Безналичные расчеты населения и пути их развития на примере коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по осуществлению безналичных расчетов коммерческими банками на примере АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк». Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить теоретический аспект организации безналичных расчетов в коммерческих банках РФ;
проанализировать организацию безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
провести анализ клиентской базы в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации безналичных расчетов;
разработать рекомендации по улучшению организации безналичных расчетов в АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛТЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………….
Сущность и формы безналичных расчетов, используемых в мировой практике……………………………………………………………………………….
Формы безналичных расчетов, действующих на территории РФ
Межбанковские расчеты: сущность, формы………………………...
Глава 2. ОПЫТ РАБОТЫ АКБ «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ БАНК» ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ……………………………….
Общая характеристика АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»…….
Банковские расчеты, осуществляемые АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк»…………………………………………………………………………………….
Анализ формирования ресурсной и клиентской базы банка…………..
Анализ безналичных платежей АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»
Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Банк – Клиент»……………………………………………………………….
Анализ результатов финансовой деятельности АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»………………………………………………………………….
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АКБ «Азиатско-Тихоокеанском банке»……………………………………………………..
3.1 Введение в пользование зарплатных проектов Visa, для юридических лиц………………………………………………………………………………………..
3.2 Результаты внедрения системы «Интернет Банк – Клиент»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в  соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или  другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

О возврате исполнительного  документа в журнале регистрации  банка делается отметка с указанием  даты возврата, суммы (или остатка  суммы) и причины возврата.

В исследуемом  АКБ «Лефко – Банк» условиями  необходимыми для осуществления  безналичных расчетов с физическими  лицами являются следующими:

- банковский  счет, открываемый физическому лицу  в банке на основании договора  банковского счета, предусматривающего совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

- при осуществлении  безналичных расчетов по текущим  счетам физическими лицами могут  применяться установленные законодательством  формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо).

- списание денежных  средств с текущего счета физического  лица осуществляется банком по  распоряжению владельца счета  либо без его распоряжения  в случаях, предусмотренных законодательством,  на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств.

Для открытия текущего счета физическим лицом представляются следующие документы:

- паспорт или  другой документ, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации удостоверяющий личность (документ, удостоверяющий личность);

- "Карточка  с образцами подписей и оттиска  печати" формы 0401026 Общероссийского  классификатора управленческой  документации ОК 011-93 (далее - карточка  ф. 0401026), оформленная в установленном  Банком России порядке;

- иные документы,  предусмотренные законодательством  и/или договором банковского счета.

После проверки документов, представленных физическим лицом, с  ним заключается договор банковского  счета, в его присутствии делается копия документа, удостоверяющего  личность. Документы на открытие счета хранятся в юридическом деле клиента.

2.3. Анализ формирования ресурсной  и клиентской базы банка

 

Увеличение ресурсной  базы коммерческого банка происходит за счет пассивных операций. К пассивным  операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также источником формирования выступают остатки средств на счетах юридических и физических лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы отдела расчетно - кассового обслуживания юридических и физических лиц.

Остатки средств на счетах являются прибыльным источником формирования ресурсной базы. Доход от расчетно – кассового обслуживания юридических  и физических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов  и объема продаж. Для более детального выявления тенденции доходности РКО, необходимо проанализировать таблицу (табл. 1.), в которой представлены данные о комиссионном доходе банка, полученном  в начале 2005 года.

Таблица 1

Комиссия, полученная по АКБ «Лефко – банк» за 2004 год

(руб.)

Наименование

За  январь  2005 года

За  февраль  2005 года

Отклонение

1

2

3

4

 

Сумма (руб.)

Доля  в комис-х доходах

Сумма (руб.)

Доля  в  комис-х доходах

Абсолютное (руб.)

Относительное(%)

Открытие расчетных  счетов

37114

3,01

46150

3,41

+9036

124

Закрытие  расчетных  счетов

0

0,00

0

0,00

0

0,00

За  справки, копии   РКО

1220

0,10

5545

0,41

+4325

455

За  чековые  книжки

1167

0,09

1292

0,10

+125

110,7

За  провед. плат. поруч.

26123

2,12

23654

1,75

-2469

90,5

За РКО счетов ежемесячно

108301

8,79

116871

8,63

+8570

107,9

За  систему «Банк - Клиент»

3900

0,29

3950

0,30

__

100

За  раскрытие  аккредитива

0

0,00

0

0,00

0

0,00

За  прием  выручки

1007

0,07

1288

0,1

+281

127,9

За  выдачу  наличных денег

302640

24,57

315336

23,27

+12696

104,2

- на  зарплату

- на хоз. расходы

69097 189695

5,10

15,40

112945 246239

9,17

18,17

+43848 +56544

163,4 129,8

За  пересчет  наличных  0,1%

1563

0,12

5597

0,45

+4034

358

       

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Итого  по  отделу

РКО:

741827

43,6

878867

46,3

+137040

118,7

Прочая  комиссия:

885015

56,4

978870

53,7

+93855

110,6

Всего  комиссия:

1626842

100

1857757

100

+230895

114,2


 

Данные таблицы свидетельствуют, что фактическая величина общего комиссионного дохода банк в феврале 2005г. составляет 1857757 руб., что на 14,2% больше, чем в январе того же года. Из всей суммы комиссионных доходов, доход от РКО составляет 741827 руб. или 43,6% в январе. В феврале этот показатель равен 878857 руб. или 46,3%.Это значит, что более 1/3 всего комиссионного дохода приносит РКО юридических лиц. В структуре комиссионных платежей наибольший доход приносит выдача наличных денег - 23,27%, а также ежемесячные платежи по счету - 8,63%.

Укрепление клиентской базы - непременное условие сохранения банком рыночных позиций. Существенное значение для сохранения клиентов банка имеет постоянное повышение качества обслуживания.

Структурный анализ клиентуры  банка можно сделать на основе данных бизнес - плана. Анализ представлен  в таблице (табл. 2.).

Таблица 2

Структура корпоративных  клиентов АКБ «Лефко – банк»

Организационно - правовая форма  собственности  клиентов

Структура,  в %

Отклонение в %

 

На  2004г.

На  2005г.

 

Коммерческие  организации

65

68

+3

Не коммерческие  организации

10

10

0

Индивидуальные  предприниматели

23

20

-3

Финансовые  организации

2

2

0

Всего

100

100

0


 

Из данных таблицы (табл. 2) следует, что наибольший удельный вес в  структуре клиентов банка занимают коммерческие организации. В 2005 году их величина составляет 68%, что на 3% больше, чем в 2004 году. Второе место в структуре  занимают индивидуальные предприниматели, 23% в 2004 году и 20% в 2005 году. Далее следуют не коммерческие организации, финансовые  организации. Их структура на 2005 г. не изменилась в сравнении с 2004г.

2.4. Анализ безналичных платежей  АКБ «Лефко – банк»

 

Необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в таблице (табл. 3.).

Таблица 3

Динамика закрытия неработающих счетов в АКБ «Лефко – Банк»
 

2004 год

2005 год

Количество  (шт.)

Удельный  вес (%)

Количество  (шт.)

Удельный  вес  (%)

Всего  счетов:

2264

100

2453

100

- из них,  функционирующих

1714

75,7

1953

79,6

Неработающих, -всего:

550

24,3

500

20,4


 

Данные таблицы свидетельствуют, что в АКБ «Лефко – банк»  на 2004г. имелось 550 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 1714 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела 50 неработающих счетов было закрыто. Таким образом, на 2005 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.

Для осуществления безналичных  операций юридические и физические  лица используют различные формы  безналичных расчетов. Структура  форм безналичных расчетов, применяемых клиентами АКБ «Азиатско-Тихоокеанский банк» отражены в таблице (табл. 4.).

Таблица 4

Структура безналичных форм расчетов АКБ «Лефко – банк»

Формы  расчетов

Структура,  в  %

Темп  роста в %

 

2004 г.

2005 г.

 

Платежные  поручения

55

60

5

Аккредитивы

__

__

__

Чеки

__

__

__

Расчеты  по  инкассо

19,3

20

1,3

Векселя

25,7

20

-5,7

Всего

100

100

__


 

Из таблицы 4 видно, что  более половины всех безналичных  платежей осуществляется с помощью  платежных поручений. Второе место  в структуре занимают векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2005 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2004 – 2005гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в АКБ «Лефко – Банк» не используется.

2.5. Анализ осуществления безналичных  расчетов с использованием системы  «Банк – Клиент»

 

Автоматизированная система «Банк  – Клиент» представляет собой программу, позволяющую проводить операции с денежными средствами на собственном банковском счете с помощью модемной связи или выделенной интернет - линии, не выходя из офиса.

Применение системы «Банк –  Клиент» обеспечивает клиенту:

- оперативное получение информации о состоянии и движении денежных средств по счету в банке в любой момент времени;

- осуществление операций по  счетам не выходя из офиса,  что экономит время и снижает  накладные расходы предприятия,  связанные с оплатой курьерских  и транспортных расходов;

- возможность быстрой корректировки  платежного поручения в случае  необходимости;

- увеличение скорости прохождения  платежей от формирования платежного  документа до зачисления средств  на счета организаций-получателей  средств;

- обработка платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору;

- возможность получения выписки  по счету за определенный период, поскольку в банке ведется  архив полученных электронных документов;

- осуществление передачи любой  информации, касающейся различных  сфер деятельности банка и  клиента.

При работе с предприятием через  систему «Банк-клиент» операционисту  не нужно вручную вводить реквизиты платежных поручений, поэтому операционный день для пользователей системы длится дольше в среднем на два часа - до 15 часов (а по договоренности с банком еще дольше), в то время как платежи на бумажных носителях банки, как правило, принимают только до 13 часов. Кроме того, бухгалтеру не нужно ежедневно ездить в банк, поскольку платежные поручения вполне можно забирать несколько раз в месяц по мере необходимости. Электронная обработка платежных поручений снижает вероятность ошибок при их заполнении. Во-первых, все изменения в номерах расчетных счетов банков-корреспондентов, коды платежей и прочие параметры платежных документов будут обновляться в вашей системе автоматически. Во-вторых, при неправильном заполнении платежки система или операционист проинформирует вас об ошибке сразу после получения документа, то есть в течение нескольких минут.

Информация о работе Безналичные расчеты населения и пути их развития на примере коммерческого банка