Анализ финансового состояния ОАО "Сбербанк России" и пути его улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель предлагаемой работы – раскрыть содержание методики анализа финансового состояния, проанализировать финансовое состояние банка.
Задачи исследования:
Дать обзор методов анализа финансового состояния банка
Рассмотреть характеристику обязательных экономических нормативов

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологическая основа анализа финансового состояния коммерческого банка
1.1. Обзор методов анализа финансового состояния банка
1.2. Характеристика обязательных экономических нормативов1.3. Оценка качества активов и пассивов банка
1.4. Надежность и устойчивость
1.5. Оценка эффективности
Глава 2. Анализ финансового состояния коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк Черноземье»
2.1 Анализ актива и пассива баланса банка
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ достаточности капитала
2.5. Оценка эффективности деятельности банка
Глава 3. Разработать пути улучшения финансового состояния ОАО "Сбербанк Черноземье"
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Финансовое состояние ОАО Сбербанк Черноземье и пути его.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

 

Основные параметры  проведения пилотного проекта:

  • Регион проведения пилота – город с населением от 300 тысяч до 900 тыс.человек, где есть офис Банка, осуществляющий обслуживание клиентов (за исключением городов, расположенных в непосредственной близости к крупным городам-миллионникам).
  • Характеристики Компании – рыночная доля в своем сегменте не менее 10% локального рынка, несколько точек обслуживания клиентов, наличие собственной дисконтной или бонусной системы лояльности и базы постоянных клиентов размером не менее 15 000 человек.
  • Характеристики клиентской базы – база данных, содержащая информацию о ФИО клиентов, паспортные данные, контактный адрес и номера телефонов, место работы (по возможности), уровень дохода (по возможности), регулярно используемая и обновляемая ТО для рекламы, проведения розыгрышей и т.д.
  • В рамках пилота предлагается выпускать Карты следующим образом:
    • всем успешно прошедшим скоринг имеющимся постоянным клиентам Компании – на начальном этапе кобрендового проекта выпустить и разослать кредитные Карты;
    • новым клиентам и постоянным клиентам неуспешно прошедшим скоринг – выдавать неперсонализированные дебетовые Карты в точках обслуживания клиентов Компании по запросу клиента в течение 15 минут (кредитный лимит будет регулярно устанавливаться новым клиентам по итогам скоринга после нескольких месяцев наблюдения за их поведением).
  • Выпуск персонализированных Карт взамен неперсонализированных будет производится Банком по окончании срока действия Карт или по запросу клиента. Перевыпущенные персонализированные Карты после изготовления высылаются клиентам по почте.
  • Внести ежемесячный платеж по кредитной Карте и собственные средства на Карту клиент может посредством cash-in киосков, расположенных в точках обслуживания Компании, а также через стандартные каналы поступления платежей (Почта России, банковский перевод и т.д.).
  • Предоставление скидки и начисление бонусов в Компании будет производиться при проведении оплаты покупки посредством Карты, т.к.иначе у Банка будет ограничен доступа к информации о тратах клиента в Компании. Оплата покупки с помощью накопленных бонусов возможна при проведении оплаты Картой.

Для запуска пилотного  проекта нам нужен максимально  крупный город с минимальным  присутствием банков-конкурентов. Учитывая широкое распространение перекрестных кредитных карт при выборе города их можно не брать во внимание, а  распространяющих розничные кредитные карты банки необходимо рассматривать как основного конкурента нашей кобрендовой карты.

Крупные розничные российские банки в регионах (ВТБ 24, Альфабанк, Банк Москвы и др.) достаточно неповоротливы  и потому не являются опасными конкурентами. А крупные сетевые банки-дочки иностранных банков (Райфайзенбанк, Ситибанк, Юникредит и др.) стоит рассматривать как основных конкурентов нашей кобрендовой картой.

Таким образом, список городов присутствия ОАО «Сбербанк Черноземье» , где не работают наиболее опасные конкуренты банка выглядит следующим образом (города отсортированы по размеру – табл.3.5):

 

 

 

 

 

Таблица 3.5. Список городов присутствия ОАО «Сбербанк Черноземье» , где не работают наиболее опасные конкуренты банка

 

Пилотный проект имеет  смысл запускать в городах  где наименее острая конкурентная среда, это позволит потратить меньше денег  на тест, быстрее получить результаты и одновременно «застолбить» рынок  до прихода конкурентов. Для исключения искажения картины предлагается исключить из списка близлежащие к Москве города Рязань, Тверь, Владимир. Потенциальных партнеров в указанных городах предлагается искать с помощью сотрудников региональных филиалов Банка, при этом необходимо учитывать соответствие брэндов Банка и Компании во избежание ошибок позиционирования банка

Для того чтобы понять доходность пилотного проекта возьмем  для расчета среднюю компанию, имеющую 3 торговые точки в городе присутствия Банка, уровнем проходимости торговых точек в 10 000 человек в месяц и накопленной базой постоянных клиентов в размере 15 000 человек.

Итоговую эффективность кобрендового проекта ОАО «СБЕРБАНК ЧЕРНОЗЕМЬЕ» сведем в таблица 3.6.

Таблица 3.6.

Графически показатели развития кобрендового проекта ОАО «Сбербанк Черноземье» представлены на рис.3.2 – 3.4.

Рис.3.2. Динамика активации  карт с момента рассылки

 

Рис.3.3. Динамика роста  портфеля

Рис.3.4. Динамика чистой прибыли 

 

Таким образом, реализация проекта позволит к концу второго  года получить прибыль до налогообложения в размере 11,9 млн.руб. Для достижения безубыточности проекта достаточно выпуска 2 500 кредитных карт, при прогнозном уровне выпуска в 6 000 карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Устойчивое финансовое положение  банка в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Анализ начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть  следующие вопросы:

    • имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;
    • условия работы предприятия в отчетном периоде;
    • результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;
    • перспективы финансово-хозяйственной деятельности банка.

Анализ рентабельности активов  ОАО «Сбербанк Черноземье» произведен по показателю работающих активов, что позволяет при  сравнении разницы между рентабельностью совокупных активов и работающих активов судить о потенциальных возможностях повышения рентабельности за счет улучшения структуры активов при соблюдении требований ликвидности и объективно необходимой иммобилизации части активов.

Из таблицы  видно, что коэффициент  эффективности использования активов  остался практически на уровне прошлого года с  одновременным существенным ростом показателей рентабельности активов. Повышение рентабельности обусловлено ростом комиссионных доходов.

В целом проведенный анализ свидетельствует  о достижении банком  большинства  стратегических целей и задач, утвержденных Советом директоров банка в  Концепции  его развития на 2011 год. Наблюдается динамичный рост и дальнейшее расширение объема операций. Наращивание объема привлеченных ресурсов и активных операций сопровождается увеличением капитала банка. Оценка показателей свидетельствует о наличии у банка резервов роста, что позволит укрепить его финансовую прочность.

В третей главе диплома, в качестве основного предложения по улучшению финансового состояния ОАО "Сбербанк Черноземье" является внедрение кобрендинговых карт.

Описание кобрендового продукта:

    • Тип карты - Visa Classic Unembossed.
    • Валюта счета – рубли РФ.
    • Выпуск карты и годовое обслуживание – бесплатно.
    • Кредитный лимит – до 150 000 рублей.
    • Ставка по кредиту – 29% годовых без ежемесячных комиссий.
    • Плата за снятие собственных средств в АТМ и ПВН Банка/других банков – 0/1% (мин.250 руб.)
    • Плата за снятие кредитных средств в АТМ и ПВН Банка/других банков – 3,9/3,9% (мин.250 руб.)
    • Ограничение на сумму снятия кредитных средств в АТМ – 15 000 рублей в месяц.
    • Процент начисляемый на остаток собственных средств – до 5% годовых.
    • Минимальный платеж – 3% от кредитного лимита, мин.300 руб.
    • Эффективная процентная ставка рассчитанная по методике ЦБ – 32%.
    • Фиксированная/дифференцированная скидка/бонус при покупках в Компании.
    • Начисление бонусов по покупкам (за исключением операций снятия наличных): в размере 10% от суммы покупки в Компании и 1% от суммы покупок вне Компании.
    • Накопленные бонусы можно использовать при оплате последующих покупок (получении призов) в Компании по курсу 10 баллов=1 руб., срок действия бонусов оговаривается с Компанией.
    • В случае если у Компании существует градация типов карты (например серебряная, золотая и т.д.), статусы можно подчеркнуть типом карты (Visa Classic, Visa Gold).

Реализация проекта позволит к концу второго года получить прибыль до налогообложения в размере 11,9 млн.руб. Для достижения безубыточности проекта достаточно выпуска 2 500 кредитных карт, при прогнозном уровне выпуска в 6 000 карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты и законы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Федеральный закон 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990  № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
  5. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  6. Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".
  7. Положение Банка России от 24.09.1999 N 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков".
  8. Инструкция Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
  9. Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".
  10. Письмо Банка России от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках".
  11. Указание Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".
  12. Указание оперативного характера от 17.01.2005 N 2-Т "О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении".
  13. Письмо Банка России от 24.05.2005 N 76-Т "Об организации управления операционным риском в кредитных организациях".
  14. Письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах".
  15. Письмо Банка России от 24.03.2005 N 47-Т "О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях".
  16. Письмо Банка России от 23.03.2007 N 26-Т "О Методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)".
  17. Письмо Банка России от 13.09.2005 N 119-Т "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях".
  18. Письмо Банка России от 07.02.2007 N 11-Т "О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления".
  19. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Базельские основополагающие принципы) // Вестник Банка России. - М., 1998. N 45(300).
  20. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы (Базель II). Рабочий перевод размещен на сайте ЦБ РФ (www.cbr.ru/analitics/bank_system).

 

Учебная литература

 

  1. Балабанов И.Т. Пассивные операции банков. - М: Финансы и статистика, 2008. 220с.
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2008. 890с.
  3. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. 110с.
  4. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Часть четвертая. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности. Москва, Инфра-М, 2010. 98с.
  5. Общая теория денег и кредита. Учебник для ВУЗов/Под ред. Е.Ф.Жукова—Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. 320с.
  6. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. 650с.
  7. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. М.:, 2007 г..
  8. Кунгурякова Е.Н., Синявина М.С. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: Дашков и К, 2008. 410с.
  9. Питер С. Банковский менеджмент. - М.: "Дело ЛТД", 2010. 980с.
  10. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. - М.: ИПЦ "Вазар-Ферро", 2010. 890с.

 

Периодическая пресса

 

  1. Банковский бюллетень, Москва, Агентство банковской информации еженедельника  "Экономика и жизнь", 2007 -№8.
  2. Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 2 июня 2007. - № 30 (682)
  3. Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 4 июня 2008. - № 32 (610)
  4. Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 1 июня 2009. - № 32 (610)
  5. Антонов А.А. Банк сегодня // Вопросы экономики. – 2010. - №3.
  6. Ларионова И. Кредитные риски // Экономика и жизнь. - 2009. - № 41.
  7. Марьин С. Управление кредитными рисками -основа надежности банка // Экономика и жизнь. - 2009. -№ 23.
  8. Журнал " Профиль ", № 9, 2009
  9. Журнал «Вестник Банка России», сентябрь, 2010.
  10. Журнал «Бюллетень банковской статистики», №12, 2008.
  11. Журнал “Банковское дело”, №6, 2007.

 

Приложение

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

     

на 1 января 2012 года

     
         

Наименование кредитной  организации

     

Открытое акционерное  общество "ОАО «Сбербанк Черноземье» "

   
         

№№ п/п

Наименование статей

Примечания <*>

2011 год

2010 год

1

2

3

4

5

1

АКТИВЫ

     

1

Денежные средства и  их эквиваленты

5

181 746

220 923

2

Обязательные резервы на счетах в Центральном банке Российской Федерации

 

26 012

18 945

3

Финансовые активы, оцениваемые  по справедливой стоимости через  прибыль или убыток

6

125 736

46 210

4

Средства в других банках

7

264

13 525

5

Кредиты и дебиторская  задолженность

8

1 502 574

1 093 743

6

Финансовые активы, имеющиеся  в наличии для продажи

9

10 889

3 054

7

Финансовые активы, удерживаемые до погашения

 

0

0

8

Инвестиции в ассоциированные  организации

 

950

950

9

Инвестиционная недвижимость

 

0

0

10

Долгосрочные активы, классифицируемые как "удерживаемые для продажи"

 

0

0

11

Активы, включенные в  группы выбытия, классифицируемые как "удерживаемые для продажи"

 

0

0

12

Основные средства

11

27 591

22 433

13

Нематериальные активы

11

310

77

14

Гудвил, связанный с покупкой дочерних организаций

 

0

0

15

Текущие требования по налогу на прибыль

 

1 975

0

16

Отложенный налоговый  актив

 

0

0

17

Прочие активы

10

692

164

18

ИТОГО АКТИВОВ

 

1 878 739

1 420 024

П

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

     

19

Средства других банков

12

63 208

53 651

20

Средства клиентов

13

1 250 370

890 811

21

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости  через прибыль или убыток

 

0

0

22

Выпущенные долговые ценные бумаги

14

172 071

219 220

23

Обязательства, относящиеся  к группам выбытия, классифицируемые как "удерживаемые для продажи"

 

0

0

24

Прочие заемные средства

15

2 416

2 942

25

Прочие обязательства

16

589

609

26

Текущие обязательства  по налогу на прибыль

17

394

1 438

27

Отложенное налоговое  обязательство

 

2 256

1 391

28

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

1 491 304

1 170 062

Ш

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ (ДЕФИЦИТ  СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА)

     

29

Уставный капитал

18

335 400

225 400

30

Эмиссионный доход

 

0

0

31

Фонд переоценки по справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся  в наличии для продажи

 

0

0

32

Фонд переоценки основных средств

11

5 573

3 422

33

Нераспределенная прибыль (накопленный дефицит)

 

46 462

21 140

34

ДОЛЯ МЕНЬШИНСТВА

 

0

0

35

ИТОГО СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ (ДЕФИЦИТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА)

 

387 435

249 962

36

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА (ДЕФИЦИТА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА)

 

1 878 739

1 420 024

         

<*> Примечания на  стр. _______ составляют неотьемлемую  часть данной финансовой отчетности.

 
         
         
     
         
     
         
 

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО "Сбербанк России" и пути его улучшения