Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. Структура и принципы функционирование государственного бюджета ----------------------------------------------------------------------------------- 4

1.1история бюджета
Государственный бюджет и бюджетная система --------------------------------- 4

1.2 Бюджетные доходы и расходы ---------------------------------------------------------------------- 4

1.3 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета ---- 6

1.4 Государственный долг ------------------------------------------------------------------- 7

Глава 2. Бюджетно-налоговая политика ----------------------------------9

2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и её инструм -----------9

2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования -------------------------11

Задача -------------------------------------------------------------------------------14

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 16

Список литературы -----------------------------------------------------------------------17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 269.36 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше принципы должны служить основой  при разграничении  бюджетных прав между  органами власти разного  уровня. Но для этого  они должны быть конкретизированы.

В проекте Бюджетного кодекса РФ сказано  о равенстве всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом. Но авторы видят это "равенство" в установлении единых для всех субъектов  РФ нормативных отчислений от федеральных налогов (ст.88). Но одинаковые размеры  нормативных отчислений, не учитывающие особенности  каждой территории (налоговый  потенциал, численность  населения, степень  развития социальной инфраструктуры и  т.д.), ничего не могут  урегулировать, поэтому  они не могут выражать принцип равенства. При единых нормативах на верхнем уровне бюджетной системы  выравнивание условий  регионов осуществляется через финансовую помощь непосредственно  из федерального бюджета. Это ведет к  искусственному увеличению дотационности бюджетов, независимо от имеющегося на территориях потенциалов регулирующих налогов.

Единый  подход выражается не в единых нормативах, а в едином методе их исчисления. Именно так сегодня определяются трансферты из Фонда  финансовой поддержки  регионов: по единой формуле, в которую  включаются одинаковые для всех территорий факторы, имеющие  разное количественное выражение. На основе такой формулы  устанавливаются  дифференцированные доли субъектов Федерации  в Фонде финансовой поддержки.

Не  случайно поэтому внутри субъектов Федерации в большинстве случаев применяется сочетание единых и дифференцированных, в том числе групповых нормативов по разным видам регулирующих налогов, как это предусмотрено законом об основах бюджетных прав региональных и местных органов власти (1993 год). В проекте Бюджетного кодекса сделан шаг назад по сравнению с этим законом. Если нормативы будут только едиными, они будут минимальными. Это - возврат к старой системе бюджетного регулирования, которая "отжила свое".

В проекте нового Бюджетного кодекса сохранен и недостаток, присущий ныне действующему бюджетному законодательству. Это  касается определения  самостоятельности  бюджетов (ст.82). В  частности, исходя из наличия регулируемых доходов, независимо от того, обеспечивается ли в бюджете минимально необходимый уровень  собственных доходов  с учетом имеющегося налогового потенциала. Сам факт констатации  такой самостоятельности  не объясняет, является ли она абсолютной или имеет ограничения, изменяется ли в зависимости  от уровня или вида бюджета, в каких  конкретных формах реализуется  и т.д. На наш взгляд, самостоятельность  бюджета - понятие  относительное и  определяется тем, обладает ли орган власти достаточным  размером собственных  доходов, имеет ли право свободно распоряжаться  ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет ли полную ответственность  в установленном  законодательном  порядке за рациональное и эффективное  использование бюджетных  средств.

Обеспечивается  самостоятельность  путем:

- предоставления каждому  органу государственной  власти и местного  самоуправления права  самостоятельно формировать,  утверждать и исполнять  свой бюджет;

- предоставления региональным  и местным бюджетам  такого размера  (доли) собственных  доходов, которых  было бы достаточно  для финансирования  минимально необходимых  расходов, определяемых  с учетом государственных  социальных стандартов;

закрепления за органами государственной власти и местного самоуправления права определять направления использования бюджетных средств.

Понятие "собственные доходы" в проекте вообще отсутствует. Оно  определено в проекте  закона "О финансовых основах местного самоуправления в  РФ".

Основной  недостаток бюджетной  системы РФ состоит  в том, что в  территориальных  бюджетах низок уровень  собственных доходов  и чрезмерно широка сфера межбюджетных отношений, приводящая к большим встречным  потокам.

Многие  сложные проблемы, которые должны быть решены в новом  Бюджетном кодексе  РФ, в его проекте  даже не поставлены. Например, вопрос о  том, чем должна определяться финансово-бюджетная  самостоятельность  органов власти разного  уровня, должна она  быть абсолютной или  относительной, какими будут ее границы  в случае варианта относительности. Поэтому  провозглашение принципа самостоятельности  бюджетов носит пока формальный характер.

В законопроекте отсутствует  третий уровень бюджетной  системы сельские и поселковые бюджеты. Это задевает интересы значительных слоев  населения и означает, таким образом, сметное  финансирование данного  звена.

Что касается принципа прозрачности, провозглашенного в  Российском законодательстве, то, на наш взгляд, тот орган, который  формирует федеральный  бюджет, то есть Министерство финансов РФ, не стремится  в полном объеме выполнять  те законодательные  нормативы, которые  уже приняты и  должны работать. В  субъектах Федерации, органах местного самоуправления совершенно не знают, что включается в трансферты, передаваемые из Фонда финансовых ресурсов федерального бюджета.

Трансферты  и дотации - это  не одно и то же. Трансферты - это средства, направляемые на определенные цели, выделяются они преимущественно  по бюджету развития и на основе долевого участия вышестоящих  органов власти в  финансировании местных  программ. Дотации  выделяются из вышестоящих  бюджетов нижестоящим на сумму недостающих доходов (дефицита) при невозможности сокращения расходов и увеличения собственных доходов. Часто же получается так, что выделяемые трансферты и средства, получаемые на месте, аккумулируются в региональных бюджетах и порой в ограниченных размерах.

Общий недостаток российских бюджетных нормативных  актов закона "О  бюджетном устройстве и бюджетном процессе" и проекта Бюджетного кодекса - не учтена должным образом  возросшая роль территориальных  бюджетов, в том  числе местных - фундамента всей бюджетной системы  Российской Федерации.

Начало  созданию Бюджетного кодекса в России положено. Теперь важно  выработать окончательный  его вариант с  учетом опыта развитых демократических  стран и того положительного опыта, который был  накоплен в ходе бюджетно-правовых реформ в нашей  стране.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

• концентрация финансовых ресурсов на решении  приоритетных вопросов;

• снижение налоговой  нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных  обязательств;

• создание эффективной  системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные  расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

В качестве критериев  оценки эффективности  бюджетной политики выступают следующие  показатели:

• уровень собираемости бюджетных доходов  в целом, налогов  в частности;

• уровень выполнения бюджетных обязательств;

• величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации  бюджетного дефицита;

• величина валютных резервов, используемых для  финансирования бюджетного дефицита;

• динамика валового внутреннего  продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных  и приравненных к  ним актов о  бюджете.

Бюджетная политика государства  как часть налоговой  политики находит  свое выражение в  видах применяемых  налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга  налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Ориентируется в  основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного  по государствен-ным доходам и расходам. Инвестиционная политика - составная часть финансовой и бюджетной политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направления их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технологического уровня.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее  марта) предшествующего  года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Проводимая  бюджетная политика в РФ ориентированна на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий  для обеспечения  позитивных структурных  изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности  и прозрачности управления общественными финансами. Основными направлениями  бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

• обеспечение сбалансированности бюджетной системы  РФ в долгосрочном периоде;

• усовершенствование политики аккумулирования  «конъюнктурных»  доходов бюджета  в Стабилизационный фонд;

• повышение результативности бюджетных расходов.

• Расходы всех бюджетов должны быть ориентированны на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

• повышение роли среднесрочного планирования;

• расширение самостоятельности  и ответственности  главных распорядителей бюджетных средств;

• совершенствование  межбюджетных отношений;

• эффективное участие  России в инициативах  мирового сообщества по облегчению долгового  бремени беднейших  стран.

Налоговая политика на среднесрочную перспективу формируется, исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налогового нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Таким образом, бюджетная  политика является ядром  экономической политики государства и  отражает все его  финансовые взаимоотношения  с общественными  институтами и  гражданами. Данная политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению  уровня народного  благосостояния.

 
В прошлом, в течение  длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что  государство через  налогово-бюджетную  политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между  коллективным и частным  потреблением, а также  каким образом  бремя платежей за коллективные блага  следует разделить  среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей. Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Б юджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем с овершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика