Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла. Данная тема очень актуальна в настоящее время.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие жизненного цикла;
2. Рассмотреть этапы жизненных циклов товара;
3. Изучить понятие и сущность маркетинговых стратегий;
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинга на этапах жизненного цикла товара 5
1.1. Понятие жизненного цикла товара 5
1.2. Маркетинговые стратегии на различных этапах жизненного цикла товаров 12
2. Анализ применения различных маркетинговых стратегий на этапах жизненного цикла товара в ОАО "Нэфис Косметикс" 17
2.1. Характеристика ОАО "Нэфис Косметикс" 17
2.2. Анализ жизненного цикла товара ОАО "Нэфис Косметикс" и маркетинговых стратегий 26
3. Рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии в соответствии с этапами жизненного цикла товара 38
3.1. Рекомендации по совершенствованию 38
3.2. Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию 43
Заключение 45
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинга на этапах жизненного цикла товара 5
1.1. Понятие жизненного цикла товара 5
1.2. Маркетинговые
стратегии на различных этапах
жизненного цикла товаров
2. Анализ применения различных маркетинговых стратегий на этапах жизненного цикла товара в ОАО "Нэфис Косметикс" 17
2.1. Характеристика
ОАО "Нэфис Косметикс"
2.2. Анализ жизненного цикла товара ОАО "Нэфис Косметикс" и маркетинговых стратегий 26
3. Рекомендации
по совершенствованию
3.1. Рекомендации
по совершенствованию
3.2. Оценка эффективности
рекомендаций по совершенствова
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянно
меняющихся запросов покупателей, технологий
и конкурентного окружения
То обстоятельство, что жизненный цикл каждого товара состоит из различных этапов, порождает две задачи. Во-первых, поскольку продажа любого товара рано или поздно переживает спад, устаревшие товары необходимо заменять новыми. Во-вторых, предприятие должно понимать, каким образом происходит устаревание его товаров, и уметь приспосабливать свои действия к разным этапам их жизненного цикла.
Кроме того,
предприятие должно
Маркетинг подразумевает управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения нужд и запросов человека. Или, другими словами, маркетинг – это процесс, в ходе которого отдельные лица и группы лиц получают необходимое и желаемое посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.
Вопросы теории маркетинга, его практического применения на всех уровнях нашли достаточно широкое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Труды Р. Александера, Г. Армстронга, Б. Бермана, Дж., Гелбрейта, Ф. Котлера, А. Маслоу, М. Портера, Дж. Эванса и др. заложили основы для дальнейшего развития маркетинговых идей. Среди исследований отечественных ученых-экономистов маркетинг занимает важное место в работах А.А. Бравермана, Е.П. Голубкова, В.Д. Марковой, Б.Л. Межирова, Р.Б. Ноздревой, Н.С. Перекалиной, Н.А. Платоновой, Р.Ю. Поповой, Л.Б. Сульповара и др.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла. Данная тема очень актуальна в настоящее время.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие жизненного цикла;
2. Рассмотреть этапы жизненных циклов товара;
3. Изучить понятие и
сущность маркетинговых
4. Рассмотреть жизненный
цикл товаров ОАО «Нэфис
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты маркетинга на этапах жизненного цикла товара
1.1. Понятие жизненного цикла товара
В условиях рыночной экономики жизненный цикл товара имеет существенное значение в структуре задач маркетинга на предприятии.
Одна из основных задач маркетинга – использовать жизненный цикл товара для повышения эффективности и прибыльности работы предприятия.
В зависимости от стадии жизненного цикла товара предприятие может принять соответствующее решение по поводу развития потребительских свойств товара, выведения на другой рынок или снятия с производства.[1, с. 76]
Продолжительность жизненного цикла товара в целом и его отдельных стадий зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. С помощью средств маркетинга жизненный цикл товара на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен.
