Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла. Данная тема очень актуальна в настоящее время.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие жизненного цикла;
2. Рассмотреть этапы жизненных циклов товара;
3. Изучить понятие и сущность маркетинговых стратегий;
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинга на этапах жизненного цикла товара 5
1.1. Понятие жизненного цикла товара 5
1.2. Маркетинговые стратегии на различных этапах жизненного цикла товаров 12
2. Анализ применения различных маркетинговых стратегий на этапах жизненного цикла товара в ОАО "Нэфис Косметикс" 17
2.1. Характеристика ОАО "Нэфис Косметикс" 17
2.2. Анализ жизненного цикла товара ОАО "Нэфис Косметикс" и маркетинговых стратегий 26
3. Рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии в соответствии с этапами жизненного цикла товара 38
3.1. Рекомендации по совершенствованию 38
3.2. Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию 43
Заключение 45
Список использованной литературы
Предприятие получило прибыль от продаж в размере 1 138 719 тыс. руб., что составляет 15% от выручки. Чистая прибыль предприятия по итогам 2011 года составила 284 305 тыс. руб., что на 42% превышает соответствующий показатель 2010 года.
В результате проведенной работы по данным Международного информационного агентства «AC Nielsen» и Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции ОАО «Нэфис Косметикс» занимает лидирующие позиции на всех товарных рынках бытовой химии и технической продукции.
2.2. Анализ жизненного цикла товара ОАО "Нэфис Косметикс" и маркетинговых стратегий
По итогам 2011
года ОАО "Нэфис Косметикс" сохранила
статус крупнейшего отечественного
производителя бытовой химии, который
успешно конкурирует с
Объем производства товарной продукции предприятия в 2010 году в натуральном выражении составил 167,4 тыс. тонн, что на 12,4 тыс. тонн или на 7% в натуральном выражении меньше по сравнению с объемом производства за 2010 год.
Все товары ОАО «Нэфис Косметикс» находятся на стадии спада.
Рис. 2.2.1. Структура реализации продукции
В 2010 году по сравнению с 2009 годом объем реализации значительно вырос. Объем реализации готовой продукции предприятия в стоимостном выражении в отчетном году сохранился на уровне 2010 года при небольшом снижении в натуральном выражении. Следует отметить, что в 2011 году рынок бытовой химии в РФ не вырос по отношению к 2010 году (-0,4% в денежном выражении по данным агентства АС Nielsen).
Сравнительный анализ объемов реализации товарной продукции предприятия за 2010 и 2011 гг. представлен в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Объём реализации основных видов продукции в 2009 - 2010 гг.
Группы выпускаемой продукции |
2010 |
2011 |
Темп прироста / снижения, % | |||
тн. |
тыс. руб. без НДС |
тн. |
тыс. руб. без НДС |
тн. |
тыс. руб. без НДС | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Синтетические моющие средства |
75 751 |
3 092 182 |
69 728 |
3 079 665 |
-7,95 |
-0,40 |
Жидкие моющие средства |
57 575 |
2 217 592 |
52 783 |
2 107 121 |
-8,32 |
-4,98 |
Сухие чистящие средства |
8 945 |
306 814 |
9 134 |
309 714 |
2,11 |
0,95 |
Туалетное мыло |
13 718 |
827 875 |
11 158 |
751 700 |
-18,67 |
-9,20 |
Хозяйственное мыло |
3 670 |
74 862 |
1 290 |
31 035 |
-65 |
-59 |
Свечи |
269 |
21 495 |
159 |
13 375 |
-41 |
-38 |
Техническая продукция |
16 377 |
614 578 |
20 851 |
869 923 |
27 |
42 |
ЖМС специализированные |
150 |
10 544 |
20 |
752 |
-87 |
-93 |
Прочая продукция |
1 614 |
11 347 |
1 669 |
9 050 |
3,40 |
-20 |
ИТОГО |
178 068 |
7 177 289 |
166 791 |
7 172 336 |
-6,33 |
-0,07 |
По итогам работы предприятия за 2011 год наблюдается увеличение объемов реализации по следующим товарным группам:
- техническая продукция: выручка за 2011 г. составила 870 млн.руб., а за 2010 г. – 615 млн.руб., прирост составил 41,5%;
- сухие чистящие средства: выручка за 2011 г. составила 310 млн. руб., а за 2010 г. – 307 млн. руб., прирост составил 1%;
В то же время по некоторым группам продукции произошло снижение выручки от продаж:
- хозяйственное мыло: выручка за 2011 г. составила 31 млн. руб., за 2010 г. – 75 млн. руб., снижение составило -58,5%;
- свечи: выручка за 2011 г. составила 13 млн. руб., за 2009 г. – 21 млн. руб., снижение составило - 37,8%.
- прочая продукция: выручка за 2011 г. составила 9 млн. руб., за 2010 г. – 11 млн. руб., снижение составило - 20,2%.
В целом, объем реализации основных видов продукции, работ и услуг ОАО «Нэфис Косметикс» в денежном выражении по итогам 2011 г. составил 7 574 млн. руб., что на 2,1% превышает соответствующий показатель 2010 года. Рост выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг произошел за счет прироста прочей выручки (от выполнения работ, оказания услуг) на 68,6% (прочая выручка за 2011 г. составила 401 млн. руб., за 2010 г. – 238 млн. руб.).
При разработке стратегии развития ОАО «Нэфис Косметикс» уделяет особое внимание маркетингу. В настоящее время компания реализует проект по созданию эффективной системы продвижения своей продукции в регионах России с целью обеспечения дальнейшего роста объема продаж и максимальной загрузки новых производственных мощностей. Задачами проекта являются:
1. Развитие дистрибьюторской сети, которая в настоящий момент охватывает около 80% территории Российской Федерации, а также 12 стран СНГ и включает 99 дистрибьюторов, из них 87 - в России. Дистрибьюторы компании обслуживают более 12 тыс. розничных точек напрямую и остальные розничные точки через систему субдистрибуции. Показатель представленности товаров комбината в розничной сети стабильно растет и в настоящее время составляет в среднем примерно 75% (в каждой розничной точке, обслуживаемой компанией, в среднем представлено примерно 65 из 100 любых наименований ее товаров).
2. Создание специализированных
отделов и региональных
3. Создание консигнационных
складских запасов на базе
дистрибьюторов. В ближайшем будущем
предприятие планирует
4. Продвижение
продукции в сетевые магазины.
Товары компании присутствуют
в ассортименте более чем 70
российских сетевых магазинов.
Продукция «Нэфис Косметикс»
представлена в большинстве
В 2011 году реализацию и продвижение выпускаемой продукции на потребительские рынки ОАО «Нэфис Косметикс» осуществляло через свою дистрибьюторскую сеть, которая на 01.01.2012 г. насчитывает 182 компаний-дистрибьюторов в различных регионах России и странах СНГ, а также через собственный мелкооптовый магазин и прочие поставки.
В настоящее время, когда рынок бытовой химии характеризуется достаточно жесткой конкуренцией, ОАО «Нэфис Косметикс» делает ставку на технологию прямых продаж, которая основывается на личном контакте представителя компании и клиента (торговой точки) и организации регулярной взаимовыгодной работы.
В 2010 году на базе дистрибьюторов был запущен проект «Партнер», нацеленный на рост объемов продаж продукции ОАО «Нэфис Косметикс» в зоне дистрибуции, выведение сотрудничества Дистрибьютора с Производителем на такой уровень, при котором объем продаж продукции Комбината составляет доминирующее положение в общем объеме продаж Дистрибьютора.
Также в прошедшем году начала действовать новая торговая политика, направленная на закрепление клиентской базы, унификацию ценовой модели Дистрибьюторов, налаживание автоматизированной системы стандартной отчетности.
Продукция «Нэфис Косметикс» представлена во всех регионах России и странах СНГ. В московский регион и для федеральных розничных сетей реализуется через 100% дочернюю компанию «Нэфис Косметикс» - «Нэфко-Центр». «Нэфис Косметикс» имеет обширную дилерскую сеть, представленных в большинстве регионов присутствия. Для стимулирования продаж «Нэфис Косметикс» проводит регулярные акции для дистрибьюторов: предоставляет скидки, товарные кредиты, системы бонусирования за успешность продаж и прочее.
Дистрибьюторы ОАО «Нэфис Косметикс» работают по всей России- от Владивостока до Калининграда, а также в странах СНГ - Украине, Белоруссии, Казахстане, Молдове, Киргизии. Развитая сеть торговых представителей позволяет компании получать информацию о ситуации в розничной сети и обеспечивает постоянную связь с потребителями продукции.
Из дистрибьюторов можно назвать:
- ПарфюмБытХим – эксклюзивный дистрибьютор (Белорусь, Минск)
- Фирма «Нисса»
(ООО «Нисса», ИП Лопаткин А.Н.
- Южный двор, Москва – официальный дистрибьютор «Нэфис косметикс»
По мнению заместителя начальника Управления маркетинга ОАО «Нэфис Косметикс» Пустобаева Евгения Александровича, именно усовершенствование системы работы с дистрибьюторами во многом способствует завоеванию лидирующего положения компании на рынке.
Цели маркетинговой политики ОАО «Нэфис Косметикс» - рост доли рынка и увеличение лояльности gотребителей за счет производства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности покупателей и построения эффективной системы продвижения и сбыта.
Основные акценты маркетинговой политики ОАО «Нэфис Косметикс»:
1. Построение прозрачной и контролируемой системы продаж
Реализацию
и продвижение выпускаемой
2. Повышение эффективности проведения трейд-маркетинговых мероприятий
На предприятии налажена система планирования и запуска акций по стимулированию продаж на локальном уровне, исходя из потребностей, проблем и задач на конкретной территории. Повышение эффективности проведения акций достигнуто за счет автоматизации приема и контроля заказов, а также за счет адресной политики продвижения в сетевой канал, традиционную торговлю и оптовый канал продаж.
3. Постоянное обновление ассортимента
4. Ценовая политика присутствия во всех сегментах рынка с соблюдением ценового преимущества относительно продукции конкурентов
Продукция «Нэфис Косметикс» охватывает все ценовые сегменты рынка: для верхнего сегмента предлагается продукция под брендами «AOS» и «Love», для среднего - «BiMAX», для экономичного - «Sorti» и «Биолан». Цена на ассортимент выпускаемой продукции устанавливается исходя из целевого паритета - 10% от аналогичной продукции конкурентов.
В результате проведенной работы по данным Международного информационного агентства «AC Nielsen» и Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции ОАО «Нэфис Косметикс» занимает лидирующие позиции на всех товарных рынках бытовой химии и технической продукции:
- по продажам средств для мытья посуды – 21,4% рынка России (данные ACNielsen за 2011 г. в натуральном выражении). Это второе место после компании «Procter&Gamble»;
- по продажам синтетических моющих средств – 9,7% рынка России (данные ACNielsen за 2011 г. в натуральном выражении). Это первое местосреди российских производителей и третье местопосле мультинациональных компаний «Procter&Gamble», «Henkel»;
- по продажам сухих чистящих средств – 13,3% рынка России (данные ACNielsen в натуральном выражении). Это первое место среди российских производителей и третье место после мультинациональных компаний «Procter&Gamble», «Henkel»;
- по производству туалетного мыла - четвертую позицию среди отечественных производителей – 14,8% рынка России (данные Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции за 2011 г. в натуральном выражении). В настоящее время на российском рынке туалетного мыла присутствуют такие крупные игроки как ОАО «Свобода»; ЗАО «Невская косметика», ОАО «ППК Весна», ОАО «НМЖК»;
- по технической продукции Комбинат занимает более 70% рынка России. Техническая продукция производства ОАО «Нэфис Косметикс» используется на российских предприятиях нефтехимической, легкой, лакокрасочной, бумажной и других отраслей промышленности.
Мы отмечаем, что на сегодняшний день основными конкурентами для «Нэфис» в двух основных сегментах (синтетические моющие средства и жидкие моющие средства) являются транснациональные корпорации: «Procter&Gambel» и «Henkel». Несмотря, как кажется на первый взгляд, сложность конкуренции с мировыми гигантами, «Нэфис», в ряде сегментов, если и не выигрывает гонку, то стабильно на протяжении последних лет находится в тройке лидеров. Явным подтверждением данного факта является сегмент жидких моющих средств, где, как мы отмечали выше, Компания занимает вторую позицию после «P&G», опережая «Henkel».
Бренд «AOS» за первые два года с момента выхода на рынок смог отыграть долю в 5,4%, в дальнейшем доля бренда на рынке достигла 8,5%. Увеличение производственных мощностей, в том числе за счет выхода на проектную мощность нового завода синтетических моющих средств (суммарная годовая мощность 140 тыс. тонн) позволит «Нэфис» упрочить свои позиции.