2 Состояние управления сбытом молока в ОАО «Виктория»
В состав ОАО входят члены и ассоциированные члены. Членами являются работники ОАО. Ассоциированными членами могут быть физические лица, внесшие паевой взнос в паевой фонд ОАО.
Органами управления ОАО являются:
- общее собрание;
Общее собрание ОАО избирает из числа членов ОАО директором сроком на 10 лет.
Директор является председателем правления ОАО и заключает с ним контракт.
Наблюдательный совет ОАО контроль за деятельностью правления.
Распределение основных функций управления между заместителями председателя можно представить в виде схемы(схема 2.1).
Поиском рынков сбыта, заключением договоров занимается непосредственно руководитель хозяйства.
Главный экономист кроме своих непосредственных обязанностей занимается вопросами сбыта продукции, анализа ее продаж, распределения, планирования и прогнозирования, стимулирования продаж.
ОАО не принимает обдуманных усилий по стимулированию сбыта
и по стимулированию потребителей.
Не уделяется внимание рекламной деятельности в связи с загруженностью экономиста.
На корм скоту в 2002г. пошло 2035ц молока. Это составляет 12,1 % от объема молока, что на 2,4 % меньше, чем в 2001г.
Общее собрание |
Наблюдательный совет |
Правление |
Председатель |
глав-ный эконо-мист |
Глав-ный бух-галтер |
Зам. председа-теля по снабжению и сбыту |
Помощник председателя по кадрам |
Глав-ный агро-ном, зоотехник и др. |
Глав-ный инже-нер |
Технологическая подготовка и организационное обслуживание(частично) производства |