В настоящее время существует большое многообразие определений «жизненного цикла»товара. Анализ определений позволил выделить три подхода к определению жизненного цикла товара:
1) ряд авторов рассматривает жизненный цикл товара как «период времени, в течение которого товар пользуется спросом и приносит доход»: Б.А. Райзберг; Л.И.Абалкин; Е.П.Голубков; Л.А.Брагин и Т.П. Данько; В.И Беляев; М.Н. Григорьев; Н.И. Новицкий; А.П. Панкрухин; А.Н.Романов; П.С. Завьялов; И.С.Березин; Э.А.Уткин; Г.А.Васильев; Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева и В.И.Черенков; Б.А. Соловьев; С.Б. Жабина; И.М. Синяева, С.В.Земляк и В.В. Синяев; В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева; М.И. Тимофеев и др.[2,3,4];
2) некоторые авторы считают жизненный цикл товара «концепцией»: Е.Е. Румянцева; Н.И. Лыгина и И.Р. Ляпина и др. Концепция жизненного цикла товара имеет большое значение для практики предпринимательства. Во - первых, она ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия сточки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, концепция жизненного цикла товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке нового товара. В-третьих, данная концепция помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла товара, а также определять уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентного предприятия.[3, с.89] Необходимость концепции жизненного цикла товара проявляется не только при анализе поведения отдельно взятого товара, но и при анализе оборота и прибыли общей программы продаж ассортимента продукции; при анализе ввода на рынок товара; при обосновании мероприятий по улучшению дизайна, внешнего вида товара, его упаковки. С помощью жизненного цикла товара можно достаточно быстро выявить сильные и слабые стороны программы сбыта;
3) особый подход
в рассмотрении жизненного
По нашему мнению, в условиях рыночной экономики, жизненный цикл товара – это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния товара, в течение которого он пользуется спросом и приносит доход. Лишь удовлетворяя потребность общества в товаре, предприятие сможет не только компенсировать расходы на его производство, но и получать прибыль.
С течением времени меняется состояние как внешней, так и внутренней среды, процессы, происходящие с товаром под влиянием этих изменений, имеют определенную закономерность, на основе которой выделяют основные этапы жизненного цикла товара.
Циклический характер жизни товара на рынке обусловливает возникновение у любого товаропроизводителя сложных проблем и вопросов, но вместе с тем подсказывает пути и средства их решения. Проблемы, возникающие в связи с цикличностью жизни товаров, – это определение особенностей протекания жизненного цикла товаров, производимых данным предприятием; определение фаз цикла, в котором пребывает каждый из производимых товаров; постоянное наблюдение за поведением товаров, пребывающих в определенных фазах цикла; осознанная замена товаров, находящихся в фазе спада и исчерпавших свои рыночные возможности, или продление их нахождения на рынке (путем модернизации, поиска новых ниш, проведения интенсивной рекламы, использующей новые оригинальные, доказательные аргументы).[1, с. 105]
Для организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара, специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объемы продаж и уровень прибыли предприятия. Особенности жизненного цикла товара и его стадий предопределяют дифференцированный подход и различное состояние отдельных маркетинговых инструментов.
Анализ литературы по жизненному циклу товара выявил разные подходы к количеству стадий, которые проходит товар в течение своей жизни на рынке (табл. 1.1.1).
Ф. Котлер, К.Л. Келлер считают, что жизненный цикл товара включает 4 стадии: 1) внедрение; 2) рост; 3) зрелость; 4) спад.[5, с. 56].
Т.Н. Парамонова и А.П. Панкрухин, полностью отожествляют все стадии жизненного цикла с Ф. Котлером и К.Л. Келлером.
Таблица 1.1.1.
Систематизация этапов жизненного цикла товара
Количество стадий жизненного цикла товара |
Авторы, придерживающиеся подобной точки зрения |
4 стадии |
Ф.Котлер, К.Л. Келлер, В.Н. Едронова, А.П. Панкрухин, Т.Н. Парамонова, А.П. Мищенко, Н.Д. Эриашвили, В.А. Щегорцов; В.А. Таран, В.Н. Гунин и т.д. |
5 стадий |
А.Л. Сабинина, Т.П. Данько, Л.А. Брагина, И.Л. Акулич, Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик, Э.А. Уткин, А.М. Годин и т.д. |
6 стадий |
Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, В.И. Беляев, В.И. Видяпин, Р.А. Фатхутдинов, И.М. Синяева, С.В. Земляк и т.д. |
7 стадий |
В.А. Алексунина и др. |
11 стадий |
ISO 9004-1 |
Авторы П.С. Завьялов, Н.Д. Эриашвили, четверную стадию переименовали соответственно в стадию падения и упадка.
А.П. Мищенко, В.А. Щегорцов и В.А.Таран стадию зрелости дополняют насыщением.
Р.Б. Ноздрева, Г.Д.Крылова, М.И.Соколова, В.Ю. Гречкова первую стадию переименовали в стадию выхода на рынок [13].
В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов дополнили стадию внедрения зарождением, рост – развитием, а четвертую стадию назвали старением и отмиранием.
В.Н. Едронова первую стадию жизненного цикла товара назвала инновациями, учитывая тот факт, что создание нового товара начинается с изучения рынка и внедрения инноваций.
Следующие авторы в целом также придерживаются точки зрения Ф. Котлера и К.Л. Келлера, но вносят небольшие дополнения и уточнения.
Т.П. Данько, А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников несколько расширяют стадию зрелости, представляя ее отдельной стадией жизненного цикла товара[11].
И.Л. Акулич, Т.Д.Маслова, С.Г. Божук, Л.Н.Ковалик, Э.А.Уткин включили в жизненный цикл товара совершенно новую стадию – разработку товара.
А.М. Годин подобрал соответствующие слова-синонимы к классическому варианту стадий жизненного цикла товара.
А.Л. Сабинина свела все стадии жизненного цикла товара в один – товарооборот (обращение и реализация), а все остальные стадии рассмотрела с позиции разработки, производства, использования и уничтожения материального блага.
Мнения следующих авторов разделились: одни авторы считают, что жизненный цикл товара начинается с разработки (Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, В.И. Беляев, Р.А. Фатхутдинов, Г.А. Васильев), другие убеждены, что первая стадия жизненного цикла – это выведение на рынок (В.И. Видяпин). Однако из представленных авторов Р.А. Фатхутдинов рассмотрел стадии жизненного цикла как с позиции его реализации на рынке, так и с позиции его производства[16].
По мнению В.А. Алексунина, жизненный цикл товара включает 7 стадий: 1) период разработки товара; 2) выход товара на рынок; 3)рост продаж; 4) зрелость; 5) насыщение рынка;6) спад продаж; 7) уход с рынка.
Жизненный цикл продукции в соответствии со стандартом ИСО 9004-1 состоит из11 стадий: 1) маркетинговые исследования; 2) опытно- конструкторские работы; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка производства; 5) производство; 6) контроль; 7)испытания; 8) упаковка и хранение; 9) реализация и распределение; 10) монтаж и эксплуатация; 11) техническая помощь и обслуживание; утилизация[15].
Следовательно, систематизация стадий жизненного цикла товара позволяет выделить наиболее характерные этапы развития товара, разработать адекватную стратегию и тактику поведения предприятия на рынке.
Касаясь самого товара, следует отметить, что продолжительность жизненного цикла товара зависит от: его технической сложности, при этом, чем сложнее товар, тем, в общем случае, длиннее его жизненный цикл; степени рыночной новизны товара: чем она выше, тем, в общем случае, длиннее может оказаться жизненный цикл; степени обработки товара: сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, чем готовые изделия; агрессивности конкурентной борьбы на рынке: чем сильнее конкуренция, тем короче жизненный цикл товара.
С помощью показателей стадий жизненного цикла товара можно четко отследить переход от одной стадии жизненного цикла к другой. Знание критериев перехода даст возможность руководству предприятия сформировать адекватную систему мер для эффективного пребывания товара на рынке.
Все показатели, в зависимости от того, как они изменяются в ходе жизненного цикла, делятся на проциклические (показатели, значения которых на стадии роста увеличиваются, а на стадии спада уменьшаются, контрциклические (показатели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время роста уменьшаются) и ациклические (показатели, динамика которых не имеет взаимосвязи со стадиями жизненного цикла).
Выделяют также
опережающие показатели (параметры,
достигающие максимальных(
Наиболее ярко выраженные стадии жизненного цикла товара – рост и спад. Всю группу статистических показателей роста (применительно к концепции жизненного цикла товара роста объемов продаж) можно разделить на две группы: темпы роста и темпы прироста.