Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является уточнение понятийного аппарата системы бюджетирования, разработка методических предложений по повышению эффективности расходов бюджета путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на субфедеральном уровне, а также разработка методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. При написании курсовой работы поставлены ряд задач: разобрать предпосылки, цели и основные направления реформирования бюджетного процесса; рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений; разобрать основы оценки эффективности бюджетных расходов, и связанные с этим проблемы;
показать анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная реформа в Российской Федерации: основные направления и элементы……………………………………………………….....4
1.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса..4
1.2. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса…5
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений………………………...12
Глава 2.Бюджетирование, ориентированное на результат в России…………17
2.1. Методологические основы оценки эффективности бюджетных расходов…………………………………………………………………………..17
2.2. Проблема перехода к управлению эффективностью бюджетными расходами………………………………………………………………………...19
2.3. Анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат (область здравоохранения)……………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………..35
Четвертое – основное – направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.
Исходя из этого, при формировании проекта федерального бюджета на 2005 и 2006 год предлагается провести эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений в действующее бюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагается ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и администрируемыми ими программами по результатам формализованной оценки представленных заявок, включающих в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности и иные формы и данные, позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами. Первоначально объем ассигнований, распределяемый в рамках эксперимента, может составлять до 300 млн. рублей, в дальнейшем по мере накопления опыта применения новых методов бюджетного планирования и развития системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами его доля в общем объеме федерального бюджета может возрастать.
Предлагаемые в Концепции основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень основных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, обеспечивающих реализацию указанных принципов и направлений, представлен в приложении № 1 к настоящей Концепции.
Основным из них является проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса". Предполагается, что указанный Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 года, создав правовую основу новой системы организации бюджетного процесса в Российской Федерации начиная с формирования бюджетов на 2007 год.
Органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления
рекомендуется использовать основные
положения Концепции для
Актуальность внедрения результативного бюджетирования на уровне муниципального образования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования органов местного самоуправления в связи с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимой административной реформой и объясняется наличием следующих причин:
- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;
- необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;
- бюджет перестал быть полноценным инструментом управления, возрастают масштабы нецелевого расходования бюджетных средств.
Одним
из существенных факторов, отрицательно
влияющих на эффективность системы управления
бюджетными ресурсами муниципального
образования, является используемая в
настоящее время традиционная затратная
модель бюджетирования. Данная модель
характеризуется следующими основными
недостатками:
1) планирование расходов бюджета осуществляется
по методу "от достигнутого уровня"
и направлено на обеспечение деятельности
подведомственных бюджетополучателей
без учета результатов расходования средств;
2) наблюдается высокая степень централизации
в принятии решений, вследствие чего финансовые
органы оказываются перегруженными поступающей
информацией, и это приводит к затягиванию
принятия решений или их неактуальности;
3) контроль направлен на оценку правомерности
расходования бюджетных средств и соответствие
фактических затрат плановым;
4) не производится анализа результативности
и эффективности бюджетных расходов, вследствие
чего отсутствует возможность оценить
качество работы администрации муниципального
образования.
Применение бюджетирования, ориентированного на результат, к бюджетному процессу предоставляет большую свободу распорядителям бюджетных средств в выполнении поставленных перед ними задач, а также позволяет измерять эффективность и результативность бюджетных расходов. По сути, данные преимущества ведут к отказу от практики затратного финансирования, стимулируют критический анализ структуры и объема расходования бюджетных средств, способствуют выбору расходных направлений в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Проблемы, существующие в муниципальных образованиях, связаны главным образом с самим типом бюджетного планирования. Постатейная форма представления бюджета не позволяет отслеживать и контролировать результаты произведенных бюджетных расходов. Единственно доступным параметром бюджетных расходов является величина затраченных ресурсов (финансовых, материальных, людских и т.д.), на которой строится оценка эффективности расходов. Однако оценить целесообразность расходов не представляется возможным. Поэтому в муниципальных образованиях необходим переход к программно-целевому бюджетированию, связывающему расходование бюджетных средств с четко определенными целями и задачами.
Задача бюджета при системе бюджетирования, ориентированного на результат, заключается в установлении приоритетов расходов, предоставлении простора для оперативного управления, создании стимулов для экономии средств, тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами муниципальной политики. Расходы привязываются к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов через расчеты их результативности. Основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой. Руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования и подведомственных им предприятий предоставляется возможность оперативного управления средствами в виде переброски между статьями и периодами расходов, так как лимитируется лишь общая сумма ассигнований на определенные функции и виды деятельности. Фиксированная величина бюджета стимулирует его относительную экономию за счет рационализации деятельности. Ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий аудит финансов и результатов деятельности.
Важно также и то, что бюджетирование, ориентированное на результат, способствует участию в бюджетном процессе общественности, так как использует в качестве своих целей общественно значимые приоритеты, определяемые на основе опросов населения, работы общественных советов и т.д. Более того, использование в бюджете ряда нефинансовых показателей потенциально повышает его прозрачность, предоставляя населению инструмент мониторинга и контроля за выполнением органами местного самоуправления декларируемых целей.
Таким образом, для повышения эффективности управления муниципальными расходами в основу деятельности органов местного самоуправления должны быть положены следующие принципы: ориентация на достижение планируемых результатов, учет общественного мнения. Для реализации указанных принципов рекомендуется внедрить в деятельность администрации муниципального образования систему составления и исполнения бюджета, которая на каждом этапе деятельности позволяет оценить достигнутый результат. При планировании бюджетных расходов и разработке бюджетных программ должны быть определены результаты и эффект, ожидаемые от планируемой деятельности, количественные показатели и методы их измерения. Отраслевые подразделения администрации муниципального образования должны проводить мониторинг результативности бюджетных расходов, достижения поставленных целей и задач.
Схема бюджетного процесса в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, состоит из четырех этапов:
1)стратегическое планирование (цели, стратегии, задачи);
2) планирование расходных программ в рамках бюджета (определение целей, задач и индикаторов оценки);
3) предоставление услуг (достижение результатов);
4) оценка результатов (опрос общественности, анализ индикаторов и т.п.).
Применение бюджетирования, ориентированного на результат, построенного на основе данной схемы, позволяет определить подходы к решению следующих задач:
- распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям;
- предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;
- контроль за издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;
- сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;
- повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
- определение положительного общественного эффекта от услуги, а не только стоимости ее предоставления;
- смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;
- учет последствий принимаемых расходных решений.
Использование программно-целевых принципов в бюджетном процессе муниципального образования является отражением практики управления муниципальными расходами, ориентированного на результат. Следовательно, большинство изменений, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета в связи с переходом на систему бюджетирования, ориентированного на результат, направлено не на совершенствование технической стороны бюджетного процесса как такового, а на улучшение финансирования предоставляемых муниципальным образованием услуг. Программно-целевое бюджетирование в той или иной мере предполагает не только корректировку содержания и длительности отдельных стадий бюджетного процесса, но и изменение принципов учета (переход от кассового метода учета к методу начислений) и горизонта бюджетного планирования (многолетнее бюджетирование).
Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития муниципального образования.
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений