Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. Структура и принципы функционирование государственного бюджета ----------------------------------------------------------------------------------- 4

1.1история бюджета
Государственный бюджет и бюджетная система --------------------------------- 4

1.2 Бюджетные доходы и расходы ---------------------------------------------------------------------- 4

1.3 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета ---- 6

1.4 Государственный долг ------------------------------------------------------------------- 7

Глава 2. Бюджетно-налоговая политика ----------------------------------9

2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и её инструм -----------9

2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования -------------------------11

Задача -------------------------------------------------------------------------------14

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 16

Список литературы -----------------------------------------------------------------------17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 269.36 Кб (Скачать файл)
 

3. Федеральный бюджет Российской Федерации

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», разработка параметров федерального бюджета впервые  осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования предполагается закрепить в рассматриваемой  Государственной Думой новой  редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной  стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному  и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Представляемые  на данном этапе проектировки федерального бюджета разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации  на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2006 г. №1860-р.

За основу при формировании бюджета были приняты  показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий  на 2008 год и на период до 2010 года, рассмотренных Правительством Российской Федерации, доработанных и представленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации 14 марта 2007 г. №Д03-378.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета  на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры  доходов в части их распределения  на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной  зависимостью экономики и бюджета  от сырьевого сектора, которая создает  серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора  обеспечили в 2005 году около 38% от доходов  консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без  учета погашения налоговой задолженности). В настоящее время благодаря  благоприятной конъюнктуре на мировом  рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств - на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного  фонда может служить страховым  резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному  фонду недостает более полного  зачисления конъюнктурных доходов  бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения  долгосрочной сбалансированности создается  Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.

Особая  природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят  в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном  горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Устойчивость  бюджета с точки зрения, как  доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении  к ВВП.

Важный  фактор, который необходимо учитывать  при оценке принципов бюджетной  политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1. В  ближайшие несколько десятилетий  физический объем добычи и  экспорта нефти и газа будет  намного уступать темпам роста  ВВП, составляя не более 2% в  год. Это приведет к сокращению  доли нефтегазового сектора в  ВВП. По оценкам Минэкономразвития  России, указанная доля сокращается  с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового  сектора в ВВП продолжится  и в последующие годы.

2. Продолжение  в среднесрочной перспективе  повышения курса рубля (хотя  и более медленными темпами,  чем в предыдущие годы).

3. Прогнозирумое снижение цен на нефть с 61 долл.США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2010 году.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета  оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. - они сокращаются до 5,3%ВВП.

Согласно  долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления  в федеральный бюджет могут сократиться  за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких  цен на нефть 40-50 долл.США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга.

Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Сальдо  бюджета без учета нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8%ВВП.

Расчеты показывают, что максимальный ежегодный  размер трансферта составляет 3,7% ВВП  Он позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный даже при низком уровне цен на нефть  уровень расходов бюджета, а с  другой стороны, соответствует цели создания Фонда будущих поколений - обеспечивает стабильность бюджетной  политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов  цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде будущих поколений. Учитывая это, предлагается на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7 % ВВП, а в «переходный период» в 2008-2010 гг. - объем нефтегазового трансферта планируется с понижением - с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году.

Поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5%ВВП) на длительную перспективу ведет  к тому, что уже в ближайшие  десять лет происходит значительное расходование ранее накопленных  средств даже при среднем уровне цен на нефть.

Величина  Резервного фонда составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижение цены на нефть с 45 до 30 долл.США в течение трех лет.

Величина  Фонда будущих поколений на начало 2011 года составит 1,3% ВВП.

Исходя  из изложенного, проектировки основных параметров федерального бюджета приведены  в приложении №1 к роботе.

Доходы  федерального бюджета Российской Федерации

Два варианта бюджетной  политики

В современной  России принципиальные решения в  области бюджетной политики нередко  предлагаются и принимаются не столько  из экономических соображений, сколько  из политических амбиций. Бюджетная  политика не стала и тем механизмом, который помогал бы правительству  проводить структурные реформы. От политических решений в этой области  зависит, возобновится или будет  отложен экономический рост, как  ранее оказалась отложенной, затянувшейся по сравнению с другими странами сама стабилизация экономики. Здесь  ученые-экономисты и политики видят  два варианта развития событий.

Один  вариант предполагает стимулирование экономического роста через решительное  преодоление налогового кризиса  и связанной с ним зависимости  бюджета от внутренних заимствований. Параллельно должны проводиться  реформы - институциональные для  формирования эффективных прав собственности  и социальные, которые повысили бы гибкость и эффективность бюджетной  политики на федеральном и региональном уровнях.

Другой  вариант основывается на гипотезе о  принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Тем самым центром инвестиционной активности становится государство. Предполагается, что только оно способно накапливать капитал и разумно его инвестировать. Сторонники этого пути предлагают ввести прямое регулирование основных макроэкономических параметров, включая контроль над ценами на важнейшие товары и услуги. Иными словами, государство должно концентрировать в своих руках ресурсы и перераспределять их в соответствии с национальными экономическими интересами.

Фактически  же проявляется забота о восстановлении перераспределительных функций государства, главным образом для концентрации средств в экспортоориентированных секторах машиностроения (прежде всего в высокотехнологичном производстве вооружений). Это важно, поскольку разрыв между экспортными отраслями и теми, что ориентированы на импортозамещение (производство продукции, ввозимой сейчас из-за рубежа) стал ключевой структурной и одновременно социальной проблемой российских реформ. В основе фундаментальных расхождений ведущих политических сил относительно перспектив экономической политики России лежит противоречивость интересов этих крупнейших секторов народного хозяйства, которую необходимо преодолеть (по примеру практически всех посткоммунистических государств Центральной и Восточной Европы).

В обществе по-разному понимается связь экономического роста и глубокой структурной  реформы экономики. Сторонники реставрации  дореформенной структуры народного  хозяйства именно с ней связывают  начало экономического роста и на первый план выдвигают проблему безработицы  в ущерб созданию более эффективной  структуры производства (тем самым  обрекая Россию на дальнейшее отставание в экономическом развитии от других государств). Будучи приверженцами  инфляционного курса, они утверждают, что инфляция способствует сокращению безработицы - самого тяжелого социального  последствия рыночных реформ.

Действительно, в краткосрочном периоде времени  безработицу можно снизить, увеличивая инфляцию. Однако в перспективе она  все равно повысится, потому что  рост денежной массы, не влияя на занятость  и объем производства, еще больше подстегивает инфляцию. Наоборот, снижение инфляции в краткосрочном периоде  увеличит безработицу, но в перспективе  сохранит ее на прежнем уровне.

Таким образом, два направления бюджетной  политики - это два направления  экономической политики в целом: за продолжение рыночных реформ или  же за возврат к прежней, социалистической системе хозяйствования, т.е. без  открытой безработицы, но и без надежд на достижение достойного уровня жизни, сравнимого с уровнем жизни населения  развитых стра  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 1. Экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. 2. Источники формирования доходов государственного бюджета. 3. Расходы бюджета и повышение их эффективности важнейшая часть . бюджетной политики 4. Снижение бюджетного дефицита главная задача бюджетной политики.

5. Бюджетная политика в области управления государственным долгом. 6. Бюджетная политика Российской Федерации в 2002 году. Заключение. Введение. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная  политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика