Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение маркетинга в здравоохранении, в частности, маркетинговых стратегий, определение маркетинговой стратегии для конкретного медицинского учреждения (например, ВОККДЦ), основываясь на данных анкетирования.
Соответственно задачи данной работы:
1) изучить основы маркетинга в сфере медицины;
2) познакомиться с маркетинговыми стратегиями;
3) составить и провести анкетирование среди пациентов конкретного медицинского учреждения - ВОККДЦ;
4) постараться сформулировать на основе полученных данных маркетинговую стратегию для данного медицинского учреждения.
Введение 5
1 Стратегии маркетинга в здравоохранении 7
1.1 Понятие маркетинга в сфере медицины 7
1.2 Стратегии маркетинга 12
2 Анализ проведенного маркетингового исследования
(среди пациентов ВОККДЦ) 19
3 Построение маркетинговой стратегии медицинского учреждения
(на примере ВОККДЦ) 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение А 32
В наиболее общей форме можно выделить 5 основных вариантов дистрибуции:
- "Стратегия открытых дверей", при которой различные покупатели и торговые фирмы заказывают и получают продукт непосредственно на предприятии;
- Сбыт через оптовую торговлю;
- Прямые продажи розничной торговле;
- Собственные магазины;
- Прямые продажи потребителям.
Как правило, нецелесообразно основывать систему сбыта и дистрибуции продукции на каком-то одном варианте. Более правильно сделать ее гибкой, то есть позволяющей использовать те или иные варианты в зависимости от конкретных экономических условий. На практике часто оказывается, что лучше использовать различные системы сбыта для различных сегментов потребителей.
Четвертое "Р" - продвижение продукции. Предполагает оказание информационного воздействия на потребителя. Однако это гораздо более широкое понятие, чем, реклама. В продвижение продукции входят и связи с общественностью, и специальные предложения. Связи с общественностью являются своего рода рекламой в средствах массовой информации, которая осуществляется посредством информирования газет или телевидения о новом продукте компании или новом виде услуг. Специальные предложения - это мероприятия производителя, проводимые, как правило, вместе с дилерами, которые призваны стимулировать желание покупателя приобрести продукцию компании в течение определенного времени путем организации конкурсов, лотерей, предоставления дополнительных бесплатных предложений при покупке.
Мероприятия по информационному воздействию нужны для того, чтобы покупатели получали необходимую информацию о продукции, а также для того, чтобы убедить их, что она лучше, чем у конкурентов [8].
Теперь рассмотрим дополнительные факторы, присущие маркетингу услуг.
Персонал. Услуги - это взаимодействия, отношения между людьми. Поэтому персонал, который обеспечивает эти отношения - это и есть услуга, ее суть. Контактный персонал - бесценный источник непосредственной маркетинговой информации. Эти люди лично знакомы с тем, что клиентов радует, с тем, что у них вызывает недовольство, с их ожиданиями и надеждами. Этого достаточно, чтобы считать работу с персоналом одним из ключевых аспектов маркетинга в сфере услуг.
Материальные свидетельства - это интерьер, создающий определенное настроение и способствующий привлечению клиентов.
Способ предложения услуг. Сюда относится: как осуществляется продажа и обслуживание клиента; сколько времени тратит покупатель на приобретение услуги и т.д. [9].
Таким образом, при разработке рыночной политики и программы маркетинга предприятиям сферы услуг необходимо определять стратегии и планы их реализации с учетом семи составляющих комплекса маркетинга.
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ ВОККДЦ)
Выбор маркетинговой стратегии медицинского учреждения рассмотрим на примере ВОККДЦ. Для этого было проведено анкетирование.
Анкета (опросный лист) – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.
Объектом исследования в данном случае выступает ВОККДЦ, предметом – его работа с целью её улучшения.
Свою работу ВОККДЦ начал в июле 1991 года и, с этого момента, он прочно занял свое место среди ведущих лечебно-диагностических учреждений области.
В его специализированных отделах проводится более 190 различных методов инструментальной и 170 лабораторной диагностики. Ежедневно центр посещает более 1000 пациентов, которым каждый день выполняется в среднем 100 эндоскопических исследований, более 200 различных исследований в отделе функциональной и более 460 в отделе ультразвуковой диагностики, проводится до 250 рентгенологических исследований.
Его коллектив вот уже более десяти лет успешно справляется со своими главными задачами - повышение объемов и качества диагностики на догоспитальном этапе, расширение возможностей амбулаторно-поликлинических учреждений в организации на современном уровне лечебно-диагностического процесса.
ВОККДЦ включает в себя 13 структурных подразделений:
1. Отдел ультразвуковой диагностики
2. Отдел функциональной диагностики
3. Отдел эндоскопии
4. Отдел лучевой диагностики
5. Отдел клинической химии
6. Консультативный отдел для взрослых
7. Консультативный отдел для детей
8. Медико-генетическая консультация
9. Дневной стационар
10. Диабетологический центр
11. Отдел амбулаторной хирургии
12. Отдел анестезиологии-реанимации
13. Отдел клинических исследований и патоморфологии
Также ВОККДЦ играет большую роль в образовательной деятельности: в нем проходят обучение студенты соответствующих специальностей.
Было опрошено 100 человек, из них 38 мужчин и 62 женщины. В основном это люди в возрасте от 40 до 60 лет (42 %), рабочие/служащие (40 %), со средне специальным образованием (47 %), с ежемесячным доходом свыше 10 тыс. руб. (65 %) и являющиеся жителями Воронежа (87 %). Реже обращаются лица в возрасте от 20 до 40 лет (31 %), пенсионеры (20 %), с высшим образованием (32 %), с ежемесячным доходом от 5 до 10 тыс. руб. (30 %) и жители Воронежской области (10 %).
Проанализируем результаты анкет.
На вопрос: «Как Вы оцениваете свое состояние здоровья?» 50 % опрошенных ответили, что удовлетворительно (таблица 1):
Таблица 1 – Как Вы оцениваете свое состояние здоровья?
Плохое |
Удовлетворительное |
Хорошее | |
Мужчины |
15,8 % |
57,9 % |
26,3 % |
Женщины |
27,4 % |
45,2 % |
27,4 % |
Полученные данные отразим на трехмерной гистограмме (рис. 3):
Рисунок 3 – Как вы оцениваете свое состояние здоровья?
Таким образом, можно сделать вывод, что мужчины с большим оптимизмом относятся к своему здоровью.
Рассмотрим, как часто люди посещают медицинские учреждения с профилактической целью (таблица 2):
Таблица 2 – Как часто
посещаете медицинские
лью?
Раз в год |
Раз в квартал |
Раз в месяц и чаще |
Раз в 2 года или реже |
Не посещаю | |
Студенты |
80 % |
- |
- |
- |
20 % |
Рабочие/ служащие |
64 % |
24 % |
2 % |
6 % |
4 % |
Предприниматели |
25 % |
- |
- |
75 % |
- |
Безработные |
33,3 % |
33,3 % |
16,7 % |
16,7 % |
- |
Пенсионеры |
- |
55 % |
45 % |
- |
- |
Другое |
30 % |
50 % |
20 % |
- |
- |
Данные покажем на объемной цилиндрической гистограмме (рис. 4):
Рисунок 4 – Как часто
посещаете медучреждения с
Из гистограммы видно, что в основном люди посещают медицинские учреждения ради профилактики раз в год. Причем занятые люди реже посещают медучреждения, что и понятно. Также исследования показала, что женщины в вопросах профилактики более внимательны.
Также люди больше предпочитают частные медучреждения (40 %) государственным (35 %) и традиционные методы лечения (72 %).
На вопрос: «Вы считаете платную медицинскую помощь качественней?» 65 % опрошенных затруднились ответить, 30 % сказали: «Да», но в основном люди не пользуются платными медуслугами (34 %).
Рассмотрим теперь, почему ими был выбран ВОККДЦ (таблица 3):
Таблица 3 – Какой фактор повлиял на выбор данного медицинского учрежде -
ния?
Качество медуслуг |
Рекомендации знакомых |
Близость к дому |
Авторитет медучреждения |
Другое |
42 % |
30 % |
13 % |
10 % |
5 % |
Отразим результаты на объемной круговой диаграмме (рис. 5):
Рисунок 5 – Почему Вы выбрали ВОККДЦ
Видно, что большинству
населения нравится качество медуслуг
в ВОККДЦ и это радует. Соответственно,
на вопрос: «Устраивает ли Вас качество
оказываемых медуслуг?» ответил
От чего, по мнению людей,
зависит авторитет
Также исследования показали, что цена на медуслуги в ВОККДЦ является доступной для многих (87 %).
Посмотрим, соответствует ли цена медуслуги её качеству в данном ЛПУ (таблица 4):
Таблица 4 – Вы считаете, соответствует ли цена медуслуги её качеству в данном
ЛПУ?
Да |
Не совсем |
Нет |
Затрудняюсь ответить | |
Люди с ежемесячным доходом до 5000 руб. |
- |
80 % |
20 % |
- |
Люди с ежемесячным доходом 5000 - 10000 руб. |
30 % |
46,7 % |
20 % |
3,3 % |
Люди с ежемесячным доходом выше 10000 руб. |
38,5 % |
38,5 % |
12,3 % |
10,8 % |
Отразим результаты на объемной пирамидальной гистограмме (рис. 6):
В принципе, цена соответствует качеству оказываемых медуслуг. При этом не совсем были довольны те, кто получают меньше 5000 руб. Также нужно учесть, что клиенты ВОККДЦ – люди, чьи доходы в месяц превышают 10000 руб. Это свидетельствует о том, что необходимо снижение цен, потому что не для всех доступна платная медпомощь (видно из анализа предыдущего вопроса) и пожелания некоторых пациентов сводится к данному выводу.
Почему же большинство людей пользуется платными медуслугами, чем по их платная медпомощь отличается от государственной? На эти вопросы есть следующие ответы:
- отсутствие очередей (42 %);
- более внимательное отношение медперсонала (38 %);
- квалификацией специалистов (57 %);
- исследованием на более совершенном оборудовании (50 %);
- более комфортной обстановкой (4 %).
Есть также люди, которые ответили, что ничем (3 %).
При необходимости другим людям 52 % опрошенных посоветуют данное медучреждение своим знакомым, 47 % затруднились ответить.
Также в заключительной части анкеты были внесены некоторыми респондентами предложения по усовершенствованию деятельности данного ЛПУ. Это, например, пожелание по поводу организации медпомощи – чтоб по возможности все было вовремя, также пожелание по поводу цен на платные медуслуги - чтоб они по возможности были ниже, создание более комфортной обстановки (это касается мест общественного пользования, работы лифтов в частности), чтоб было как можно больше квалифицированных специалистов с нравственными устоями и прочее.
Таким образом, работа ВОККДЦ население, в целом, устраивает, но не помешали бы некие корректировки в соответствии с пожеланиями потребителей медуслуг данного медучреждения.
3 ПОСТРОЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОККДЦ)
Основой стратегического
планирования считается построение
дерева целей и сценариев
Информация о работе Выбор маркетинговой стратегии медицинского учреждения