Анализ кредитной работы коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики основной формой кредита является банковский кредит. Позитивный опыт деятельности банков различных стран свидетельствует о том, что эффективное управление кредитами - главный источник банковской прибыли. Вот почему разработка кредитной политики зарубежными банками и реализация ее практических аспектов представляет несомненный практический интерес для развития деятельности банков России.

Содержание работы

Введение
Теоритические основы кредитной политики КБ
Сущность кредитной политики КБ
Факторы, определяющие формирование кредитной политики КБ
Методология формирования кредитной политики коммерческого банка
Анализ кредитной политики Сбербанка России
Общая характеристика ОАО Сбербанка Pоссийской Федеpации
Особенности кредитной политики в Сбербанке России
Анализ кредитного портфеля Сбербанка России
Совершенствование кредитной политики ОАО Сбербанка России с помощью эконометрических методов
3.1 Использование технологии интеллектуального анализа данных, как способ снижения кредитного риска

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

Российский экономист  И.В. Кушнир считает, что в течение 2009 г. банк стабильно осуществлял  установленные Центральным Банком России обязательные экономические  нормативы достаточности капитала и ликвидности). Со стороны Банка России нарушений пруденциальных норм деятельности у Банка отмечено не было.

Банк в достаточной  степени обеспечен собственными средствами, что подтверждается показателем  достаточности собственного капитала Н1, удовлетворяющим нормативу, что характеризует его как банк с достаточной капитальной базой. Надежность банка определяет его высокую финансовую устойчивость.

Довольно низкое значение имеет показатель прибыльности активов  банка. Это говорит, в первую очередь, о том, что размещение средств  банка в кредитные и инвестиционные операции, которые должны приносить  основную долю процентного дохода, являются для банка не высокорентабельными, вследствие чего активы банка работают не достаточно эффективно.

Последняя группа коэффициентов, необходимая для финансового  менеджмента, - это коэффициенты качества портфеля. Главным активом, приносящим доход микрокредитной организации, является ее портфель займов.

Риск того, что некоторые  займы не принесут доход и, может  быть, не будут погашены, является реальным, и организация обязана быть к  нему готова.

Управление рисками является ключевым фактором жизнеспособности микро  кредитной деятельности.

Таблица 2.4 Анализ размера  просроченной задолженности и размера  предоставленных кредитов

 
 

Объем предоставленных

кредитов, млн. руб.

Задолженность по предоставленным  кредитам, млн. руб.

 
   

Всего

В том числе просроченная

 

1

2

3

4

 

1.01

653 673

1 017 912

6 456

 

1.02

7 481

1 004 951

7 263

 

1.03

16 621

998 317

8 203

 

1.04

27 460

978 254

9 364

 

1.05

40 592

971 464

10 769

 

1.06

50 978

966 369

12 102

 

1.07

63 654

961 002

13 364

 

1.08

76 654

959 846

14 490

 

1.09

89 523

958 525

15 670

 

1.10

104 307

956 324

17 218

 

1.11

122 116

957 141

18 416

 

1.12

140 449

958 753

19 390

 

Итого 2009 год

1 316 854

     

1

2

3

4

 

1.01

170 311

966 786

20 660

 

Итого 2010 год

170 311

     
         

Объем предоставленных кредитов задолженности по предоставленным кредита. Коэффициент просроченной задолженности вычисляется:

Коэффициент просроченной задолженности = Сумма просроченных платежей (Р6) / размер предоставленных кредитов * 100%.

Коэффициент просроченной задолженности  ОАО Сбербанка России за 2009 год = 19390/140449 * 100% = 13.8%

Современные экономисты убеждены, что позитивной тенденцией является снижение коэффициента просроченной задолженности. В нашем случае риск платежа в портфель не превышает критической метки и это весьма хорошая тенденция.

Риск портфеля = Портфель займов (Р4) / задолженность по платежам * 100%

Риск портфеля ОАО Сбербанк России = 140449/958753 * 100% = 14.6%.

Здесь позитивной тенденцией является снижение коэффициента риска  портфеля.

Рассмотрев коэффициенты просроченной задолженности и риска  портфеля ОАО Сбербанка России, можно  сделать вывод, что эти коэффициенты помогают банку контролировать процесс  погашения займов и риск не платежа.

Различие между этими  двумя показателями заключается  в том, что коэффициент просрочек  учитывает исключительно сумму  просроченных платежей, тогда как  коэффициент риска портфеля учитывает  весь непогашенный остаток займов, имеющих один и более просроченных платежей.

Включение в числитель  остатка всех займов с просроченными платежами отражает истинный риск проблемы просроченной задолженности, поскольку здесь учитывается вся сумма рискованного займа, даже если платежи невелики, а сроки долги.

Если портфель займов быстро растет, уровень просроченной задолженности  может оказаться заниженным, поскольку  портфель (знаменатель) включает в себя все займы - даже те, по которым еще  не наступил срок погашения. Вот почему в течение некоторого периода  времени потенциальный риск может  оставаться неизвестным.

На оба этих показателя влияет политика Сбербанка по списанию займов. Если займы продолжают отражаться в отчетах вместо того, чтобы списываться  после определения их безнадежности, это преувеличивает объем портфеля. Хорошо конкретная политика, соответственно которой формируется резерв под  убытки по займам, и займы периодически объявляются не подлежащими возмещению, спасает организацию от такой  ситуации, когда безнадежной сразу  объявляется большая сумма, которая  принципиально уменьшает активы. С другой стороны, если займы списываются  слишком быстро, эти два показателя будут иметь слишком невысокие, не отражающие реальность значения.

Рассмотрев все нужные финансовые показатели можно сказать, что в целом у ОАО Сбербанка  России положительная тенденция. И  на данный момент даже не простая ситуация на мировом финансовом рынке не помеха для совершенствования банковского  сектора России.

2.3 Особенности  кредитной политики ОАО Сбербанка  Pоссийской Федеpации

19 ноября 2008 года Сбербанк  опубликовал документ "Кредитная  политика Сбербанка в текущих  экономических условиях". Сложные  условия Сбербанка, характеризуются  недостатком ликвидности в экономике,  возникновением кризиса доверия  в экономических отношениях, возрастанием  стоимости кредитных ресурсов  и, в результате, их низкой доступностью. По оценкам экспертов Сбербанка,  кризис будет длиться до полутора-двух  лет.

В этих условиях Сбербанк призывает  своих клиентов, которые испытывают либо предвидят финансовые трудности, обсудить их со специалистами банка  как можно раньше, не доводя ситуацию до критической. Если же такая критическая ситуация все же возникнет, то Сбербанк сделает все для того, чтобы и клиенты, и сам банк вышли из нее с минимальными потерями.

Непосредственно для себя Сбербанк определил ряд приоритетов  по кредитованию отечественных компаний и граждан. В частности, банк принял решение поддерживать отрасли, гарантирующие  удовлетворение нужных жизненных потребностей населения (например, розничные сети и аптеки) и, кроме того, отрасли, осуществляющие жизнеобеспечение (электро - и водоснабжение, транспорт и так далее). Кроме них Сбербанк намерен оказывать поддержку оборонно-промышленному комплексу, малому бизнесу и сельскому хозяйству. Что касается физических лиц, то для них Сбербанк повысит доступность кредитов, предоставив разные способы их погашения (равными ежемесячными либо дифференцированными платежами) и, кроме того, сохранит всю линейку розничных кредитных продуктов.

Кроме этого Сбербанк введет дополнительные меры по эффективному управлению за рисками. В частности, банк планирует изменить критерии определения  устойчивости бизнеса клиентов и, кроме  того, расширить требования по обеспечению  кредитов. Свое обеспечение компании-заемщики должны будут подтверждать достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности, залогами ликвидных активов, гарантиями либо поручительствами государства либо собственников бизнеса. Также Сбербанк расширит перечень событий, влекущих досрочное истребование задолженности банком, и более четко определит критерии кросс-дефолта по обязательствам клиента перед иными кредиторами. Что касается физлиц, то Сбербанк усилит внимание к их персональной платежеспособности при выдаче новых кредитов.

Сбербанк России как самый  крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч  акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса  между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.

Сбербанк России, несмотря на сложные условия и принципиально  возросшую нагрузку на банк, его  сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном размере, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и  юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

Сложные экономические условия  вызывают необходимость изменения  Кредитной политики Сбербанка. Такие  условия характеризуются следующими факторами: Недостаток ликвидности  в экономике - как у банков, так  и у организаций, кризис доверия  в экономических отношениях (компании, банки, физические лица), низкая доступность  кредитов и их повышенная стоимость  из-за возросших рисков ("кредитное  сжатие"), снижение платежеспособного  спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических  лиц. Значительное падение цен как  на товары, сырье и материалы, так  и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия), повышенная волатильность  курсов всех валют.

Исходя из этого, Сбербанк рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию  и долгосрочным планам совершенствования  бизнеса.

В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих  приоритетов в кредитовании юридических  лиц, поддержка следующих отраслей и секторов экономики: отрасли, гарантирующие  удовлетворение ежедневных и самых  нужных жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и так  далее), отрасли, осуществляющие жизнеобеспечивающие  функции (электро- и водоснабжение, транспорт и так далее). Оборонно-промышленный комплекс, малый бизнес, сельское хозяйство; поддержка существующих клиентов Сбербанка и осуществление Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков банка, непрерывность деятельности которых является критичной для иных заемщиков Сбербанка, кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.

Осознавая особую ответственность  перед акционерами и вкладчиками  в это непростое время, Сбербанк вводит дополнительные меры по эффективному управлению рисками:

1. Изменение критериев  устойчивости бизнеса клиентов  применительно к деятельности  в сложных условиях

2. Усиление обеспеченности  кредитов: достаточными и своевременными  денежными потоками от операционной  деятельности заемщика, операционной  доходностью бизнеса, залогами  ликвидных активов, гарантиями/поручительствами  государства либо собственников  бизнеса.

Повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка за ответственным поведением собственников  и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений  на деятельность заемщика, в том  числе:

снижение лимита максимальной долговой нагрузки

введение дополнительных ограничений по смене контроля над  бизнесом

расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности  Сбербанком,

более четкое определение  критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед иными кредиторами

Для этого Сбербанк усиливает  внимание: к источникам погашения  и их надежности, к уровню текущей  ликвидности клиента, к уровню долговой нагрузки, к качеству и ликвидности  обеспечения, к адекватности финансовых планов и действий заемщиков сравнительно резко изменившихся внешних условий, к консервативности подходов в прогнозах  платежеспособности клиентов. К мониторингу  ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем  у заемщиков.

В отношении физических лиц  Сбербанк будет следовать следующим  приоритетам: повышать доступность  кредитов, предлагая разные способы  их погашения - равными ежемесячными (аннуитетными) либо дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того либо иного вида платежей. Помогать клиентам, избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к персональной платежеспособности при выдаче новых кредитов, сохранять всю линейку розничных кредитных продуктов и будем продолжать оптимизировать ее, включая необходимость сохранения качества кредитного портфеля. Обеспечивать повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам банка

Сбербанк работает только согласно с действующим законодательством. Усиливая борьбу с коррупционным  и другим незаконным давлением на сотрудников. Для этого Сбербанк открывает круглосуточную телефонную линию для получения информации, которая поможет нам обеспечить полное соблюдение прозрачных и справедливых правил предоставления кредитов клиентам Сбербанка.

3.Совершенствование  кредитной политики ОАО Сбербанка  России с помощью эконометрических  методов

3.1 Применение  методики стресс - тестирования как  инструмента моделирования кризисных  ситуаций

Недавние и текущие  события на мировых финансовых рынках, вызванные американским ипотечным  кризисом, показали необходимость более  строгого подхода банков к оценке имеющихся рисков. Одним из знaчительных обстоятельств, с точки зрения устойчивости банка, является построение более адекватной оценки потерь в экстремальных условиях рынка, оценка потерь проводится при помощи стресс - тестирования, которая создаст предпосылки для эффективного контроля и управления рисками в период вероятных кризисных ситуаций. Суть стресс - тестирования заключается в том, чтобы понять, что может случиться, какие убытки может понести банк в той либо другoй неожиданной ситуации.

Информация о работе Анализ кредитной работы коммерческого банка