Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ прямых материальных затрат.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть материальные затраты как объект управленческого учёта;
Провести анализ прямых материальных затрат на предприятии;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА 5
1.1 Понятие материальных затрат, их классификация 5
1.2. Методы оценки сырья и материалов, списываемых в производство 11
1.3 Задачи анализа, источники информации. 14
1.4. Показатели использования сырья и материалов в производстве 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ» 21
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика ОАО «Бурятхлебпром» 21
2.2.Анализ обеспеченности сырьем и материалами на предприятии 24
2.3. Система показателей эффективности использования сырья и материалов в производстве 28
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ 33
3.1. Влияние факторов на прямые материальные затраты 33
3.2 Предложения снижения прямых материальных затрат…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….41
Обоснованность плана материально-технического снабжения и его выполнение необходимо анализировать. В процессе анализа решаются следующие задачи:
Источниками информации для анализа является:
В плане материально-технического снабжения (сводной таблице) содержатся распределенные по видам сырья и продукции данные о средних нормах расхода, выпуске продукции по плану, потребности на плановый объем продукции, переходящие запасе (количество и дни), потребность всего (на плановый объем продукции плюс остатки) и источники обеспечения потребности (внутренние, внешние).[21,c.137]
1.4. Показатели использования сырья и материалов в производстве
На ОАО «Бурятхлебпром» перерабатывают разнообразное по полезным свойствам и технологии переработки сырье, и для эффективности его использования планируется несколько показателей. В частности, утверждается задание по экономии (в т.) следующих видов сырья:
В стремлении выполнить установленные задания по утвержденным видам сырья некоторые предприятия вместо разработки мероприятий по снижению потерь сознательно допускают замену одного вида сырья другим (например, сливочного масла – маргарином и др.)
Утверждают также и задания по экономии сухих веществ в тоннах за счет сокращения их потерь в процессе производства, внедрение и соблюдение более совершенной технологии. Исходя из содержания сухих веществ цехами основного производства, планируются удельные нормы сырья в килограммах сухих веществ на тонну продукции, т.е. планируется сыроемкость продукции, например, бисквитному цеху.
Для комплексной характеристики использования материальных ресурсов используются расчетно-аналитические показатели (общие и частные).
К общим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.
Материалоотдача определяется делением стоимости производственной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных сырья и материалов.
Материалоемкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости производственной продукции – показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.
Коэффициент соотношения
темпов роста объема производства и
материальных затрат определяется отношением
индекса валовой или товарной
продукции к индексу
Удельный вес материальных
затрат в себестоимости продукции
исчисляется отношением суммы материальных
затрат к полной себестоимости производственной
продукции. Динамика этого показателя
характеризует изменение
Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материалов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материалы использовались более экономно.[24,c.113]
Частные показатели материалоемкости
применяются для характеристики
эффективности использования
Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении (отношение стоимости потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материалов на производство какого-то вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).
В процессе анализа фактический
уровень показателей
Материалоемкость, как и
материалоотдача, в первую очередь
зависит от объема выпуска продукции
и суммы материальных затрат на ее
производство. Объем же валовой (товарной)
продукции в стоимостном
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»
2.1. Краткая технико-экономическая
характеристика ОАО «
ОАО "Бурятхлебпром" расположено по адресу: Республика Бурятия г. Улан-Удэ ул.Куйбышева 44.
ОАО “ Бурятхлебпром “ создано на основе фирмы “Бурятхлебпром” в 1996 году путем акционирования. Цель создания - дальнейшее увеличение мощности предприятия, выпуск конкурентоспособной качественной продукции, завоевание рынка сбыта и создание собственной торговой сети.
На сегодняшний день общество имеет четыре участка по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и один участок по производству пива (мини пивзавод).
За эти годы предприятие увеличило не только объем выпускаемой продукции, но и значительно расширило его ассортимент.
ОАО “Бурятхлебпром” выпускает 21 наименование хлеба. 10 наименований сухаря,27 булочных изделий, 18– пряников, кексов, печенья, 32- торты и пирожное без крема.
С 1996 года предприятие освоило выпуск не фильтрованного живого пива “ Стимул”.
Целью деятельности общества является насыщение потребительского рынка хлебобулочными изделиями и извлечение прибыли.
Поставщики, на долю которых приходиться 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок:
ОАО “ Заудинский мелькомбинат” доля поставок в общем объеме –18%
Ф-л “Давлекановский КХП N 1” Башкирия – 16%
ЧП “ Манушкин В.П “-11%
ООО “Стимул –СТ ЛТД” – 90% сырья по пиву
Рынки сбыта продукции:
Рынок представляется олигопольным, т.е. существует несколько крупных производителей и множество мелких частных пекарен.
Из-за дефицита зерна в республике эмитент вынужден создавать запасы муки, завозя их из разных регионов России.
Оборачиваемость производственных запасов = затраты на производство/ средние производственные запасы - 0,9
Таблица 2.1
Динамика выпуска продукции по годам ОАО «Бурятхлебпром»
Показатели |
Ед.изм |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия |
Тонн |
8531 |
11008 |
11504 |
12375 |
12358 |
Темп роста к 2008 году |
% |
121,5 |
129 |
104,5 |
107,6 |
100 |
Темп роста к 2006 году |
% |
130,3 |
168,2 |
175,7 |
189 |
188,8 |
2. Среднесуточная выработка хлеба и хлебобулочных издел |
Тонн |
23,4 |
30,2 |
31,4 |
33,9 |
33,9 |
Темп роста к 2008 году |
% |
121,8 |
129 |
104 |
108 |
100 |
Темп роста к 2006 году |
% |
130,3 |
168,2 |
175,4 |
189,4 |
189,4 |
3. Пиво "Стимул" |
Тыс.дал |
28,7 |
30,7 |
28,9 |
25 |
19,8 |
Темп роста к 2008 году |
% |
132,9 |
107 |
94 |
86,5 |
79,2 |
Темп роста к 2006 году |
В 3,9р |
В4,1 р |
В 3,9р |
В 3,4р |
в 2,7 р | |
4. Кондитерские изделия |
Тонн |
21100 |
25620 |
40300 |
41520 |
55 225 |
За прошедший год увеличен объем выпускаемой продукции к 2008 году:
По кондитерским изделиям в 1,3 раза;
Предприятие увеличило не только объем выпуска по хлебу и хлебобулочным и кондитерским изделиям, но и значительно расширило его ассортимент.
Использование среднегодовой мощности в 2010 году составило:
- по хлебу и хлебобулочным изделиям - 87,1%
- по пиву - 60,6%
- по кондитерским изделиям
- 68,2% Для реализации продукции собственного
производства организована рознично-торговая
деятельность для продажи хлеба и хлебобулочных
изделий с 28-ю киосками и 7-ю магазинами,
в том числе тремя собственными, в которых
реализуется до 50% вырабатываемой продукции
(до 15 тонн хлеба и хлебобулочных изделий)
Общественное питание с тремя барами для
продажи пива в которых реализовано 72,4%
вырабатываемого пива.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть опубликовано в печатном издании “ Правда Бурятии”
ОАО «Бурятхлебпром» расположен в зоне сосредоточения потребления, это обуславливается тем, что хлебобулочные и кондитерские изделия являются продукцией повседневного спроса. Хлебопекарное производство оснащено современным оборудованием, новейшими технологиями, располагающее мощной производственной базой.
Производственный процесс
носит массовый непрерывный характер,
т.е. производство характеризуется
постоянством структуры процесса труда,
на рабочих местах повторяются одни
и те же процессы труда, связанные
с изготовлением однородной продукции,
использование
Такая организация позволяет получить производство с законченным технологическим циклом – от приема сырья до отгрузки готовой продукции. На предприятии создана единая система обеспечения качества и контроля по всей технологической цепочке – от качества, подготовляемого к переработке сырья до качества готовой продукции.