Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение маркетинга в здравоохранении, в частности, маркетинговых стратегий, определение маркетинговой стратегии для конкретного медицинского учреждения (например, ВОККДЦ), основываясь на данных анкетирования.
Соответственно задачи данной работы:
1) изучить основы маркетинга в сфере медицины;
2) познакомиться с маркетинговыми стратегиями;
3) составить и провести анкетирование среди пациентов конкретного медицинского учреждения - ВОККДЦ;
4) постараться сформулировать на основе полученных данных маркетинговую стратегию для данного медицинского учреждения.
Введение 5
1 Стратегии маркетинга в здравоохранении 7
1.1 Понятие маркетинга в сфере медицины 7
1.2 Стратегии маркетинга 12
2 Анализ проведенного маркетингового исследования
(среди пациентов ВОККДЦ) 19
3 Построение маркетинговой стратегии медицинского учреждения
(на примере ВОККДЦ) 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение А 32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно-экономический
Кафедра «Управление в социальной сфере и медицине»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Выбор маркетинговой стратегии медицинского учреждения»
по дисциплине «Маркетинг на предприятии здравоохранения»
Выполнила: студентка группы ЭЗ-061
«____»_____________2009г._____
Руководитель:
«____»_____________2009г._____
Нормоконтроль:
«____»_____________2009г._____
Работу защитила «____»______________2009г.
2009
Воронежский государственный технический университет
Кафедра «Управление в социальной сфере и медицине»
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу по дисциплине
«Маркетинг на предприятии здравоохранения»
Тема курсовой работы: «Выбор маркетинговой стратегии медицинского учреждения»
Студентка группы ЭЗ-061
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
______________________________
Объем работы
Срок защиты курсовой
работы
Руководитель
Задание приняла студентка
гр. ЭЗ-061
2009
ЗАМЕЧАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Стратегии маркетинга
в здравоохранении
1.1 Понятие маркетинга в сфере медицины
1.2 Стратегии маркетинга
2 Анализ проведенного маркетингового исследования
(среди пациентов
ВОККДЦ)
3 Построение маркетинговой
стратегии медицинского
(на примере
ВОККДЦ)
Заключение
Список литературы
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Принципы маркетинга можно осуществлять не только в сфере торговли и бытовых услуг, но и в здравоохранении. Известно, что здоровье человека является первейшей приоритетной потребностью, после которой следуют профессиональные достижения, успехи в бизнесе, признание и т.д. Потребность быть здоровым заставляет человека проявлять активность в поиске способов оздоровления и придает ей определенную направленность.
Процессы социально-
Поскольку система здравоохранения в России является бюджетно-страховой, то рассмотрение маркетинговых стратегий медицинского учреждения представляется актуальным.
Объектом исследования
является маркетинг в сфере медицины.
Предметом – маркетинговые
Целью курсовой работы выступает изучение маркетинга в здравоохранении, в частности, маркетинговых стратегий, определение маркетинговой стратегии для конкретного медицинского учреждения (например, ВОККДЦ), основываясь на данных анкетирования.
Соответственно задачи данной работы:
1) изучить основы маркетинга в сфере медицины;
2) познакомиться с маркетинговыми стратегиями;
3) составить и провести
анкетирование среди пациентов
конкретного медицинского
4) постараться сформулировать
на основе полученных данных
маркетинговую стратегию для
данного медицинского
Решение поставленных задач будет производиться на основании различных учебных пособий и статей из Интернета.
1 СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
1.1 Понятие маркетинга в сфере медицины
Воспользовавшись определением
товара из теории маркетинга (товар — это продукт или
услуга, способные удовлетворить определенную
потребность [1]), отметим, что услуга, направленная
на улучшение здоровья человека, в том
числе медицинская услуга, — это товар,
имеющий ценность благодаря своей способности
удовлетворять потребность человека в
поддержании здоровья. В соответствии
с этим маркетинг в здравоохранении охватывает
совокупность организационно-экономических
функций, связанных с реализацией комплекса
оздоровительно-
Американская медицинская
ассоциация определяет маркетинг в
здравоохранении как
Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена (в теории маркетинга рынок — это сфера существующих и потенциальных обменов [1]). Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон — нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка — необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.
Маркетинг в здравоохранении (в классическом его понимании) возможен при наличии рынка медицинских услуг, рыночных отношений между врачом и пациентом, конкуренции врачей (медицинских услуг), производителей медицинских препаратов и товаров.
Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги (частная, муниципальная, государственная, благотворительных фондов и т.д.). Так же, как и для маркетинговой деятельности любого предприятия, работающего в сфере услуг, а услуги, как известно, обладают четырьмя основными характеристиками, которые в значительной степени влияют на разработку маркетинговых программ: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества и несохраняемость, требуется не только рассмотрение основных элементов маркетинга-микса (продукт, цена, место продажи и продвижение), но и дополнительных факторов, ещё трех «Р» (People, Physical evidence, Process): персонал, материальные свидетельства, способ предложения услуг [3].
В сфере услуг необходим не только внешний маркетинг, но и внутренний, также маркетинг взаимодействия. Внешний маркетинг определяет работу объекта здравоохранения по подготовке, определению цены, распределению и предложению услуги потребителю. Внутренний – работу по обучению и мотивации работников учреждения, нацеленную на повышение качества обслуживания клиентов. Маркетинг взаимодействия определяет умение персонала обслуживать клиента. Потребитель судит о качестве предоставленной услуги не только по её технологическому совершенству (например, была ли операция успешной), но и по функциональному качеству (например, проявил ли хирург участие и заботу к больному) [3].
Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений: 1) маркетинг медицинских услуг; 2) маркетинг лекарственных препаратов; 3) маркетинг медицинской техники; 4) маркетинг медицинских технологий; 5) маркетинг научных идей [4].
Маркетинг медицинских услуг (включая оздоровительные мероприятия) имеет важное значение для формирования у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни.
Потребность в маркетинге медицинских услуг обусловлена тем, что потребительский спрос на медицинские услуги всегда был, есть и будет. Анализ медицинской статистики показывает, что, несмотря на значительные успехи здравоохранения в определенных областях, общество в целом не становится здоровее. Снижение смертности от ряда заболеваний в развитых странах сопровождается демографическими сдвигами (постарение населения, снижение рождаемости), обусловливающими рост хронической патологии и инвалидности. Все это способствует увеличению потребности в медицинских услугах, которая, вероятно, и в дальнейшем будет возрастать.
Маркетинг медицинских услуг возможен и даже необходим в условиях не только частной и страховой, но и государственной медицины. Он должен включать изучение потребностей населения в различных медицинских услугах, информацию о возможностях их предоставления, формирование и регулирование рынка медицинских услуг.
Маркетинговые исследования на рынке медицинских услуг и товаров базируются на глубоком и всестороннем изучении потребностей и финансовых возможностей фактических и потенциальных потребителей медицинских услуг и покупателей фармпрепаратов, на анализе уровня и динамики цен, на выявлении множества других факторов, влияющих на развитие здравоохранения и медицинской помощи.
Сегментация рынка медицинских
услуг и определение его
Маркетинг в фармацевтической промышленности (лекарственных препаратов) существенно отличается от других сфер производства тем, что продукция производится в строго необходимых количествах, не поставляется непосредственно потребителю, ценообразование прямо или косвенно определяется правительством, на национальных рынках присутствует огромное количество конкурентов, и ни одна из фирм не имеет существенной доли рынка.
Анализ закономерностей,
влияющих на потребление лекарств,
позволяет совершенствовать систему
удовлетворения потребностей населения
и ЛПУ в лекарственных
Информация о работе Выбор маркетинговой стратегии медицинского учреждения