Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, контрольная работа
Цель данной работы состоит в разработке путей повышения эффективности влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.
На основе цели работы можно сформулировать следующие задачи:
1.Изучить внешнюю среду организации.
2.Охарактеризовать внутреннюю среду организации.
3.Провести анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия.
4.Выработать пути повышения повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I.Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды организации…5
1.1.Внутренняя среда организации и ее компоненты……………………………5
1.2.Внешняя среда организации и ее компоненты………………………………16
II.Анализ среды предприятия на примере ОАО «Набережночелнинская типография».
2.1.Общая характеристика предприятия……………………………………….30
2.2Анализ факторов внешней среды предприятия…………………………….32
2.3Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………41
2.4Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58
Изменения в характере
и содержании задач тесно связано
с эволюцией специализации. Как
показал в своем знаменитом примере
о производстве булавок Адам Смит,
специалист может существенно увеличить
производительность труда.[8, c.21] В нашем
веке технологические нововведения
и системное сочетание техники
и специализации труда сделали
специализацию задач
Технология
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.
Технология подразумевает
стандартизацию и механизацию. То
есть использование стандартных
деталей может существенно
В начале века появилось такое
понятие как сборочные
Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию по Томпсону и по Вудворд.
Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:
Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
1. Многозвенные технологии,
характеризуемые серией
2. Посреднические
технологии характеризуются
3. Интенсивная технология
характеризуется применением
Эти две категории не так уж расходятся друг с другом. Например многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.
Нельзя назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае может быть более приемлем один тип а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
Люди
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В силу такого положения люди
для менеджера являются «предметом
номер один». Менеджер формирует
кадры, устанавливает систему
Люди, работающие в
организации, очень сильно
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента.[3, c.17] Данными функциональными группами процессов являются следующие:
* производство;
* маркетинг;
* финансы;
* работа с кадрами;
* эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством
состоит в осуществлении
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами
состоит в том, что менеджмент
осуществляет управление процессом
движения финансовых средств в организации.
Для этого осуществляется: составление
бюджета и финансового плана;
формирование денежных ресурсов; распределение
денег между различными сторонами,
определяющими жизнь
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами(найм, подготовка и переподготовка).Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
1.2.Внешняя среда организации и ее компоненты.
В наше время внешняя среда изучается не менее тщательно чем внутренняя. Менеджер знать состояние внешней среды и уметь реагировать на ее изменения, будь то действия конкурентов, изменения технологии и др.
Изменения
Как и факторы внутренней среды факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Теперь, уже с учетом внешней среды, можно изобразить такую схему:
Воздействия поставщиков и технологий
Внешняя среда
Внешняя граница организации
Технология
Рез-ты
деят- ти
Вводимые
ресурсы
Цели организации
Изменения
Изменения
Структура
Кадры
Задачи
Воздействия экономики и конкуренции
Социокультурные и культурные воздействия
Законодательные и политические
воздействия
Изменения
Рис. 2 Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.
Если говорить о числе
внешних факторов, на которые организация
вынуждена реагировать, то если на нее
давят государственные
Внешняя среда не постоянна,
в ней все время происходят
изменения. Многие исследователи указывали,
что окружение современных
Среда прямого воздействия
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.
Потребители
Поставщики
Законы и государственные органы
Организация
Конкуренты
Профсоюзы
Поставщики
С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.
Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.
Материалы. Некоторые организации
зависят от непрерывного притока
материалов, то есть здесь проявляется
зависимость от цен, сроков, ритмичности,
качества и т.д. Причем зависимость
эта в последнее время