Бюджетирование, ориентированное на результат (как способ повышения государственных расходов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является уточнение понятийного аппарата системы бюджетирования, разработка методических предложений по повышению эффективности расходов бюджета путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на субфедеральном уровне, а также разработка методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. При написании курсовой работы поставлены ряд задач: разобрать предпосылки, цели и основные направления реформирования бюджетного процесса; рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений; разобрать основы оценки эффективности бюджетных расходов, и связанные с этим проблемы;
показать анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная реформа в Российской Федерации: основные направления и элементы……………………………………………………….....4
1.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса..4
1.2. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса…5
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений………………………...12
Глава 2.Бюджетирование, ориентированное на результат в России…………17
2.1. Методологические основы оценки эффективности бюджетных расходов…………………………………………………………………………..17
2.2. Проблема перехода к управлению эффективностью бюджетными расходами………………………………………………………………………...19
2.3. Анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат (область здравоохранения)……………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

Институт менеджмента и экономики

 

Кафедра «Финансы и кредит» 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему «Бюджетирование, ориентированное на результат (как способ повышения государственных расходов)»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр.59 Ф

Г.Д. Писарева

Проверила:

Куликова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Бюджетная реформа  в Российской Федерации: основные направления  и элементы……………………………………………………….....4

1.1. Необходимость и  предпосылки реформирования бюджетного  процесса..4

1.2. Цель и основные  направления реформирования бюджетного  процесса…5

1.3. Совершенствование  межбюджетных отношений………………………...12

Глава 2.Бюджетирование, ориентированное на результат в  России…………17

2.1. Методологические  основы оценки эффективности бюджетных расходов…………………………………………………………………………..17

2.2. Проблема перехода  к управлению эффективностью  бюджетными расходами………………………………………………………………………...19

2.3. Анализ эксперимента  по бюджетному планированию, ориентированному  на результат (область здравоохранения)……………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………34

Библиографический список……………………………………………………..35

 

Введение

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

В Российской Федерации  тема БОР (Бюджетирования, ориентированного на результат) начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

Тема БОР неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Тема результативного бюджетирования активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов.

Целью написания курсовой работы является уточнение понятийного аппарата системы бюджетирования, разработка методических предложений по повышению эффективности расходов бюджета путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на субфедеральном уровне, а также разработка методики оценки эффективности расходования бюджетных средств.

 При написании курсовой работы поставлены ряд задач:

    1. разобрать предпосылки, цели и основные направления реформирования бюджетного процесса;
    2. рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений;
    3. разобрать основы оценки эффективности бюджетных расходов, и связанные с этим проблемы;
    4. показать анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат.

 

Глава 1. Бюджетная реформа в Российской Федерации: основные направления и элементы

1.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса

В 1990-х - начале 2000-х годов  в бюджетной сфере Российской Федерации были проведены крупные  структурные реформы.

В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:                 

а) разработке среднесрочного финансового  плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде  планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств;                    

б) предоставлении бюджетных средств  на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения  бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;

в) отсутствии четких формулировок целей  и конечных результатов использования  бюджетных средств, а также критериев  оценки деятельности администраторов бюджетных средств;                   

г) формальном характере применяемых  методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);

д) ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;

е) преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и  внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;

ж) отсутствии четкого закрепления  доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих  платежей;

з) отсутствии системы оценки финансового  результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;                        

и) затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта  бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;

к) нечеткости разграничения  полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и т. д. [10]

Таким образом, сложившиеся  традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В настоящее время складываются благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы. Создание с 2004 года Стабилизационного фонда обеспечит повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. В рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584, заложены основы принципиально новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней, а также сокращение "нефинансируемых мандатов" (в том числе и для федерального бюджета). В соответствии с одобренными Правительством Российской Федерации принципами начата подготовка к проведению реструктуризации бюджетного сектора и бюджетных учреждений.

1.2. Цель и основные  направления реформирования бюджетного  процесса

Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы  состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции «управления ресурсами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений, использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т. д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром новой организации  бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).

Помимо создания системы  мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета. [10]

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить  по следующим направлениям:

а) реформирование бюджетной  классификации Российской Федерации  и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов «действующих» и «принимаемых» обязательств;

в) совершенствование  среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование  и расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления  должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Информация о работе Бюджетирование, ориентированное на результат (как способ повышения государственных расходов)