Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 18:20, курсовая работа
Предметом исследования является сбыт продукции. Объект – ОАО«Виктория», хозяйство расположенное в Людиновском районе Калужской области. Субъектом исследования является управление сбытом.
Основными задачами являются:
Изучение теоретических основ управления сбытом сельскохозяйственной продукции и, в частности, молока.
Изучение исходных условий функционирования предприятия.
Исследование и анализ управления сбытом молока и процесса товародвижения в ОАО "Виктория" .
Таблица 1.1
Достоинства и недостатки отдела маркетинга в зависимости от его ориентации
Отдел маркетинга, ориентированный по |
Достоинства |
Недостатки |
функциям |
Простота системы; возможность ясно очертить круг обязанностей |
Порождает местничество(каждая функциональная группа стремится выполнять только свои функции). |
товарам и товарным группам рынкам и покупателям |
Создаются в крупных децентрализованных компаниях Филиал специализируется на выпуске определенного товара на основе своих рынков или постоянных покупателей |
Координация требует больших затрат времени со стороны руководителя компании. Дублирование работ. |
Продолжение таблицы 1.1 | ||
регионам |
Крупные децентрализованные компании с обширными рынками. Особенно пригодна для международных фирм. |
Дублирование работ. Проблемы связи и координации. |
Эффективность реализации сельскохозяйственной продукции существенно зависит от правильной гибкой системы управления товародвижением, позволяющей сохранить качество продукции, реализовать экономический потенциал.
В условиях рыночной экономики важнейшей составной частью коммерческой деятельности коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Благодаря этому они получают возможность не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
Предприятие, определяя стратегию маркетинга, анализирует особенности каналов распределения. Канал распределения – совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю [18,стр.238]. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская работа – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта – создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов – налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара – подгонка его под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров – попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование – изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней[10,стр.363]. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Несколько маркетинговых каналов разной протяженности представлено на схеме 1.1.
Канал нулевого
уровня
Одно-
уровневый
канал
Двух-
уровневый
канал
Трех-
уровневый
канал
Схема 1.1 Примеры каналов распределения разных уровней
Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителю. Три основных способа прямой продажи – торговля в разнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными предприятиями:
Важнейшим каналом является
продажа продукции в
Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и продажу продукции: для федеральных государственных нужд и региональных государственных нужд (республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей).
Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и размещаются на предприятии путем заключения государственных контрактов. Государственный контракт – это основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика на обеспечение государственных нужд. Он регулирует экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика с госзаказчиком, выступающим в качестве покупателя, обеспечивает производителям гарантированный сбыт продукции, указанной в контракте, а потребителям – планомерное ее поступление. Предметом договорных отношений являются условия поставки продукции, ее объемы, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы и санкции. Изменение и расторжение государственного контракта осуществляется по согласованию сторон и оформляется дополнительным соглашением.
Важной составной частью контракта является включение в него действенных экономических стимулов, побуждающих сельскохозяйственных товаропроизводителей вступить в контракционные отношения с государственным заказчиком. К их числу можно отнести систему цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции, ее приемку непосредственно в места производства с последующим централизованным вывозом, содействие в техническом переоснащении перерабатывающих цехов и подсобных производств и т.д.
Рыночные отношения в агропромышленном производстве дают возможность широко использовать гибкие цены, суть которых заключается в изменении уровня цены реализации, исходя из конкретных условий года (в неурожайный год они повышаются, в урожайный – снижаются). Опыт применения этих цен уже накоплен при реализации сельскохозяйственной продукции на колхозном рынке или кооперативным организациям по договорным ценам – здесь принцип гибких цен реализуется автоматически, так как механизм ценообразования при данных каналах реализации учитывает соотношение спроса и предложения.
В нашей стране перспективной формой договорных отношений могут стать длительные хозяйственные связи, закрепляемые долговременными контрактами. Структура и объем производства, объем продажи продукции в этом случае формируются сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно с учетом спроса на продукцию со стороны заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий, других потребителей.
Принцип свободы выбора каналов реализации предполагает, что сельскохозяйственные предприятия и другие товаропроизводители должны получать всю необходимую информацию об объемах и номенклатуре закупок продукции для государственных нужд, ее качестве и сроках поставки с учетом конъюнктуры рынка. Одновременно объявляются цены на закупаемую сельскохозяйственную продукцию и дополнительные условия, льготы и стимулы, если они устанавливаются. При необходимости ограничения производства и закупок отдельных видов продукции могут сообщаться квоты на закупку этой продукции.
С учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой можно прогнозировать, что по мере становления рыночных отношений все большая часть товарной сельскохозяйственной продукции продовольственного и производственно-технического назначения, включает ту часть, которая реализуется для государственных нужд по контрактам, будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важным из них станут товарные биржи АПК: здесь сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют сделки на большие партии товара и одновременно заключают контракты на покупку необходимых средств производства. Перспективными в этой связи являются межреспубликанские, межрегиональные, региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, сахара, картофеля и плодоовощной продукции.
К числу перспективных рыночных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. В отличие от товарных бирж, где цены определяются, как правило, на стандартных условиях, на местных рынках продавцы и покупатели имеют возможность ознакомиться непосредственно с товаром, оценить его конкурентоспособность, при этом каждая из сторон может договориться не только о количестве и качестве товара, но и об уровне цен, сроках поставки. Целью участия сельскохозяйственных товаропроизводителей на таких рынках является не только продажа или приобретение товара, но также изучение рынка по товарам, которые они производят.
Экономические отношения между сельскохозяйственными предприятиями по взаимной поставке продукции осуществляется на договорной основе. Договорами предусматривается объем и сроки поставки, качественные показатели продукции, порядок расчетов, санкции за нарушение договорных обязательств.
За поставляемую продукцию рассчитываются по ценам, определяемым по соглашению сторон. За их основу обычно принимаются нормативные затраты на производство продукции (выращивание молодняка и т.д.) на соответствующей стадии ее производства. Эти цены должны обеспечивать выровненный уровень рентабельности производства продукции на кооперирующихся предприятиях.
1.3 Особенности управления сбытом молочной продукции
Реализация молочной продукции имеет ряд своих специфических особенностей. Главная из них определяется свойствами самого молока – его высокой ценностью как продукта питания, малой транспортабельностью и небольшими сроками хранения. В целях повышения сохранности молока, предназначенного для реализации, в хозяйствах применяется товарная доработка молока, которая заключается в его очистке (фильтрации) и охлаждении до температуры не выше 10 градусов по Цельсию. Товарная доработка молока позволяет значительно увеличить сроки сохранности продукции до ее реализации. Это дает возможность вывозить продукцию максимум 2 раза в сутки (молоко вечерней дойки храниться на ферме в охлажденном виде до утра и вывозится вместе с молоком утренней дойки). А при хорошо организованной (молоко вечерней дойки храниться на ферме в охлажденном виде до утра и вывозится вместе с молоком утренней дойки). А при хорошо организованной и надежно действующей системой первичной обработки молока, особенно при двукратном доении коров, вывозят молоко раз в сутки, что обеспечивает значительную экономию транспортных расходов, хотя одновременно увеличиваются расходы на сохранение продукции в стадии готовности к реализации. При реализации охлажденного и очищенного молока из него вырабатываются высококачественные продукты питания, пользующиеся спросом у потребителя.
Охарактеризуем основные каналы реализации молочной продукции. Канал нулевого уровня, т.е. по схеме "производитель – потребитель" представлен обычно либо продажей молока в счет натуроплаты, либо следующим образом. Хозяйство-производитель молока на своем транспорте выезжает в близлежащий крупный город и с бочек, либо с молоковоза реализует молоко в свежем виде. Целью использования этого канала является прежде всего получение наличных денег, хотя с другой стороны этот канал позволяет реализовать очень небольшой объем продукции. Преимущество этого канала заключается еще и в том, что молока доходит от производителя к потребителю без посредников. Недостаток выражается в отсутствии стабильности в реализации молока, так как в один день хозяйство может продать большой объем молока, а в другой – гораздо меньше, здесь многое зависит от желания потребителей.