Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:53, контрольная работа
Основной целью работы является исследование бюджетного процесса, всех его этапов на федеральном уровне, а также перспектив совершенствования бюджетного процесса на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Дать определение бюджета и бюджетной системы;
- Понять структуру бюджетной системы и принципы ее построения;
- Раскрыть содержание бюджетного процесса на федеральном уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1. Сущность и функции бюджета 4
1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ 7
II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
2.1. Содержание и участники бюджетного процесса 14
2.2. Составление проекта федерального бюджета 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1. Сущность и функции бюджета 4
1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ 7
II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
2.1. Содержание и участники бюджетного процесса 14
2.2. Составление проекта федерального бюджета 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основной целью работы является исследование бюджетного процесса, всех его этапов на федеральном уровне, а также перспектив совершенствования бюджетного процесса на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Дать определение бюджета и бюджетной системы;
- Понять структуру бюджетной системы и принципы ее построения;
- Раскрыть содержание бюджетного процесса на федеральном уровне.
Предметом исследования выступает бюджетный процесс на современном этапе.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена
теоретическим основам бюджетно
Вторая глава посвящена раскрыт
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Сущность и функции бюджета
Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций. Слово бюджет имеет галльское происхождение. «Бюджет» - это слово заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась «бюджет», т.е. кожаный мешок1. Так же кожаный мешок назывался и у французов (budget, или ст.-фр. bougette).
С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения.
Бюджет – это центральное звено системы финансов. Поскольку финансы – система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет – основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не ограничивается.
В словаре В.И. Даля бюджет определяется как «смета, учет, расчет, гадательный приход и расход за данный год».
В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:
1. роспись государственных
доходов и расходов на
2. предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок2
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают понятия бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ, начиная с 1994 года, государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства - это консолидированный бюджет Российской Федерации, т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджет государства – сердце экономической системы. От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.
Сущность любой финансово – экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Если рассматривать бюджет как самостоятельную категорию, можно выделить следующие функции:
Бюджет как часть финансовых отношений выполняет следующие функции:
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, которые образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, займов, а также безвозмездных перечислений. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
Вторую функцию бюджета
выполняют конкретные направления
бюджетных расходов по отраслям хозяйства,
учреждения социальной сферы, экономическим регионам, для финансового обеспечения
задач, функций государства и местного
самоуправления. Расходы бюджета носят безвозвратный
характер. На возвратной основе могут
предоставляться только бюджетные кредиты
и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы
бюджета любого уровня осуществляются
за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками
и, следовательно, государство несет перед
ними ответственность за выполнение определенных
функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи
с доходами бюджетной системы.
Контрольная
функция бюджета создает условия для контроля
за поступлением доходов и целевым использованием
бюджетных средств. Контроль за исполнением
бюджета находится в исключительной компетенции
государственных органов власти.
Бюджет как главный план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.п. Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развитие страны.
Бюджетное регулирование
– процесс распределение
Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решения глобальных задач функционирования и развития общества.
Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально – экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве. Вопросы функционирования бюджетной системы сводятся к следующим основным проблемам:
1. Формирование доходной части бюджетов всех уровней.
2. Распределение средств между уровнями бюджетной системы.
3. Сбалансирование доходов
и расходов всех уровней
4. Распределение средств по линии расходной части всех бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
● федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
● бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
● местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и
экономность использования
• общее покрытие расходов бюджета;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим является
принцип самостоятельности
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных
источников доходов бюджетов
каждого уровня бюджетной
3) законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять источники
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Эффективность и
экономность использования
Информация о работе Бюджетный процесс в России на федеральном уровне