Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в разработке путей повышения эффективности влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.
На основе цели работы можно сформулировать следующие задачи:
1.Изучить внешнюю среду организации.
2.Охарактеризовать внутреннюю среду организации.
3.Провести анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия.
4.Выработать пути повышения повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I.Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды организации…5
1.1.Внутренняя среда организации и ее компоненты……………………………5
1.2.Внешняя среда организации и ее компоненты………………………………16

II.Анализ среды предприятия на примере ОАО «Набережночелнинская типография».
2.1.Общая характеристика предприятия……………………………………….30
2.2Анализ факторов внешней среды предприятия…………………………….32
2.3Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………41
2.4Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58

Файлы: 1 файл

внут внеш среда.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

Специальность: 080507. 65 «Менеджмент  организации»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам менеджмента  на тему: «Внешняя и внутренняя среда  организации»

                                       

                                     Выполнила:

студентка 2 курса дневного отделения группы 20801 Хисамутдинова Айгуль Дамировна

 

Научный руководитель: старший  преподаватель

Аминова Р.М.

 

Набережные Челны

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

I.Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды организации…5

1.1.Внутренняя  среда организации и ее компоненты……………………………5

1.2.Внешняя среда организации и ее компоненты………………………………16

 

II.Анализ среды предприятия на примере ОАО «Набережночелнинская типография».

2.1.Общая характеристика  предприятия……………………………………….30

2.2Анализ факторов внешней  среды предприятия…………………………….32

2.3Анализ факторов внутренней  среды предприятия…………………………41

2.4Пути повышения эффективности  деятельности предприятия с учетом  факторов внешней и внутренней  среды………………………………………..55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58

 

ВВЕДЕНИЕ

Организация является важнейшим  понятием в менеджменте. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе потенциал, необходимый  для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Организация находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания. Поэтому эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Данная тема является актуальной. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные  управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха фирмы.

          Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,  необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на  должном уровне. Организация находится  в состоянии постоянного обмена  с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность  выживания. Но ресурсы внешней  среды небезграничны. И на них  претендуют многие другие организации,  находящиеся в этой же среде.  Поэтому всегда существует возможность  того, что организация не сможет  получить нужные ресурсы из  внешней среды. Это может ослабить  ее потенциал и привести ко  многим негативным для организации  последствиям. Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал  на  уровне, необходимом для достижения  ее целей, и тем самым давало  бы ей возможность выживать  в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

Цель данной работы состоит  в разработке путей повышения  эффективности  влияния внешней  и внутренней среды на деятельность организации.

На основе цели работы можно  сформулировать следующие задачи:

1.Изучить внешнюю среду  организации.

2.Охарактеризовать внутреннюю  среду организации.

3.Провести анализ факторов  внешней и внутренней среды  предприятия.

4.Выработать пути повышения  повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды .

Объектом исследования является – ОАО «Набережночелнинская типография»

Предмет исследования – внешняя  и внутренняя среда ОАО «Набережночелнинская типография».

Именно эти задачи будут  решены в ходе работы.

 

Глава 1.Теоретичекие основы изучения внешней и внутренней среды  организации

 

1.1.Внутренняя среда организации и ее компоненты

 

Менеджер формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации.[1, c.102] Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в  основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью  контролируются руководством. Часто  внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в  самой организации, которые требуют  внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели

 Организация, по определению,  это по крайней мере 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

   *   ее максимизацию;

   *   получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;

   *   минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций  получение прибыли является главной  целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

   *   удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

   *   позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;

   *   условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;

   *   публичная ответственность и имидж организации;

   *   техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

   *   минимизация издержек производства и т.д.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор  руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации  тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все  последующие решения руководства.

В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью  финансового подразделения может  быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение  маркетинга в той же организации  может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений  в различных организациях, которые  имеют сходную деятельность, будут  ближе между собой, чем цели подразделений  в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно  не забывать, что цели подразделений  должны составить конкретный вклад  в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с  целями других подразделений.

Структура

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение  отдельных подразделений, связи  между этими подразделениями  и объединение подразделений  в единое целое.

Структура организации –  это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.[1, c.103]

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых  мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить  разделение труда в организации  – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Не менее важно и  то как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении  нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.

 

Рис. 1 Высокая и плоская  структура управления

Не существует идеальной  сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи  могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры  не показатель величины самой организации.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится  и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных  современных организациях. Если руководство  не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут  сосредоточиться на обеспечении  своих собственных интересов, а  не на интересах организации в  целом.

Формулирование и сообщение  целей организации в целом  и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция  управления играет определенную роль в координировании специализированного  разделения труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.

Задачи

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это  предписанная работа, серия работ  или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее оговоренные  сроки.С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно  делятся на три категории. Это  работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском конвейере  работа людей состоит из работы с  предметами. Задача же мастера –  это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея корпорации в основном связаны с информацией.

Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для  ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз  в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько  секунд. Исследователь выполняет  разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться  ни разу в течение дня, недели или  года. Для того чтобы выполнить  некоторые из задач, исследователю  требуется несколько часов или  даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит  менее монотонный, повторяющийся  характер и время выполнения каждого  вида работы увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего  уровня к высшему.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации