Бюджетный процесс в России на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование бюджетного процесса, всех его этапов на федеральном уровне, а также перспектив совершенствования бюджетного процесса на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Дать определение бюджета и бюджетной системы;
- Понять структуру бюджетной системы и принципы ее построения;
- Раскрыть содержание бюджетного процесса на федеральном уровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1. Сущность и функции бюджета 4
1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ 7
II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
2.1. Содержание и участники бюджетного процесса 14
2.2. Составление проекта федерального бюджета 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Финансы.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ           3

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА   4

1.1. Сущность и функции бюджета        4

1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ   7

 

II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА

ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ         14

2.1. Содержание и участники бюджетного процесса     14

2.2. Составление проекта федерального бюджета     20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основной целью работы является исследование бюджетного процесса, всех его этапов на федеральном уровне, а также перспектив совершенствования бюджетного процесса на современном этапе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Дать определение бюджета и бюджетной системы;

- Понять структуру бюджетной системы и принципы ее построения;

- Раскрыть содержание бюджетного процесса на федеральном уровне.

Предметом исследования выступает бюджетный процесс на современном этапе.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена  теоретическим основам бюджетного процесса. Рассмотрены основополагающие вопросы: сущность, функции бюджета, принципы функционирования и построения бюджетной системы.

Вторая глава посвящена раскрытию этапов бюджетного процесса на федеральном уровне.

 

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Сущность и функции бюджета

 

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций. Слово бюджет имеет галльское  происхождение. «Бюджет» - это слово  заимствовано из Англии, где канцлер  казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась «бюджет», т.е. кожаный мешок1. Так же кожаный мешок назывался и у французов (budget, или ст.-фр. bougette).

С помощью бюджета  осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджет – это центральное звено системы финансов. Поскольку финансы – система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет – основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не ограничивается.

В словаре В.И. Даля бюджет определяется как «смета, учет, расчет, гадательный приход и расход за данный год».

В энциклопедическом  словаре даны два варианта понятия  «бюджет»:

1. роспись государственных  доходов и расходов на определенный  срок, утвержденная в законодательном  порядке;

2. предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок2

Бюджетное законодательство и бюджетная  практика различают понятия бюджет государства и государственный  бюджет. На основании Конституции  РФ, начиная с 1994 года, государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства - это консолидированный бюджет Российской Федерации, т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджет государства – сердце экономической системы. От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.

Сущность любой финансово  – экономической категории, в  том числе и бюджета, проявляется  в ее функциях. Если рассматривать бюджет как самостоятельную категорию, можно выделить следующие функции:

  1. Распределительная – национальный доход распределяется между отраслями, территориями, отдельными слоями;
  2. Регулирующая – чем большую долю государство изымает из ВВП, тем шире регулирующая функция государства, но тем ниже темпы экономического роста;
  3. Стимулирующая – с помощью бюджета государство может стимулировать развитие той или иной отрасли, развитие экономики в целом путем увеличения бюджетных расходов или сокращения налогов;
  4. Социальная – поддержание малоимущих граждан.

Бюджет как часть  финансовых отношений выполняет  следующие функции:

  1. Образование основного централизованного фонда денежных средств;
  2. Расходование бюджетного фонда;
  3. Контрольная.

Первую функцию выполняют  бюджетные доходы, которые образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, займов, а также безвозмездных перечислений. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Вторую функцию бюджета  выполняют конкретные направления  бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждения социальной сферы, экономическим регионам, для финансового обеспечения задач, функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета носят безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.  
          Контрольная функция бюджета создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств. Контроль за исполнением бюджета находится в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный  план страны закрепляет юридические  права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев  финансовой системы, всех участников хозяйственных  связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.п. Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развитие страны.

Бюджетное регулирование  – процесс распределение доходов  и перераспределение средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с  учетом государственных минимальных  социальных стандартов. 

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решения глобальных задач функционирования и развития общества.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения  функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

 

1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система  РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально – экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве. Вопросы функционирования бюджетной системы сводятся к следующим основным проблемам:

1. Формирование доходной  части бюджетов всех уровней.

2. Распределение средств между уровнями бюджетной системы.

3. Сбалансирование доходов  и расходов всех уровней бюджетной  системы.

4. Распределение средств  по линии расходной части всех  бюджетов.

 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

● федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

● бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

● местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

• единство бюджетной  системы;

• разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

• самостоятельность  бюджетов разных уровней;

• полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и  экономность использования бюджетных  средств;

• общее покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность бюджета;

• адресность и целевой  характер использования бюджетных  средств.

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации — это закрепление  (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является  принцип самостоятельности всех  бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы,  определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и  экономность использования бюджетных  средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджетный процесс в России на федеральном уровне