Безналичные расчеты населения и пути их развития на примере коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по осуществлению безналичных расчетов коммерческими банками на примере АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк». Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить теоретический аспект организации безналичных расчетов в коммерческих банках РФ;
проанализировать организацию безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
провести анализ клиентской базы в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации безналичных расчетов;
разработать рекомендации по улучшению организации безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛТЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………….
Сущность и формы безналичных расчетов, используемых в мировой практике……………………………………………………………………………….
Формы безналичных расчетов, действующих на территории РФ
Межбанковские расчеты: сущность, формы………………………...
Глава 2. ОПЫТ РАБОТЫ АКБ «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК» ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ……………………………….
Общая характеристика АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»…….
Банковские расчеты, осуществляемые АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»…………………………………………………………………………………….
Анализ формирования ресурсной и клиентской базы банка…………..
Анализ безналичных платежей АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»
Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Банк – Клиент»……………………………………………………………….
Анализ результатов финансовой деятельности АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»………………………………………………………………….
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»……………………………………………………..
3.1 Введение в пользование зарплатных проектов Visa, для юридических лиц………………………………………………………………………………………..
3.2 Результаты внедрения системы «Интернет Банк – Клиент»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал  Финуниверситета

 

Кафедра ____________________________________

 

Специальность _____________________________________________

Специализация______________________________________________

 

 

                                             Допустить к защите

                                 Заведующий кафедрой

                                  ___________________

                   (ученая степень, звание, И.О.Ф.)

 

                                          «____»_______ 20__г.

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: Безналичные расчеты населения  и пути их развития на примере коммерческого банка

 

 

Выпускник

                                                Ф.И.О       ___________(подпись)

Научный руководитель

Ф.И.О.        __________(подпись)

Нормоконтроль

Ф.И.О.        __________ (подпись)

 

 

 

 

Благовещенск  2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛТЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………….

    1. Сущность и формы безналичных расчетов, используемых в мировой практике……………………………………………………………………………….
    2. Формы безналичных расчетов, действующих на территории РФ
    3. Межбанковские расчеты: сущность, формы………………………...

Глава 2. ОПЫТ РАБОТЫ АКБ «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК» ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ……………………………….

    1.       Общая характеристика АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»…….
    2. Банковские расчеты, осуществляемые АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»…………………………………………………………………………………….
    3.       Анализ формирования ресурсной и клиентской базы банка…………..
    4. Анализ безналичных платежей АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»
    5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Банк – Клиент»……………………………………………………………….
    6. Анализ результатов финансовой деятельности АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»………………………………………………………………….

Глава 3.  МЕРОПРИЯТИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»……………………………………………………..

3.1 Введение в пользование зарплатных проектов Visa, для юридических лиц………………………………………………………………………………………..

3.2  Результаты внедрения системы «Интернет Банк – Клиент»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Существовавшая с 30-х  годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой.

Развитие рыночных отношений  в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Изменения происходят и  в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.

В связи с этими  фактами выбранная мной тема дипломной  работы «Организация безналичных расчетов в коммерческом банке на примере  АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк» видится весьма актуальной, особенно в существующих рыночных условиях.

Объектом исследования данной дипломной работы является АКБ  «Азиатско-Тихоокеанский банк». Предметом являются безналичные расчеты, осуществляемые в АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке».

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по осуществлению  безналичных расчетов коммерческими банками на примере АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк». Для достижения этой цели поставлены задачи:

  • изучить теоретический аспект организации безналичных расчетов в коммерческих банках РФ;
  • проанализировать организацию безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
  • провести анализ клиентской базы в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
  • выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации безналичных расчетов;
  • разработать рекомендации по улучшению организации безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк».

В работе дана характеристика осуществления  безналичных расчетов на примере  АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк». Дипломная работа состоит из трех основных глав. Первая глава посвящена общим вопросам организации безналичных расчетов. Вторая  глава дипломной работы содержит анализ деятельности АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк» по организации безналичных расчетов. В ней дана оценка эффективности осуществления безналичных расчетов на исследуемом объекте. Количественные и качественные показатели работы банк были подвержены экономическому анализу. В ходе анализа использовались различные методы исследования, а, именно, математические методы, метод сравнения, метод группировки (структурной и аналитической). В третьей главе освещены проблемы и недостатки осуществления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество работы коммерческого банка в данном направлении.

При написании дипломной  работы использовалась различная литература в форме периодических изданий  в банковской области, нормативных  актов, как общего характера, так  и регулирующие банковскую деятельность, в частности, безналичные расчеты коммерческих банков. Кроме того, использовался внутренний регламент АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк», разработанный на основе  российского законодательства.

Следует отметить, что  проблема организации безналичных  расчетов коммерческими банками  достаточно хорошо освещена в прессе, при ознакомлении с данной литературой. Все вышеперечисленные аспекты принимались во внимание при написании дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Сущность и формы безналичных расчетов, используемых в мировой практике

Организация расчетов в той или  иной стране во многом обусловлена  и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими  обычаями в использовании различных  элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым переводам. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются.

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования  наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных  организациях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты  имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. В ФРГ, Франции, Италии и других странах широкое распространение получили расчеты – разновидность безналичных расчетов вначале через специальные банки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений – приказов, т.е. письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система  электронных платежей, используемых для кредитных и платежных  операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций.

Расчеты при помощи электронных  устройств и современных средств  связи осуществляется через ЭВМ  в банках или автоматические расчетные  палаты (АРП). Автоматическая платежная  система функционирует при лондонской расчетной палате, членами которой являются шесть клиринговых банков. В США действуют межбанковская платежная система расчетных палат Нью-Йорка и 32 АРП Федеральной резервной системы.

Для современного перемещения средств  от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.

Аккредитив является одной из важнейших  посреднических операций, выполняемых  коммерческими банками западных стран.

Определенный интерес представляет и чековая форма расчетов, хотя расчеты чеками не получили широкого использования в национальной валюте при заключении сделок и контрактов, но в международных расчетах имеет место значительное использование чеков.

В США и Европе развернулся  электронная торговля на базе Интернета. Банки увидели в Интернете большой коммерческий потенциал и возможность перевода своего бизнеса на качественно новый уровень.

Передовой зарубежный опыт развития Интернет – банков помог  российским банкам применить его  на практике, с учетом особенностей банковской системы России.

Уже на данный момент, российские банки активно внедррили интернет – услуги, в общем объеме которых, основную долю занимают расчетные услуги. Это и управление счетом через  Интернет, система удаленных клиентских серверов для владельцев платежных  карт, подсистема «Толстый клиент», предназначенная для ускоренной подготовки и передачи в банк платежных документов и другое.

Среди отечественных банков Интернет – технологии развиваются  ГУТА – Банком, Бин – Банком, НОМАС  банком и другими.

В то же время, существует ряд трудностей, которые сдерживают массовое внедрение и развитие Интернет – банкинга в российской практике. Это связано с законодательными аспектами, а так же с защитой конфиденциальной банковской информацией.

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Переход от административно-командной  системы управления экономикой к  рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных капиталов различных экономических субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков.

Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.

Значение четко организованной системы безналичных расчетов многократно возрастает в условиях необходимости преодоления серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей на каком-либо одном звене влияет на важнейшие показатели их производственной и коммерческой деятельности.

Любая организация совершает  денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Организация осуществляет также денежные расчеты с персоналом и рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.

Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.

Для бесперебойности расчетов необходимо соблюдать следующие основные принципы организации безналичных расчетов:

- все организации обязаны  хранить свои средства на счетах  в банках. В кассах разрешается  оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм;

Информация о работе Безналичные расчеты населения и пути их развития на примере коммерческого банка