Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является уточнение понятийного аппарата системы бюджетирования, разработка методических предложений по повышению эффективности расходов бюджета путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на субфедеральном уровне, а также разработка методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. При написании курсовой работы поставлены ряд задач: разобрать предпосылки, цели и основные направления реформирования бюджетного процесса; рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений; разобрать основы оценки эффективности бюджетных расходов, и связанные с этим проблемы;
показать анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная реформа в Российской Федерации: основные направления и элементы……………………………………………………….....4
1.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса..4
1.2. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса…5
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений………………………...12
Глава 2.Бюджетирование, ориентированное на результат в России…………17
2.1. Методологические основы оценки эффективности бюджетных расходов…………………………………………………………………………..17
2.2. Проблема перехода к управлению эффективностью бюджетными расходами………………………………………………………………………...19
2.3. Анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат (область здравоохранения)……………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………..35
Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению обеспечена средствами лишь на 60 %. Дефицит покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг.
Предоставление
платных медицинских услуг
Государственные
и муниципальные медицинские
учреждения оказывают платные
медицинские услуги населению
по специальному разрешению
Цены на
медицинские услуги, предоставляемые
населению за плату,
Объем оказанных медицинских услуг постоянно растет. Если в 2006 году он составил 19,8 млрд. рублей, то в 2008 году уже 37,8 млрд рублей.
Вместе с тем развитие платных медицинских услуг сопровождается рядом негативных явлений.
Недостаточный
контроль за организацией предоставления
платных медицинских услуг
В этой связи политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих развитию нелегального рынка медицинских услуг, на достижение баланса между объемом бесплатной медицинской помощи и ее финансовым обеспечением, на ликвидацию необоснованного разрыва в уровне оплаты труда в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, в том числе в здравоохранении, на дальнейшее совершенствование обязательного и развитие добровольного медицинского страхования, а также частного здравоохранения.
Необходимо разработать четкие критерии, позволяющие разграничить медицинские услуги, оказываемые за счет различных источников финансирования.
Актуальным представляется также совершенствование нормативной базы и расширение деятельности субъектов медицинского страхования по обеспечению защиты прав граждан при медицинском обслуживании.
Следует усилить контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также за правильностью взимания платы с населения со стороны всех государственных органов и организаций в соответствии с действующим законодательством.
В прошлом году на совещании по развитию региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил: "Прошу вас считать подготовку и реализацию программ модернизации здравоохранения одним из важнейших приоритетов в вашей работе... Прошу вас обеспечить финансирование здравоохранения из региональных бюджетов в соответствии с прежними планами, не снижать уровня бюджетной обеспеченности этой отрасли под предлогом того, что деньги из федерального бюджета придут дополнительные. Федеральные деньги должны дополнять ваши ресурсы, а не замещать их. Обращаю на это особое внимание"
Глава правительства
дал поручение Минфину и
Путин отметил, что в
ближайшее время необходимо доработать
региональные программы модернизации
здравоохранения, после чего они
будут рассмотрены в
Говоря о развитии и модернизации здравоохранения, премьер напомнил, что на эти цели в 2011-2012 годах будет выделено 460 миллиардов рублей, которые будут получены за счет повышения ставок страховых взносов с 3,1% до 5,1%. [28]
Кроме того, в рамках реализации нацпроекта "Здоровье" в 2011-2013 годах на развитие системы здравоохранения в стране планируется выделить 446 миллиардов рублей.
Путин сообщил, что на сегодня 41% медучреждений страны требуют капитального ремонта или реконструкции. [28]
"Нам не нужны
больницы и поликлиники, где
провален пол и протекает
Другой важной задачей он назвал повышение стандартов оказания медицинской помощи путем привлечения квалифицированных специалистов и увеличения зарплаты медработников.
По его словам, на увеличение
тарифов обязательного
Кроме того, Путин обратил внимание участников совещания на необходимость "убрать лишние бумаги между врачом и пациентом". Делать это, по словам премьера, можно через внедрение современных информационных технологий, в том числе телемедицины, электронного документооборота, внедрения практики записи на прием к врачу по интернету. [28]
Одним из наиболее ярких примеров бюджетирования, ориентированного на результат в здравоохранении является применение родовых сертификатов.
Введение с 1 января 2006 года родовых сертификатов во всех регионах Российской Федерации предполагает стимулирование работы женских консультаций и родильных домов на территории России, которое должно привести к улучшению ситуации в родовспоможении, снижению материнской и младенческой смертности, повышению уровня сопровождения беременности и обслуживания. За каждым сертификатом стоит конкретная сумма, которая будет выплачиваться из Фонда социального страхования РФ, а, следовательно, учреждения будут заинтересованы в каждой конкретной беременной.
Кроме того, родовые сертификаты предоставят беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учет и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и родильного дома. Это право существовало и раньше, но в данном случае значительно повышается заинтересованность учреждения здравоохранения в каждой вновь обратившейся женщине, так как за предоставленные ей услуги в учреждение придут дополнительные денежные средства.
Сертификат представляет собой документ розового цвета из четырех позиций: корешок, два талона и сам сертификат. Первый талон (номиналом 2 тысячи рублей) остается в женской консультации, второй (номиналом 5 тысяч рублей) – в родильном доме, который роженица выберет самостоятельно. Собственно сам сертификат остается у молодой мамы как свидетельство того, что она получила медицинскую помощь. В сертификате предусмотрены графы, в которых будут отмечены рост, вес ребенка при рождении, время и место рождения. [27]
Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медучреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно.
При этом сертификат не заменяет полиса обязательного медицинского страхования или каких-либо других документов. Действует он в любом населенном пункте России и выдается всем гражданкам РФ без исключения.
Чтобы получить сертификат, беременной женщине достаточно прийти на прием в свою женскую консультацию на 30-й неделе беременности (при многоплодной беременности – на 28 неделе). Врач выдаст ей сертификат и сразу же заберет талон № 1, предназначенный консультации. При этом беременная женщина не имеет права не отдать талон № 1, даже если она недовольна работой врача. Специалисты советуют поменять врача до срока в 30 недель, если к нему есть претензии. Отказать в просьбе сменить врача в консультации беременной женщине не имеют права. Если отказ имеет место, следует обратиться к заведующей консультацией или главврачу медучреждения.
Кроме того, чтобы женская консультация могла получить деньги по сертификату, требуется наблюдать беременную женщину непрерывно в течение 12 недель. Чем раньше будущая мама определится, где ей комфортнее наблюдаться, тем меньше вопросов возникнет по выдаче сертификата.
Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации. Родовые сертификаты выдаются при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, страхового полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
В случае преждевременных родов сертификат может быть выдан в более ранние сроки при получении из роддома информации о состоявшихся родах. В период с января по март 2006 года всем женщинам, не успевшим получить сертификат в своей консультации, документ выдадут в роддоме.
Если беременная женщина вообще не вставала на учет в женскую консультацию, сертификат ей выдадут в том роддоме, в котором она будет рожать. В этом случае талон № 1 будет погашен, то есть деньги по нему никто не получит.
Сертификат с талоном № 2 роженица забирает в роддом вместе с остальными документами. Чтобы роддом смог получить деньги по этому талону, существует пока лишь один критерий – до выписки мать и дитя живы. Специалисты отмечают, что к середине 2007 года эти критерии будут ужесточены.
Для сертификата не предусмотрены дубликаты в случае потери или порчи. Однако выдача документа будет зафиксирована в женской консультации (талон № 1), благодаря чему роддом сможет получить деньги, доказав, что родоразрешение состоялось именно в нем. Беременная женщина не может обменять сертификат на деньги, так как это не финансовая помощь матерям, а средство стимулирования медицинских учреждений в условиях конкуренции.
Полученные за реализацию родовых сертификатов финансовые средства учреждения здравоохранения должны распределять следующим образом:
Распределение средств, предназначенных для оплаты труда медицинского персонала, осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 г. № 168н) и положением об оплате труда (порядок его утверждения установлен Трудовым кодексом РФ).
В 2006 году по родовым сертификатам учреждения родовспоможения получили из федерального бюджета 9,1 млрд руб. При этом медицинская помощь была оказана 1,3 млн женщин.
В 2007 году в рамках программы родовых сертификатов планируется оказание медицинской помощи 1,6 млн. человек. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 14,5 млрд руб. [27]
По данным на конец июня 2010, в России выдано 66 643 государственных
сертификата на получение материнского
(семейного капитала). Об этом сообщает пресс-служба
Право на такую государственную поддержку имеют семьи, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок.
Лидируют по количеству обладателей ценной бумаги Приволжский и Южный федеральные округа — здесь выдано 17 341 и 14 112 сертификатов соответственно. Далее с большим отрывом следуют Центральный (11 240), Сибирский (8 666) и Уральский (7 677) федеральные округа. [27]
Родовые сертификаты зарекомендовали себя настолько хорошо, что было принято решение развивать и расширять эту программу. Стоимость родовых сертификатов в 2011 году планируется значительно увеличить.
Заключение
Рождение идеи бюджетирования, ориентированного на результат обусловлено желанием перенять опыт коммерческих организаций для того, чтобы повысить качество бюджетных услуг, обеспечить результативность и эффективность бюджетных расходов, ориентировать деятельность министерств и ведомств на достижение конкретных, социально-значимых результатов.
Бюджетирование, ориентированное на результат, – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом приоритетов муниципальной политики и общественной значимости результатов использования бюджетных средств.
Все основные приемы бюджетирования основаны на управленческих технологиях частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, применение метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления – перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.