Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является уточнение понятийного аппарата системы бюджетирования, разработка методических предложений по повышению эффективности расходов бюджета путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на субфедеральном уровне, а также разработка методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. При написании курсовой работы поставлены ряд задач: разобрать предпосылки, цели и основные направления реформирования бюджетного процесса; рассмотреть совершенствование межбюджетных отношений; разобрать основы оценки эффективности бюджетных расходов, и связанные с этим проблемы;
показать анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная реформа в Российской Федерации: основные направления и элементы……………………………………………………….....4
1.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса..4
1.2. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса…5
1.3. Совершенствование межбюджетных отношений………………………...12
Глава 2.Бюджетирование, ориентированное на результат в России…………17
2.1. Методологические основы оценки эффективности бюджетных расходов…………………………………………………………………………..17
2.2. Проблема перехода к управлению эффективностью бюджетными расходами………………………………………………………………………...19
2.3. Анализ эксперимента по бюджетному планированию, ориентированному на результат (область здравоохранения)……………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………34
Библиографический список……………………………………………………..35
Особенностью нормативов, распределенных по уровням
оказания медицинской помощи, состоит
в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей
роли. Именно такой подход позволит рационально
распределить не только конечный фонд
по иерархическим уровням организации
медицинской помощи, но и сбалансировать
необходимые финансовые поступления в
учреждения разного уровня путем умножения
стоимости койко-дня по каждому профилю
на планируемое число
койко-дней по данному профилю.
Средние показатели
числа койко-дней
В качестве норматива объема амбулаторно-поликлинической помощи установлено количество посещений на 1000 жителей в год. В нормативе учитывается помощь, оказываемая территориальными поликлиниками, стоматологическими поликлиниками, специализированными поликлиниками, специализированными диспансерами, диагностическими центрами.
Средний норматив устанавливается 9198 посещений в год на 1000 жителей и подлежит коррекции с учетом заболеваемости и демографического состава субъекта Федерации.
Нормативы финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи
включают все статьи расходов согласно
бюджетной классификации и
Норматив затрат на один койко-день в стационаре – 262,9 рублей; норматив затрат на одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения – 44,9 рублей; средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи – 408,1 рублей.
Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг (далее - территориальные нормативы финансовых затрат), должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы. При расчете территориальных нормативов финансовых затрат учитывается реальность обеспечения нормативной загрузки действующей сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России нормами нагрузки учреждений, адаптированными к местным условиям.
Структура расходов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи является ориентировочной, ненормативной и должна корректироваться на местах в зависимости от социально - экономического состояния субъекта Российской Федерации, уровня цен и т.п.
Таблица 1 - Примерная структура финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2008 год
В процентах
Наименование статей расходов бюджетов РФ |
Затраты на скорую медпомощь (один вызов) |
Затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь (одно посещение) |
Затраты на стационарную помощь (один койко-день) (1посещение) |
Затраты на диагностические услуги | |
В поликлинике |
В стационаре | ||||
Оплата труда |
34,0 |
41,1 |
13,1 |
10,0 |
11,0 |
Начисления на оплату труда |
13,1 |
15,8 |
5,0 |
3,0 |
4,0 |
Медикаменты и перевязочные средства |
2,6 |
10,2 |
25,5 |
51,0 |
48,0 |
Продукты питания |
- |
- |
12,3 |
- |
- |
Мягкий инвентарь и |
0,8 |
0,3 |
1,7 |
2,0 |
1,0 |
Оплата коммунальных услуг |
16,7 |
21,8 |
17,0 |
5,0 |
6,0 |
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования |
27,0 |
2,5 |
18,3 |
23,0 |
20,0 |
Капитальный ремонт |
5,8 |
8,3 |
7,1 |
6,0 |
10,0 |
ВСЕГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один – три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.
Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.
К источникам финансирования относятся:
1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
2. Средства обязательного
медицинского страхования (
3. Средства добровольного
медицинского страхования (
4. Средства предприятий;
5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;
6. Благотворительная помощь.
Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов.
Таблица 2 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы. (Для расчетов использовались показатели ВВП, который в 2006 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2007 году – 10950,0 млрд рублей, а в 2008 году составляет 13050, 0 млрд рублей) [6, 7, 8]
Раздел федерального бюджета |
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||||||
млн рублей |
В процентах |
млн рублей |
В процентах |
Млн рублей |
В процентах | ||||
Фактически исполнено |
ВВП |
Удельный вес |
Ожидаемое исполнение |
ВВП |
Удельный вес |
Утверждено законом |
ВВП |
Удельный вес | |
Расходы , всего В том числе: |
1321903 |
14,6 |
100 |
2106031 |
19,2 |
100 |
2345641 |
17,9 |
100 |
Здравоохранение и физическая культура |
23085,1 |
0,26 |
1,7 |
31469,8 |
0,29 |
1,5 |
39344,8 |
0,3 |
1,7 |
Расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне, составляют от 1,5% до 1,7% от ВВП.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта. общие расходы на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой значительно выше, чем в Российской Федерации (0,29% от ВВП в 2008 году). [15]
Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.
Таблица 3 - Структура расходов на здравоохранение
в 2008 году
(в тысячах рублей) 16
Наименование расходов |
Сумма |
Здравоохранение ВСЕГО В том числе: |
31738026,2 |
Государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность |
569203,7 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
563223,1 |
Государственные капитальные вложения |
750700,0 |
Образование |
4422192,4 |
Больницы, родильные дома, клиники, Госпитали ,поликлиники, амбулатории |
7487418,2 |
Санатории |
1277735,0 |
Целевые расходы на оказание Дорогостоящих видов медицинской помощи Гражданам Российской Федерации |
2 996 614,5 |
Федеральные целевые программы |
2193750,0 |
Санитарно-эпидемиологический контроль |
5106436,1 |
Прочие расходы |
6370753,2 |
Ход обсуждения и принятия федерального бюджета России на 2008 год показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимо от изменения внешних и внутренних условий формирования доходов бюджета 2008 год.[22]
Государственные расходы
федерального бюджета на здравоохранение
в 2008 году в приоритетном порядке
будут направляться на мероприятия
по улучшению репродуктивного
На реализацию государственной политики в здравоохранении направлены федеральные программы: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», включающая подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти- Вич/СПИД», «Дети России», в том числе подпрограмма «Безопасное материнство»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.
Федеральные программы в области здравоохранения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения. Министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин отмечает, что прежде всего бюджет 2008 года характеризует социальная направленность. В 2008 году было проведено финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения, а также переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе оплаты труда. В 2007 году средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры – на 84%.В 2008 году зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%. [18, 26]
В 2007 году на здравоохранение в федеральном бюджете отводилось 1,6 копеек с 1 рубля, а в бюджетах регионов – 14 копеек. Таким образом, основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий, что обусловливает необходимость формирования полноценной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
В России финансирование
имеет смешанный бюджетно-
Таблица 4 - Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2008 годы (в миллионах рублей)
Расходы |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Расходы Федерального
фонда обязательного |
2680,0 |
3960,0 |
5314,33 |
Расходы Федерального фонда ОМС в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в абсолютном выражении увеличились на 1280,0 млн. руб., темп роста расходов в 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 147,8%.В 2008 г. расходы увеличились на 1354,33 млн. руб. по сравнению с 2007 г., темп роста составил 134,2%, а по сравнению с 2006 г. – на 198,3%, т.е. расходы увеличились почти в два раза.