Внедрение инновационных технологий в сервисе и туризме на примере организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение основных тенденций инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме.
Задачи :
- анализ современных условий инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме;
- выделение на основе созданного информационного фонда перспективных направлений инновационной деятельности.
Объектом курсовой работы: инновационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Понятие «инновация», виды и функции инновации……………..6
Современные условия инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме……………………………………………...8
Инновации в средствах размещения……………………………………...11
Инновационные туристские аттракции………………………………..….14
Глава2 Понятие" информационные технологии управления" Современная система информационных технологий
2.1 Использование интернета в туристском бизнесе……………………….18
2.2 Современная система информационных технологий…………………..19
2.3 Влияние информационных технологий на развитие туризма……………22
2.4 Использование интернета в туристском бизнесе………………………..27
2.5Автоматизация деятельности туристских предприятий………………….31
2.6 Задачи автоматизации……………………………………………………..37
Глава 3 Суть и основные принципы инноваций в туризме……………41
3. 1 Инновационная деятельность в туризме………………………………...44
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме..46
Заключение…………………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Елизарова Эльвира.docx

— 75.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Суть и основные принципы инноваций в туризме

Изучение тенденций и  закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных  результатов и управление ими  – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности  туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения  турпродукта/услуги, управление, факторы  производства);

- степень новизны (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) .

Инновации в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале  существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым  активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов  населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня  позиционирует себя как родина Российского  Деда Мороза и переживает настоящий  туристский бум.

Инновационный процесс в  туризме достаточно специфичен.  Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

К основным принципам инноваций  в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и  условия, необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые  и другие); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Инновационная деятельность в туризме

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для  получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную  деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная  деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные направления  инновационной деятельности в сфере  туризма и гостеприимства:

- выпуск новых видов  туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование новой  техники и технологии в производстве  традиционных продуктов;

- использование новых  туристских ресурсов, ранее не  использовавшихся. Уникальный пример  – путешествия туристов на  космических кораблях;

- изменения в организации  производства и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование  новых рынков сбыта продукции  (гостиничные и ресторанные цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

Научно-техническая революция  не только стала материальной основой  формирования массового туризма. Она  оказала огромное влияние на инновационную  деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие  технологии, к числу которых относятся  новые материалы, микропроцессорная  техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных  и других новых материалов привело  к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и  иного снаряжения, новой тары и  упаковки и т.д. Новые материалы  стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных средств  информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

 

 

 

3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного  потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным  межотраслевым комплексом, требующим  системного подхода к регулированию  социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном  федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами государства  являются:

- определение и разработка  принципов политики в области  туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования  результатов деятельности (организация  статистики, ведомственных исследований);

- создание благоприятных  условий для туризма, координация  действий различных компаний, организаций  и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

- поддержка туризма и  маркетинга через стимулирование  инноваций и кооперации, формирование  привлекательного образа страны.

В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют  объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы, которые  также в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

Создание туристско-информационных центров

Многие государства создают  специальные национальные организации  для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского  направления, имеет представительства  в 11 странах. Финский совет по туризму  одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии  и другими заинтересованными  группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние  страны на международном рынке. Важнейшим  инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию  уникального имиджа национального  туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» .

В России единой национальной организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют  туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные  учреждения или организации в  форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств  региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

1. Предоставление субсидий и грантов для осуществления научно-исследовательских работ в сфере туризма и сопутствующих отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов  исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой  программе «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Вологодской  области» на 2009-2012 годы предусмотрены  средства на научные исследования в  сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным  предприятиям и лицам благоприятных  условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

В настоящее время ярким  примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные  зоны распространены незначительно, а  для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических  зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных  приоритетов в обеспечении динамичного  развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства  и бизнес - сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности  туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных  курортов, развитие деятельности по организации  лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах  может осуществляться разработка месторождений  минеральных вод, лечебных грязей и  других природных лечебных ресурсов.

Информация о работе Внедрение инновационных технологий в сервисе и туризме на примере организаций