Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:38, контрольная работа
Цель данной работы состоит в разработке путей повышения эффективности влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.
На основе цели работы можно сформулировать следующие задачи:
1.Изучить внешнюю среду организации.
2.Охарактеризовать внутреннюю среду организации.
3.Провести анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия.
4.Выработать пути повышения повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I.Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды организации…5
1.1.Внутренняя среда организации и ее компоненты……………………………5
1.2.Внешняя среда организации и ее компоненты………………………………16
II.Анализ среды предприятия на примере ОАО «Набережночелнинская типография».
2.1.Общая характеристика предприятия……………………………………….30
2.2Анализ факторов внешней среды предприятия…………………………….32
2.3Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………41
2.4Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Число возможных факторов макросреды достаточно велико. В связи с эти считается полезным рассматривать четыре узловых направления, анализ которых получил название «PEST-анализ»:
1. Political-legal (политико-правовые);
2. Economic (экономические);
3. Sociocultural (социокультурные);
4. Technological forces (технологические факторы).
Изменения макросреды влияют
на стратегические позиции предприятия
на рынке, воздействуя на элементы микросреды.
Поэтому целью анализа
Т.о. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Считается, что микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия.
Большое число заинтересованных
в деятельности предприятия групп
создает сложности в
Противоречивость интересов
различных групп необходимо учитывать
при принятии любого стратегического
решения. Внешняя среда формирует
определенную систему ресурсов (состав,
структуру, качественные характеристики),
которыми может располагать предприятие
для выполнения своей миссии. Традиционная
теория предпринимательства
Проводимый анализ внешних факторов ОАО «Набережночелнинская типография» включал три аспекта:
* Анализ конкурентов;
* Анализ поставщиков;
* Анализ потебитлей.
Рынок полиграфических услуг в г. Набережные Челны неоднороден и с каждым годом растет. Свою деятельность на нем осуществляют как крупные типографии и полиграфические предприятия, так и мелкие, организованные в основном, индивидуальными предпринимателями оперативные мини-типографии.
Крупные предприятия, такие как ОАО «Набережночелнинская типография», имеют огромный парк офсетной техники, и т.о. оказывают свои услуги клиентам, размещающим тысячные тиражи, а также выступают подрядчиками мелких полиграфических салонов, не желающих терять своих клиентов ввиду отсутствия офсетного оборудования.
Мелкие мини-типографии обладают
небольшим количеством
Среди относительно большого числа существующих фирм, занимающихся подобной деятельностью, можно выделить несколько основных конкурентов, оказывающих подобный ОАО «Набережночелнинская типография» спектр услуг. Таковыми являются: ООО «Бланк-мастер», СПЦ «Ренессанс», ООО «Авис».
Сравнение конкурентов ОАО «Набережночелнинская типография» приведем в табл. 1
Таблица 1
Основные конкуренты ОАО «Набережночелнинская типография»
| ООО «Бланк-мастер» | СПЦ «Ренессанс» | ООО «Авис» | ОАО «Набережночелнинская типография» |
Качество услуг | Отличное | Отличное | Хорошее | Отличное |
Оперативность исполнения заказа | от 1 дня | от 1 часа | от 2 дней | от 1 часа |
Разработка оригинал-макета | Платно | Платно | Платно | Бесплатно |
Полиграфические услуги: |
Полноцветная печать | + | + | + | + |
Ризография | + | + | + | + |
Тампоновочная печать | + | - | - | + |
Шелкография | + | - | - | + |
Офсетная полноцветная печать | + | - | - | + |
Полноцветная широкоформатная печать | + | + | + | + |
Плоттерная резка | + | + | + | - |
Изготовление пластиковых карт | + | - | - | + |
Послепечатные услуги: |
Ламинирование | + | + | + | + |
Термотиснение фольгой | + | - | - | + |
Фольгирование | + | + | + | + |
Переплет в пластиковую пружину | + | + | + | + |
Переплет в железную пружину | + | + | - | + |
Листоподборка | + | - | - | + |
Биговка | + | + | - | + |
Округление углов | + | + | - | + |
Вырубка | + | - | - | + |
Фальцовка | + | | - | + |
Изготовление сувенирной продукции |
- методом флокирования | + | + | + | + |
- методом лазерной гравировки | + | + | - | + |
- методом деколя | - | - | - | + |
Изготовление печатей и штампов | + | - | - | + |
Как видно из таблицы, наиболее сильным конкурентом выступает ООО «Бланк-мастер» Анализа поставщиков показал, что ОАО «Набережночелнинская типография» определила долгосрочные и дружеские связи с основными поставщиками сырья и расходных материалов для изготовления полиграфической и сувенирной продукции. Поставщики ОАО «Набережночелнинская типография» отражены в табл. 2.
Таблица 2
Основные поставщики ОАО «Набережночелнинская типография»
Наименование фирмы | Поставляемые материалы | Место нахождения | Условия приобретения материалов | Доставка |
ООО «Логистика» | Пластиковые карты | г. Москва, ул. Кирова, 12 | 100% предоплата, скидки до 30% | Курьером |
ЗАОр Набережночелнинский КБК | Расходные материалы для полиграфии, бумага, картор | г.Набережные Челны, БСИ, ул.Народная, 1 | Безналичный расчет, скидки | Самовывоз, или доставка курьером |
ООО «Арт-принт» | Расходные материалы для ризографа, печатных машин | г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, 17 | Предоплата от 30%, скидки | Курьером |
КопиСервис | Бумага, картон, пленка для ламинирования, пластиковые пружины для переплета, расходные материалы для календарей | г. Казань, ул.. Советская, 15А | 20% предоплата | самовывоз |
ООО Логос | Расходные материалы | г. Набережные Челны, ул. Косарева, 6 | 30% предоплата, скидки | самовывоз |
ООО «МастерОК» | Компьютерное программное обеспечение, комплектующие и периферия для офисной техники | г. Казань ул.Советская, 19 | Предоплата 20% на программное обеспечение15% на комплектующие | Доставка и установка бесплатно |
ИП Каюмова М.Н. | Сувенирная продукция | г. Набережные Челны, Промзона 8 | Безналичный расчет, скидки | самовывоз |
По данным таблицы можно сделать вывод, что ОАО «Набережночелнинская типография» за годы работы приобрело постоянных поставщиков, и пользуется у них скидками, соответственно сотрудничество происходит на очень выгодных условиях для ОАО «Набережночелнинская типография».
За время существования ОАО «Набережночелнинская типография» ни разу не прибегала к услугам других поставщиков, своевременно и в полном объеме производила оплату за продукцию.
В свою очередь со стороны поставщиков выполняют заказы вовремя, без проволочек, исключение составляет ООО «Логистика» (г. Москва), которые иногда задерживают поставку пластиковых карт до 2 недель, ввиду отсутствия необходимых товарных позиций на складе, что в свою очередь иногда приводит к простоям в работе с заказами на изготовление пластиковых карт и как следствие к частичной потере заказов.
Но т.к. ООО «Логистика» является одним из самых постоянных поставщиков данной продукции и предлагает максимально возможные скидки, то соответственно менять поставщика не имеет смысла.
Что касается потребителей,
то можно отметить, что основными
потребителями ОАО «
Рис. 1. Доля физических и
юридических лиц среди
Чаще всего потребители размещают заказы на визитные карточки, календари, бланочную продукцию, пластиковые карты, журналы и каталоги (рис. 2).
ОАО «Набережночелнинская типография» сотрудничает с такими крупными клиентами как ТТС, Сапсан, РРТ-Челны, Риат, Ритэк, Татфондбанк, Дискавери-Тур, Вечерние Челны и др.
Для привлечения новых потребителей компания широко применяет систему скидок.
Чтобы заказчики могли оценить по достоинству качество оказываемых услуг в офисе ОАО «Набережночелнинская типография» есть масса демонстрационных стендов с примерами выполненных работ.
С каждым клиентом индивидуально работает специалист по приему заказов и дизайнер. Клиенты очень положительно оценивают то, что разработка оригинал-макета производится бесплатно, в присутствии заказчика, с учетом всех его требований.
2.3 Анализ факторов внутренней среды предприятия
Анализ факторов внутренней среды предприятия представляет собой оценка внутреннего потенциала предприятия. Под потенциалом предприятия понимается совокупность ресурсов предприятия, обеспечивающих его функционирование и развитие.
Потенциал предприятия включает:
* технические ресурсы (состав, состояние, возраст оборудования, инвентаря);
* технологические ресурсы (используемые технологии, ноу-хау, заделы по НИОКР);
* человеческие ресурсы (половозрастной и квалификационный состав, образование, ценности, корпоративная культура);
* пространственные ресурсы (территория предприятия, характер производственных помещений и т.п.);
* организационные ресурсы (структура управления, методы управления, состав и квалификация управленческих кадров);
* финансовые ресурсы (структура активов и пассивов, ликвидность, прибыльность);
* информационные ресурсы (используемая информационная система, скорость поступления и обработки информации);
* маркетинговые ресурсы (восприятие маркетинговой концепции, сильная маркетинговая подсистема, квалификация сотрудников, занимающихся маркетингом);
* экологические ресурсы (наличие у продукции характеристики «зеленого» товара, достаточность средств для охраны окружающей среды, непосредственно зависящей от деятельности предприятия, ресурсосберегающие технологии);
* ресурсы, связанные с деловой репутацией фирмы (выгодные долгосрочные партнерства, имидж фирмы, марочные активы, гудвилл (goodwill), накопленный опыт).
Именно в приведенном ключе нами был проведен анализ внутренней среды ОАО «Набережночелнинская типография».
Главная цель ОАО «Набережночелнинская типография», по мнению директора, занятие лидирующего положения среди предприятий оперативной полиграфии не только по городу, но и по региону, и получение максимальной прибыли.
Для осуществления это
цели предприятие стремится
Долгосрочной целью ОАО «Набережночелнинская типография» является расширение производства, закупка более современного оборудования.
Это позволит организации выйти на новый уровень обслуживания заказчиков, изготавливая продукцию большими тиражами, что на данном этапе невозможно (для того, что удержать комплексного заказчика, нуждающегося в изготовлении как мелких, так и крупных тиражей, предприятию для выполнения офсетного заказа приходится прибегать к услугам сторонних организаций, выполняя роль посредника, и теряя значительную часть прибыли).
Технические ресурсы ОАО «Набережночелнинская типография» значительно устарели, однако предприятие не имеет очевидных конкурентов в Закамском регионе.
Благодаря тому, что с поставщиками материалов установлены благоприятные и долгосрочные связи предприятие приобретает сырье по доступным ценам. На большинство материалов организации предоставляются скидки до 30%.
Коммерческий и технический директора отслеживают наличие материалов на складе и в случае приближения к установленному резерву, формируют заявки поставщикам для пополнения запасов.
В состав предприятия входят
следующие структурные
* участок оперативной печати (ризография);
* переплетный цех;
* участок изготовления штампов и печати (шелкография);
* копировальный участок;
* светокопировальный участок;
* компьютерный зал;
* красный уголок;
* участок офсетной листовой печати;
* слесарный участок;
* склад канцтоваров;
* склад материалов;
* участок упаковки макулатуры;
* участок подготовки бумаги;
* тепловой пункт;
* электрощитовая;
* склад готовой продукции;
* офсетный участок.
В собственности предприятия
имеется следующее
* На участке меловой офсетной печати - тигель, малая листовая машина офсетной печати ПОЛ – 35, рулонная машина офсетной печати ПОГ – 60, гибочный станок.
* На участке полноцветной печати - листовая машина офсетной печати Rapida 72K.
* На переплетном участке – ламинатор Multi seal 252, ручной биндер, бумагорезательные станки БР – 82, БР – 139, ЗБР – 70, два стальных пресса, позолотный пресс, проволокошвейная машина БШП – 4, ниткошвейный станок.