Глава
1. Структура и функционирование
государственного бюджета
Структура
бюджетной системы
РФ
Бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех
уровней:
• первый
уровень – федеральный бюджет
РФ и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
• второй
уровень – бюджеты субъектов
РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных
бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской
области, городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга ) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
• третий
уровень – местные бюджеты (около
30 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов).
Свод
бюджетов всех уровней составляет консолидированный
бюджет РФ, который представлен на
схеме 3.
Б юджетная
система функционирует на основе принципов,
изложенных в БК РФ
Принцип
единства бюджетной
системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной
документации, принципов бюджетного процесса
в РФ, санкций за нарушения бюджетного
законодательства, а также единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского
учёта средств федерального бюджета, территориальных
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов
и расходов между
уровнями бюджетной
системы РФ состоит в закреплении
соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти РФ, органами государственной власти
субъектов Федерации и органами местного
самоуправления.
Принцип
самостоятельности
бюджетов закрепляет:
• право
законодательных (представительных) органов
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс;
• наличие
собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня бюджетной
системы, определяемых в соответствии
с законодательством РФ;
• законодательное
закрепление регулирующих доходов
бюджетов, полномочий по формированию
доходов бюджетов каждого уровня
в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством РФ;
• право
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления
расходования средств и источники
финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов:
• недопустимость
изъятия доходов, дополнительно
полученных в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, сумм превышения
доходов над расходами бюджетов
и сумм экономии по расходам бюджетов;
• недопустимость
компенсации за счет бюджетов других
уровней бюджетной системы потерь
в доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете.
Принцип
полноты отражения
доходов и расходов
бюджетов, а также бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все
доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств и средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных
в бюджетной системе.
Налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки по
уплате налогов и иных обязательных
платежей полностью учитываются
отдельно по доходам бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
за исключением отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах
текущего финансового года.
Принцип
сбалансированности
бюджета регламентирует положение,
по которому объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному
объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
При составлении, рассмотрении, утверждении
и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип
эффективности и
экономности использования
бюджетных средств состоит в том,
что при составлении и исполнении бюджетов
уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип
общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться общей
суммой доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Доходы
бюджета и поступления из источников
финансирования его дефицита не могут
быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением
доходов целевых бюджетных фондов,
средств целевых иностранных
кредитов, а также в случае централизации
средств из бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ.
Принцип
гласности означает:
• обязательное
опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов,
а также доступность иных сведений
по решению законодательных (представительных)
органов государственной власти,
органов местного самоуправления;
• обязательную
открытость для общества и средств
массовой информации процедур рассмотрения
и принятия решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной
власти, либо между законодательным
(представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
Секретные
статьи могут утверждаться только в
составе федерального бюджета.
П ринцип
достоверности бюджета означает надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории
и реалистичность расчётов доходов и расходов
бюджета.
Принцип
адресности и целевого
характера бюджетных
средств состоит в том, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей с обозначением направления
их на финансирование определенных целей.
Следует
обратить внимание, что из всех перечисленных
принципов только принципы единства,
самостоятельности и разграничения
доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы можно отнести
к принципам построения системы.
Именно они определяют бюджетную
систему как единое целое.
Государственный
бюджет и бюджетная система.
История
бюджетной системы России
Специалисты
считают, что первым источником поступлений
в княжескую казну на Руси была
дань, которую собирал князь с
подвластных земель. Она имела
натуральную форму и собиралась
в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.
Также, в пользу князя собирались
пошлины и штрафы: судебные назывались
виры, дорожные — мыт, пошлина с
брака — выводная куница. По мере
укрепления власти князя устанавливались
места сбора дани и лица, ответственные
за ее сбор, а сама дань приняла форму
подати. С XIII в. начала складываться система
посошного обложения. Единицей обложения
стали: соха, дым, двор, тягло. В период
татаро-монгольского ига в пользу ордынских
ханов собирался налог “ордынский выход”.
С образованием
Русского централизованного государства
в ХУ веке в пользу Московского
князя стала собираться посошная
подать. Кроме того, доходы казны формировались
за счет таможенного, соляного, кабацкого
и других сборов.
В XV в .
в России начала складываться двухзвенная
бюджетная система унитарного государства,
состоящая из великокняжеской казны (бюджета
государства) и местных бюджетов, которые
соответственно формировались за счет
княжеских (т. е. государственных) налогов
и местных сборов.
Местные
налоги были введены в Русском
государстве в ХV в. Для содержания
царских наместников и волостителей
, выполнения ими возложенных на них административных
и судебных функций, для решения местных
хозяйственных задач с населения собирались
денежные и натуральные сборы: конское
пятно (за клеймение), тамга (за продажу
товара), весчее (за взвешивание), гостиное
(за пользование торговым помещением),
померное (за измерение) и др.
Земская
реформа, проведенная в 1551 г. Иваном
IV, установила земское самоуправление,
упразднявшее власть царских наместников.
Вместо них на местах назначались
земские старосты, которые руководили
земскими избами, творившими суды и
собиравшими налоги. В этом же году
Стоглавый собор утвердил “Уставную
земскую грамоту”. Налог “посошный
окуп”, заменявший взимаемые с населения
наместничьи сборы, начал поступать в
государеву казну, из которой выделялись
средства на содержание земских изб и
финансирование местных мероприятий.
В XVI в.
сбором налогов стали ведать созданные
территориальные органы - чети: Владимирская,
Галицкая, Костромская, Новгородская,
Устюжская. В первой четверти XVII в . на
содержание стрельцов взималась стрелецкая
подать. Население было обязано не
только платить налоги, но и нести другие
повинности (строительство и ремонт дорог
и мостов, поставка подвод, прием на постой
представителей власти). С городского
населения собирались также оброки с лавок,
кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов
Поволжья, Урала, Сибири - ясак, главным
образом мехами. Помимо прямых налогов
существовали косвенные, которые стали
поступать в казну с введением в середине
XVI в. винных откупов.
Первый
в России бюджет — смета государственных
доходов и расходов — был составлен в
1645 г. В городах составлялись городовые
сметы доходов и расходов. Эта система
действовала до петровских реформ.
- В 1679 г. вместо
стрелецкой подати и других сборов был
введен подворный налог. Общая сумма налога
устанавливалась правительством, а крестьянские
общины и посады раскладывали ее между
собой по дворам.
- После проведения
переписи населения в 1722 г. подворный налог
заменился подушной податью, которая взималась
с лиц мужского пола (кроме дворянства,
духовенства и чиновничества). Подушная
подать была одним из главных источников
доходов государственного бюджета. В 1796
г. на ее долю приходилось около 34% всех
доходов.
- Наряду с
прямыми и косвенными налогами население,
главным образом крестьянство, несло мирские
повинности, которые имели натуральную
и денежную формы. Повинности были обязательные,
использовавшиеся на содержание органов
волостного и сельского управления, содержание
дорог и др. и необязательные, использовавшиеся
на строительство церквей, школ, больниц,
содержание пожарной охраны и др. Они взимались
по раскладке среди населения. В 1851—1854
гг. мирские повинности законодательно
были оформлены в земские повинности и
земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили
кибиточную подать.
- Реформы 60-х
годов XIX в. внесли некоторые изменения
в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать
с мещан была заменена налогом с недвижимого
имущества. В 1865 г. введен промысловый
налог, т. е. сбор с документов на право
заниматься торговлей и промыслами. В
1861 г. вместо винных откупов введен акциз
на производство спиртных напитков. В
1875 г. вместо подушной подати с крестьян
- поземельный налог. Он взимался с земли
крестьян и дворян. Большую сумму (свыше
75%) этого налога вносили крестьяне. Основным
источником бюджетных доходов были косвенные
налоги, получаемые от акциза и винной
монополии, введенной в 1894 г.
- С укреплением
государственности менялся и аппарат
управления государственным и местными
бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных
министерств (Министерства внутренних
дел, Министерства финансов и др.) на местах
организовывались подведомственные им
государственные учреждения, то есть вертикальная
система учреждений государственного
управления. Например, территориальными
органами Министерства финансов на губернском
уровне были казенные палаты, на уездном
— казначейства.
- Forex
отзывы -
это замечательный способ
узнать о бирже Forex достоверную
информацию!
- Казенные
палаты раскладывали на население налоги,
вели учет поступления налогов и расходов.
Казначейства принимали и хранили средства,
поступающие в казну в виде налогов, выдавали
денежные средства на финансирование
мероприятий, осуществляемых на местах.
С 1817 г. они ведали казенными магазинами,
торговавшими алкогольной продукцией,
контролировали винокуренные заводы.
В свою очередь за деятельностью казенных
палат и казначейств наблюдали губернаторы.
- В 1864 г. вступило
в силу “Положение о губернских и уездных
земских учреждениях”, в соответствии
с которым, в России были созданы органы
местного самоуправления — земства. Представительным
(распорядительным) органом земств были
земск ие и уе здные собрания. Членами
этих органов были гласные (депутаты),
избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев,
городских избирателей и выборных от сельских
общин). Гласные собирались раз в год на
сессию, на которой рассматривались хозяйственные
и финансовые вопросы деятельности земств,
утверждались сметы доходов и расходов
земств и отчет о деятельности исполнительных
органов земств. Исполнительным органом
земств были губернск ие уе здные управы,
избираемые на три года. Председатели
губернских управ утверждались министром
внутренних дел, а уездных — губернаторами.
- Земства ведали
местными хозяйственными делами, местными
дорогами, организацией школьного образования
и медицинского обслуживания населения.
- Финансовыми
средствами для выполнения возложенных
на земства функций были земские бюджеты,
формировавшиеся за счет существовавших
до этого и переданных земствам земских
повинностей и сборов.
- Земские
повинности взимались независимо от уровня
зажиточности плательщика и предназначались
для финансирования целевых расходов,
например, на содержание школ, больниц,
пожарной охраны, полиции и др. Земские
повинности устанавливались либо государством,
либо губернскими и уездными земствами.
- Другим источником
доходов земских бюджетов были земские
сборы, которые взимались с земель и другого
недвижимого имущества, с промысловых
патентов, покупаемых за право заниматься
каким-либо промыслом. Земские сборы составляли
более 60% доходов земских бюджетов.
- Крупным
источником доходов земских бюджетов
(до 25% общих доходов) были пособия из государственного
бюджета.
- Земские
бюджеты включали обязательные и необязательные
расходы. Обязательные расходы были приоритетными
и предназначались для финансирования
содержания органов местного управления,
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства
и др. К необязательным расходам относились
расходы на здравоохранение, содержание
школ и др.
- В волостях
были волостные бюджеты, формировавшиеся
за счет так называемых мирских доходов,
в том числе волостных и сельских сборов,
доходов от принадлежащего сельским обществам
имущества, от сдачи в аренду мирских земель
и др.
- Городские
бюджеты формировались за счет доходов
от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных
участков, сборов с недвижимого имущества
городских жителей, сборов с владельцев
лошадей, конских экипажей и др.
- Местные
бюджеты не входили в состав государственного
бюджета России, т.к. в России до революции
действовала двухзвенная бюджетная система
унитарного государства.
- После Октябрьской
революции 1917 г. вследствие развала органов
государственного и местного управления
поступление налогов в бюджетную систему
практически прекратилось. Для финансирования
неотложных нужд большевики прибегали
к контрибуции с имущих слоев населения,
главным образом, с купцов и спекулянтов,
по их мнению, нажившихся за время войны
и непроизводительно расходующих свои
капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях
в виде контрибуций было мобилизовано
в бюджет 816,5 млн. руб.2
- Существование
нового строя непосредственно зависело
от состояния финансов в стране. На открывшемся
17 мая 1918 г. Всероссийском съезде представителей
финансовых отделов Советов, выступал
с докладом В.И. Ленин. Он подчеркнул: “Мы
должны во что бы то ни стало добиться
прочных финансовых преобразований, но
надо помнить, что всякие радикальные
реформы наши обречены на неудачу, если
мы не будем иметь успеха в финансовой
политике”.3
- Исходя из
тяжелого экономического положения в
стране было признано необходимым перейти
к строгой централизации в области финансов
с тем, чтобы обеспечить поступление сре
дств в б юджет и их эффективное использование.
Это положение стало основополагающим
в формировании финансовой политики Советского
государства на всех последующих этапах
истории СССР.
- П ервая
Конституция РСФСР, принятая в июле 1918
г., зафиксировала принципы централизации
финансов. О цели государственной финансовой
политики в статье 79 говорилось: “Финансовая
политика РСФСР в настоящий переходный
момент диктатуры трудящихся способствует
основной цели — экспроприации буржуазии
и подготовлению условий для всеобщего
равенства граждан республики в области
производства и распределения богатств.
В этих целях она ставит себе задачей предоставить
в распоряжение органов советской власти
все необходимые средства для удовлетворения
местных и общегосударственных нужд Советской
республики, не останавливаясь перед вторжением
в право частной собственности”. Конституция
1918 г. установила федеративное устройство
P оссии и заложила основы бюджетного устройства
государства. Принцип централизации всех
финансов выразился в установлении единства
государственного бюджета и всей финансовой
системы РФ, включении государственных
доходов и расходов в общегосударственный
бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось
разделение государственного и территориальных
бюджетов (бюджетов автономных республик
и областей), т.е. разделение государственных
и территориальных доходов и расходов.
Государственные бюджеты Украинской Социалистической
Республики и Белорусской Социалистической
Республики существовали отдельно.
- В 1864 г. вступило
в силу “Положение о губернских и уездных
земских учреждениях”, в соответствии
с которым, в России были созданы органы
местного самоуправления — земства. Представительным
(распорядительным) органом земств были
земск ие и уе здные собрания. Членами
этих органов были гласные (депутаты),
избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев,
городских избирателей и выборных от сельских
общин). Гласные собирались раз в год на
сессию, на которой рассматривались хозяйственные
и финансовые вопросы деятельности земств,
утверждались сметы доходов и расходов
земств и отчет о деятельности исполнительных
органов земств. Исполнительным органом
земств были губернск ие уе здные управы,
избираемые на три года. Председатели
губернских управ утверждались министром
внутренних дел, а уездных — губернаторами.
- Земства
ведали местными хозяйственными делами,
местными дорогами, организацией школьного
образования и медицинского обслуживания
населения.
- Финансовыми
средствами для выполнения возложенных
на земства функций были земские бюджеты,
формировавшиеся за счет существовавших
до этого и переданных земствам земских
повинностей и сборов.
- Земские
повинности взимались независимо от уровня
зажиточности плательщика и предназначались
для финансирования целевых расходов,
например, на содержание школ, больниц,
пожарной охраны, полиции и др. Земские
повинности устанавливались либо государством,
либо губернскими и уездными земствами.
- Другим источником
доходов земских бюджетов были земские
сборы, которые взимались с земель и другого
недвижимого имущества, с промысловых
патентов, покупаемых за право заниматься
каким-либо промыслом. Земские сборы составляли
более 60% доходов земских бюджетов.
- Крупным
источником доходов земских бюджетов
(до 25% общих доходов) были пособия из государственного
бюджета.
- Земские
бюджеты включали обязательные и необязательные
расходы. Обязательные расходы были приоритетными
и предназначались для финансирования
содержания органов местного управления,
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства
и др. К необязательным расходам относились
расходы на здравоохранение, содержание
школ и др.
- В волостях
были волостные бюджеты, формировавшиеся
за счет так называемых мирских доходов,
в том числе волостных и сельских сборов,
доходов от принадлежащего сельским обществам
имущества, от сдачи в аренду мирских земель
и др.
- Городские
бюджеты формировались за счет доходов
от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных
участков, сборов с недвижимого имущества
городских жителей, сборов с владельцев
лошадей, конских экипажей и др.
- Местные
бюджеты не входили в состав государственного
бюджета России, т.к. в России до революции
действовала двухзвенная бюджетная система
унитарного государства.
- После Октябрьской
революции 1917 г. вследствие развала органов
государственного и местного управления
поступление налогов в бюджетную систему
практически прекратилось. Для финансирования
неотложных нужд большевики прибегали
к контрибуции с имущих слоев населения,
главным образом, с купцов и спекулянтов,
по их мнению, нажившихся за время войны
и непроизводительно расходующих свои
капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях
в виде контрибуций было мобилизовано
в бюджет 816,5 млн. руб.2
- Существование
нового строя непосредственно зависело
от состояния финансов в стране. На открывшемся
17 мая 1918 г. Всероссийском съезде представителей
финансовых отделов Советов, выступал
с докладом В.И. Ленин. Он подчеркнул: “Мы
должны во что бы то ни стало добиться
прочных финансовых преобразований, но
надо помнить, что всякие радикальные
реформы наши обречены на неудачу, если
мы не будем иметь успеха в финансовой
политике”.3
- Исходя из
тяжелого экономического положения в
стране было признано необходимым перейти
к строгой централизации в области финансов
с тем, чтобы обеспечить поступление сре
дств в б юджет и их эффективное использование.
Это положение стало основополагающим
в формировании финансовой политики Советского
государства на всех последующих этапах
истории СССР.
- П ервая Конституция
РСФСР, принятая в июле 1918 г., зафиксировала
принципы централизации финансов. О цели
государственной финансовой политики
в статье 79 говорилось: “Финансовая политика
РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры
трудящихся способствует основной цели
— экспроприации буржуазии и подготовлению
условий для всеобщего равенства граждан
республики в области производства и распределения
богатств. В этих целях она ставит себе
задачей предоставить в распоряжение
органов советской власти все необходимые
средства для удовлетворения местных
и общегосударственных нужд Советской
республики, не останавливаясь перед вторжением
в право частной собственности”. Конституция
1918 г. установила федеративное устройство
P оссии и заложила основы бюджетного устройства
государства. Принцип централизации всех
финансов выразился в установлении единства
государственного бюджета и всей финансовой
системы РФ, включении государственных
доходов и расходов в общегосударственный
бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось
разделение государственного и территориальных
бюджетов (бюджетов автономных республик
и областей), т.е. разделение государственных
и территориальных доходов и расходов.
Государственные бюджеты Украинской Социалистической
Республики и Белорусской Социалистической
Республики существовали отдельно.
- Территориальные
бюджеты формировались за счет:
- • поступлений
от налогов, устанавливаемых губернскими,
уездными, городскими, волостными Советами,
взимаемыми на местные нужды;
- • надбавок
(в пределах 40%) к государственному подоходному
налогу;
- • доходов
от местных советских предприятий и имущества;
- • ссуд и
пособий из государственного бюджета.
- Однако в
условиях военного времени, экономической
разрухи, отсутствия средств в местных
бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных
бюджетов Петроградской губернии составили
950 млн. руб., а поступления от местных налогов
— 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне
1920 г. было принято решение о слиянии государственного
и территориальных бюджетов.
- С
окончанием гражданской войны, переходом
к новой экономической политике (нэпу)
и восстановлению народного хозяйства
в связи с необходимостью стабилизации
финансов, усиления хозрасчетных отношений,
в том числе в местном хозяйстве, и повышения
экономической деятельности местных Советов
в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление
“О мерах по упорядочению финансового
хозяйства”, в соответствии с которым
государственный и территориальные бюджеты
были разъединены.
- С образованием
в 1922 г. Союза Советских Социалистических
Республик и выходом в 1924 г. Конституции
СССР были внесены изменения в бюджетную
систему. В государственный бюджет СССР
вошли государственные бюджеты социалистических
республик, составляющих СССР. Был создан
союзный бюджет, на который возлагалось
финансовое обеспечение общесоюзных нужд
и мероприятий, главным образом в области
хозяйственного, культурного строительства
и оборонного значения.
- При формировании
доходной части всех бюджетов использовался
принцип подведомственности, в соответствии
с которым предприятия и хозяйственные
организации были распределены между
различными уровнями власти и вносили
отчисления от прибылей в соответствующий
бюджет. Таким образом, предприятия союзного
подчинения, т. е. находившиеся в ведении
союзных ведомств, вносили свои платежи
из прибыли в союзный бюджет, а предприятия
республиканского, областного, городского
подчинения — в соответствующие бюджеты.
В свою очередь из соответствующих бюджетов
финансировались предприятия, организации
и учреждения союзного, республиканского
и местного подчинения.
- Следовательно,
доходы союзного бюджета формировались
за счет общесоюзных государственных
доходов, главным из которых были отчисления
от прибылей предприятий союзного подчинения
и общегосударственные налоги и доходы,
например, доходы от внешнеэкономической
деятельности.
- Следует
отметить, что местные бюджеты (бюджеты
автономных республик, краевые, областные,
городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские
бюджеты) не включались в состав бюджетов
союзных республик и в государственный
бюджет СССР.
- Большую
роль в развитии народного хозяйства и
бюджетной системы СССР сыграла налоговая
реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы
налоговой системы, главные элементы которой
существуют и в настоящее время. В ходе
реформы было унифицировано 86 действовавших
ранее платежей в бюджет, устранена многократность
обложения налогоплательщиков, укреплен
финансовый контроль за хозяйственной
деятельностью предприятий. Около 60 налогов
и сборов были объединены в основные платежи
— налог с оборота, отчисления от прибыли
государственных предприятий и подоходный
налог для кооперативных предприятий.
- В ходе налоговой
реформы был введен принципиально новый
метод формирования доходов территориальных
бюджетов. В соответствии с Постановлением
ЦИК и СНК “О республиканских и местных
бюджетах” от 21 декабря 1931 г. в территориальные
бюджеты стала передаваться часть государственных
доходов — налога с оборота, поступлений
от реализации государственных займов
и др. Передача этих средств осуществлялась
в порядке бюджетного регулирования в
виде процентных отчислений от общегосударственных
налогов и доходов, ставших регулирующими
источниками для сбалансирования территориальных
бюджетов. Общность источников доходов
стала важным фактором усиления связи
между всеми бюджетами, входящими в бюджетную
систему СССР. В дальнейшем этот принцип
стал распространяться на другие общегосударственные
источники. Он используется и в ныне действующей
бюджетной системе России.
- Окончательное
формирование бюджетной системы СССР
связано с Конституцией 1936 г. Усиление
централизации в управлении народным
хозяйством и финансами государства нашло
отражение в статье 14 Конституции СССР,
где было зафиксировано, что к ведению
союзных органов власти относилось не
только утверждение государственного
бюджета СССР и отчета о его исполнении,
но и установление налогов, поступающих
в союзный бюджет, бюджеты союзных республик
и местные бюджеты.
- Тенденция
к централизации проявилась и в Постановлении
СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии
с которым в государственный бюджет СССР
были включены местные бюджеты. В 1938 г.
в государственный бюджет СССР также был
включен бюджет государственного социального
страхования.
- Таким образом,
вплоть до 1991 г. бюджетная система страны
имела следующую схему построения:
-
Государственный бюджет (госбюджет) - это
форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функции
государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается
и принимается законодательным органом
парламентом страны, региона или муниципальным
собранием. В течение и по завершении финансового
года представители исполнительной власти
отчитываются о своей деятельности по
мобилизации доходов и осуществлению
расходов в соответствии с принятым законом
о бюджете. Регламентируемая нормами права
деятельность по составлению и рассмотрению
проектов бюджетов, а также по контролю
над их исполнением называется бюджетным
процессом. Государственный бюджет всегда
представляет собой компромисс между
основными социально-экономическими группами
в стране. Это компромисс между общегосударственными
и частными интересами граждан по поводу
налогообложения доходов и собственности,
между центром и регионами по поводу распределения
налогов и субсидий, между интересами
отдельных отраслей и фирм в отношении
государственных заказов. Бюджетной системой
называется совокупность бюджетов всех
уровней и государственных внебюджетных
фондов. Государственные внебюджетные
фонды это денежные средства государства,
имеющие целевое назначение и не включенные
в государственный бюджет. Эти средства
находятся в распоряжении центральных
и территориальных органов власти и концентрируются
в специальных фондах, каждый из которых
предназначен для определенных нужд. Примерами
могут быть Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования. Фонд медицинского страхования,
Государственный фонд занятости населения,
Фонд социальной поддержки населения.
Внебюджетные фонды создаются в основном
в социальных целях и финансируются за
счет социальных налогов и субсидий из
бюджета. Подобные фонды расширяют возможности
вмешательства государства в экономику,
минуя бюджет и, следовательно, парламентский
контроль. Кроме того, за счет государственных
внебюджетных фондов можно создать видимость
уменьшения дефицита бюджета. Существуют
также целевые бюджетные фонды, являющиеся,
в отличие от государственных внебюджетных
фондов, составной частью госбюджета.
Как и государственные внебюджетные фонды,
они нацелены на то, чтобы целевые налоги
шли не в ”общий котел” госбюджета, а
расходовались строго по назначению --
на строительство и содержание дорог,
геологоразведку и т.д. Средства целевых
бюджетных фондов хранятся в банках и
приносят прибыль для бюджета. В бюджетной
системе стран с федеративным устройством
можно выделить три уровня: бюджет центрального
(федерального) правительства, бюджеты
субъектов федерации (региональные бюджеты)
и бюджет органов местного самоуправления
(местные бюджеты). В остальных странах
бюджетная система имеет два уровня: бюджет
центрального правительства и местные
бюджеты.
1.2 Бюджетные доходы и расходы.